† Память о св. Феодоре, епископе Ростовском и чудотворце Суздальском
Блаженный Феодор был посвящён в епископа Ростовского в 990 г., и в этом году построен им в Ростове из дубового дерева первый соборный храм в честь Богоматери, стоявший после того 168 лет. Грубые язычники Ростова, принявшие и после того так худо св. Леонтия, весьма враждебно смотрели на первого христианского епископа Ростова. Много вытерпел от них разных оскорблений блаж. Феодор; но в 992 г. принуждён был удалиться из Ростова. То самое, что мощи св. Феодора с незапамятных времён почивают в Суздальском соборе, показывает, что блаж. Феодор, изгнанный из Ростова, жил в поселении, сделавшемся впоследствии городом Суздалем, и что проповедь его в краю Суздальском, в первые два столетия входившем в круг Ростовской епархии, сохранилась в благодарной памяти края. О проповеди его в Суздальском краю говорит между прочим и стенная надпись 1635 г. над мощами его. «В л. 6498 (990), говорит она, первый благов. и вел. князь Владимир просвети Суздальскую землю святым крещением и паству вручи епископу Феодору». Согласно с летописью, просвещение Суздальского края св. Феодором надобно считать с 992 г.. Так как по спискам Ростовских епископов XIV в. прежде св. Леонтия три раза поставляется в Ростове Феодор, то это подаёт мысль, что св. Феодор из Суздальского уединения снова возвращался в Ростов на кафедру. Это подтверждается и ркп. житием св. Леонтия; здесь сказано о равноапостольном Владимире: «Феодора епископа посла в Ростов с князем Борисом» . Поскольку же известно, что св. Борис был послан в Ростов в 1010 г. на место князя Ярослава, поступившего в Новгород; то прибытие св. Феодора в Ростов вместе с кн. Борисом было также не прежде 1010 г.. В этот раз он пробыл в Ростове вероятно до 1014 г., пока не вызван был кн. Борис больным отцом в Киев. Страдальческая кончина св. Бориса и последовавшая за нею кровавая борьба Ярослава с братоубийцей Святополком благоприятны были только для фанатиков язычества, и блаженному епископу трудно было в такое время удержаться в Ростове. – В помянутом житии св. Леонтия сказано, что блаж. Феодор, прибыв с князем Борисом в Ростов, хотя усердно трудился над просвещением народа св. верой, но неверие глубоко пустило корни в народе, и проповедник «изгнан бысть». – По спискам Ростовских епископов после удаления Феодора из Ростова сюда прислан был Иларион; но и тот, как видно по другим источникам, от ненависти язычников скоро удалился из Ростова. – По летописям не показан год кончины св. Феодора. По рассказу их об избиении женщин волхвами в Суздале в 1024 г. не видно, чтобы тогда был жив ревностный проповедник св. истины; но во всяком случае несомненно, что это свирепое восстание проповедников язычества было делом злости их, раздражённой успехами проповеди св. Феодора. Таким образом блаженную кончину ревностного пастыря надобно отнести к 1023 г. Над гробницей святителя, почившего в Суздале, в ΧVΙ в. возложен дорогой покров с такой, шитой, надписью: «л. 7089 (1581), – молясь Пресв. Богородице и великому чудотворцу, епископу Феодору, Суздальскому, положила сей покров на великого чудотворца епископа Феодора князя Владимира Андреевича княгиня Евпраксия». – В 1633 г. Суздальский архиепископ писал в Суздальский девичий монастырь: «молитвы великих святителей и чудотворцев Суздальских Иоанна и Феодора да будут с вами».