Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Память о св. Георгии епископе, пресвитерах Пароде и Петре и князе Бояне, мучениках Болгарских

 Память о св. Георгии епископе, пресвитерах Пароде и Петре и князе Бояне, мучениках Болгарских

Когда Грубош (Крум), князь Болгарский, взяв несколько городов империи Греческой, одержал (июня 29-го 813 г.) под Одрином (Адрианополем) победу над Греческим войском; то, отправясь сам к Константинополю, поручил осаду Одрина сыну своему Обритому или Крутогону, а часть пленников предоставлена была военачальнику Цоку. В числе пленных, которых всех было более 100,000, были и христиане из Славян. Таковы были родители будущего императора Василия Македонянина и сам Василий, тогда ещё юноша. «Чудный архиерей (Мануил Адрианопольский) и бывший с ним народ многих из Болгар привели к вере Христовой и посеяли семена христианского учения там и здесь, отвлекали Славян от языческого заблуждения и приводили к свету Богопознания». Когда Цок увидал, что пленники так успешно распространяют веру Греков, ставших ненавистными особенно за неблагородный, предательский поступок Льва Армянина с Грубошом, – Цок, столько же жестокий, сколько и фанатик язычества, потребовал от знаменитых христиан, дабы отреклись от Христа. 377 христиан, между ними два военачальника, охотно приняли мученическую смерть. Прежде других предан мучительской смерти Мануил, епископ Адрианопольский. Георгий, епископ Дебелого, иначе Загоры, одного из городов Славянской Фракии, и следовательно епископ Славян, также умер мучеником. В числе пострадавших священников пресвитер Парод – Славянин по имени; Пётр священствовал в Славянском городе Мглине, и Болгары особенно чтут поныне сего мученика: вблизи Тернова есть монастырь св. Петра Мглинского. Время Грубоша было весьма важным в истории южных Славян. Властители их, особенно по политической борьбе с Греками, ещё фанатически охраняли язычество, хотя и из них один, князь Цериг, в 777 г., оставив своих, принял крещение в Константинополе от патриарха-Славянина Никиты. в народе Славянском св. Вера имела уже десятки и сотни тысяч чтителей своих, особенно после проповеди, преподанной пленниками Грубоша Славянам.

Сын Грубоша Обритый, иначе Крутогон, помирился с империей и отпустил пленников. Киннамон, прекрасный по наружности и ещё более прекрасный по душе, понравился Обритому, и он оставил Киннамона при себе. Князю не по душе было, что тот христианин; но он думал, что ласками и милостями склонит его к языческой жизни. Между тем, Киннамону довелось воспитать в молодом Болгарском князе Бояне мученика св. Веры. Когда совершалась торжественная жертва, Киннамона пригласили в числе Славянской знати к участию в жертве. Искренний христианин отвечал: «нельзя пить чаши Господней и чаши бесовской» (1 Кор. 10:20). Его привели насильно к месту жертвы. Он смело объяснял ничтожность языческих богов и преступную глупость поклонения им. Против него зашумели с неистовой злобой, жестоко избили его и бросили в смрадную тюрьму. Обритый не был против христиан; заключив мир с империей, он обратился против Немцев и в 824 г. спас имп. Михаила от бунтовщика Фомы. – И однако Киннамон, по злости фанатиков язычества, пробыл в тюрьме до смерти Обритого († 826 г.).

Когда взошёл на Болгарский престол сын Обритого Маломир, иначе Владимир; брат его Боян, давно познакомившийся с Киннамоном, просил Маломира отыскать и прислать к нему Киннамона. Желание его было исполнено. Боян, увидав Киннамона, изумился, что тот до крайности истощён и исхудал. Киннамон объяснил, что неважно истомление тела, а очень опасно, если душа истомлена. «За что же ты так страдал?» – спросил князь. Киннамон отвечал, что ничего худого не делал он, только тьма не любит света. В долгой беседе искренний и просвещённый христианин объяснил князю-язычнику несчастие язычества Славянского и пагубу языческой жизни, равно неизбежную нужду христианства для вечности человеческой. Бог неба и земли, говорил христианин, унижается и оскорбляется поклонением болвану Перуну; солнце – творение Божие, а не Даждь Бог; огонь также творение Божие, а не бог Сварог; всё язычество – дело грешного человечества, по движениям страстей и в угоду страстям придумавшего богов. Жертвы и омовение не очищают грешной души, а только питают грешную плоть. Без Христа Иисуса нет света для ума, нет жизни для души. Он один и учитель человечества и Спаситель наш, примиривший правду Божию Своею смертью с виновным человечеством. Не желаешь себе погибели? Веруй в Господа Иисуса. Боян с радостью принял крещение и стал посвящать жизнь свою молитве, Богомыслию, посту. – Маломир, узнав о обращении брата к христианству, потребовал от него со всей настойчивостью отказаться от веры Греков. «Лучше приму смерть, чем решусь жить жизнью язычника; чту Христа Спасителя моего и умру за Него, отвечал Боян. Владетельный князь-язычник осудил брата-христианина на смерть. Исповедник, идя к месту казни, исполнился духа пророческого. «Вера, говорил он вслух всех, за которую я ныне лишаюсь жизни, распространится по всей стране Болгарской. Напрасно думают остановить её моей смертью. На всяком месте постановлено будет знамение креста; а идолы и их жертвенники с храмами исчезнут. Жаль, что брат мой Маломир скоро потеряет жизнь». – Предсказание исполнилось и прежде всего и над братом: Маломир скоро умер вовсе неожиданно († 830 г.); мученик князь скончался от удара меча.

Примечания
1* Чертков о Манассииной летописи, стр. 87–96. О войне Святослава, стр. 143–145.
2* Даже после января 814 г. более 12,000 пленных уведено Крумом в Болгарию, а другая часть Крумовой армии увела ещё 50,000 – Чертков о Манассииной летоп. 92. Главное местопребывание Грубоша – Шумен, из которого после образовалась Шумла.
3* Кедрин 2, 558. Зонара 2, 163. Василия Македонянина признают Славянином Арабский писатель Гамза и Византийский Генезий. По словам последнего Василий земледелец любил бороться „на подрез“. Переводчик Манассииной летописи говорит, что имп. Василий был „от села Белипра, близ сющаго праваго града Македонскаго“ (у Черткова, стр. 23), тогда как по словам монаха Георгия, „родился в Македонии, в округе Адрианопольском“ (р. 396), по выражению Симеона логофета, „был родом Македонянин, по отечеству Адрианополец“ (р. 326). По известию Кедрина (2, 399), имп. Михаил, предпринимая возвратить Одрин, не хотел употребить стенобитных башен, чтобы иначе „Скифы, живущие вокруг Адрианополя“, не научились действовать этими машинами. – Таким образом сёла, расположенные вокруг Одрина, в конце VIII века состояли из жителей Скифов –Славян и Македония – означала страну Славян, как и в древнее время. – Близ Адрианополя гор. Берсиниция – Березница (796 и 813 г. у Феофана) горный проход Гема – Берегава (678 г. у Феофана).
4* Константин Порфирогенит in vita Basilii р. 135. 136. Тоже Кедрин 2, 558.
5* В менологе Василия под 21 января: „при имп. Льве Армянине Крум, Болгарский князь, со множеством людей, осадил Адрианополь Фракийский и взял св. Мануила епископа. Сперва велел он отрубить ему руки, потом рассечённого мечом отдал в пищу зверям. За это нечестие он подпал ненависти со стороны своего народа и был задушен верёвкой. – Принявший власть над Болгарами нечестивейший Цок собрал всех пленных христиан, воевод, священников, простых мирян, принуждал отречься от христианской веры. Болгары тогда ещё не были христианами. – Когда же те не захотели исполнить его волю, велел иных обезглавить, других умертвить жестокими казнями“. Здесь много неверного. Грубош умер, задушенный приливом крови, в пятницу на Святой неделе апреля 14-го 814 г. (Krug byzantin. choronol. s. 156). Так как св. Мануил скончался 22 января, а в этом месяце 814 г. Лев Армянин хотел обманом умертвить Грубоша; то мученичество св. Манупла последовало конечно вслед за открывшимся обманом, янв. 22-го 814 г. – После Грубоша наследовал престол сын его Обритый, иначе Крутогон и Муртагон. – Цок никогда не был владетельным князем, а был только военачальником. Имя Цока поныне обыкновенное у Болгар. Славян. перевод синаксаря 1340 г. (Зап. Акад. VI, 110) неверен подлиннику, но замечательны в нём Одринь град Фрачьски, Круг, Бльгарскы кнез.
6* Феофан (ар. Aseman. 2, 332) ясно говорит, что св. Георгий взят был в 811 г., когда взят был город Загоры. Не только минеи (выписки in act. Sanet. Ianuar. 2, 441. 442), но и Константин Порфирогенит (Vita Basilii р. 136) относят кончину св. Георгия и других уже ко времени Обритого. Но Обритый ли мучил христиан? Так как Обритый всегда был более расположен к христианам, чем отец его, и пленные поручены были Грубошем Цоку, то мучение христиан справедливо приписывается в месяцеслове Василия Цоку. Сл. прим. 23.
7* Григоровича путешествие, стр. 175.
8* Stritten Bulgarica р. 529–532. Slavica р. 81. 82. Baronius ad an. 772. Чертков о. Манассииной лет., стр. 77–80.
9* Историк чудес святого Димитрия Солунского говорит о пленниках Аварского кагана: „с того времени (со времени пленения) они (христиане) смешались с Болгарами, Анарами и другими язычниками и, когда родили одни от других детей и возросли в многолюдный народ, то дети от родителей переняли расположение и любовь к нравам Греческим; через веру православную и живительное крещение умножилось христианское племя“. – Кубарь с этим народом около 640 г. перешёл Дунай и поселил его невдали от Охриды. Св. Димитрий Солунский и Славяне, Μ. 1847 г. Окончательное и самое многолюдное переселение Славян с северного берега Дуная в древние южные свои места совершилось с 678 года. Тогда они, соединясь с оставшимися на юге Славянами, стали властвовать над колонистами Греками во Фракии, Македонии и Иллирике, – образовалось Болгарское княжество. Никифор Chron. р. 22–25. Феофан р. 296–301. Константин Багрян. de themat. 2, 20. 21. Зонара 2, 91–93. Кедрин 438–441. Манассиина лет. у Черткова, стр. 61. „О начале христианства, его распространении и утверждении (?) между Болгарами“ – в Христ. Чтен. 1858 года 11, 141. 216. 269. Здесь много собрано сведений верных, но довольно пропусков и ошибок. Лев Мудрый (Tactic. с. 18) писал: „и Славяне в древности были свободными, когда жили за Дунаем. Но Римляне победили Славян, проводивших жизнь пастушескую и прежде, чем перешли те через Дунай, покорны были игу Римской власти... Перешедши же (из-за Дуная) не хотели более покоряться никому, как своим; они думали, что лучше быть под властью и законами князя своего племени, чем у Римлян. Так они остаются одинаковыми до наших времён, хотя приняли освящение св. крещения“. О времени возвращения Славян в Македонию и Эпир – в Болгарском переводе Манассииной летописи. Здесь оно относится ко времени импер. Анастасия (491–518). См. слова у Черткова о Манассииной летоп., стр. 39. и в Ж. Μ. Просв. 1837 г. III, 364. Кодин о зданиях Констант.: „монастырь Дамиана построил Дамиан, родом Славянин, префект постельничих при импер. Феофиле иконоборце“ (829–841) ed Beck. р. 116. В статье Христ. чтен. 1858 г. II, 141. 216. 269: „о начале христианства, его распространении и утверждении (?) между Болгарами“ много собрано сведений верных, но много пропусков и ошибок.
10* Константин de vita Basilii р. 136. 137. Мир заключён и пленники отпущены в 817 году. Assemani calend. 2, 353. 359. У Георгия монаха по некоторым спискам сказано, будто Крум полагал препятствия возвращению пленных; но в других списках препятствовавший назван Κομης – Комис, граф (Stritten Bulgarica § 73). В этом Комите нельзя не узнать милого Цока,
11* Манассиина летопись у Черткова, стр. 95–97.
12* О божествах Болгарских св. Григорий в переводе Малаловой летописи у кн. Оболенского, в предисл., стр. 16. 17. Μ. 1851 г. Сл. Черниг. Епархиал. Известия 1863 г., стр. 521. 524. 525. 1864 г., стр. 32. Кое-что о религии Славян у Колесникова: обозрение известий Византийских о быте языческих Славян, стр. 208–213. Опыты студентов Харьковского университета, Харьк. 1848 г. О свароге Дитмара Шафарик в своих поправках: Славянские древности V, 271–276.
13* Симеон Логофет: „Крум, по обычаю народа устроив жертвенник за золотыми воротами, принёс в жертву множество скота и людей; потом, погрузив ноги у морского берега, омылся водой и очистил народ свой“. Stritten Bulgarica р. 554. О Руссах Святослава Лев Диакон: „совершая празднество, умертвили младенцев и петухов, погрузив их в воды Дуная“. Hist. IX. р. 149 ed. Bon.
14* Феофилактово житие мучеников (ор. 3, 477 s. Venet. 1656) в переводе Савельева (Славянский сборник, СПб. 1848 г.), впервые объяснявшего Византийскую путаницу о Болгарских князьях, но не везде удачно. О происхождении Болгар подробное исследование гр. Уварова: De Bulgarorum utrorum que origine et sedibus antiquissimis, Dorpatiæ 1853. Сочинитель, знакомый с источниками и пособиями, доказывает, что Дунайские Болгары Славяне и их родина – Карпаты, тогда как родина Волжских Болгаров – Кавказ.