Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Память о св. Феодоре, епископе Ростовском и чудотворце Суздальском

 Память о св. Феодоре, епископе Ростовском и чудотворце Суздальском

Блаженный Феодор был посвящён в епископа Ростовского в 990 г., и в этом году построен им в Ростове из дубового дерева первый соборный храм в честь Богоматери, стоявший после того 168 лет. Грубые язычники Ростова, принявшие и после того так худо св. Леонтия, весьма враждебно смотрели на первого христианского епископа Ростова. Много вытерпел от них разных оскорблений блаж. Феодор; но в 992 г. принуждён был удалиться из Ростова. То самое, что мощи св. Феодора с незапамятных времён почивают в Суздальском соборе, показывает, что блаж. Феодор, изгнанный из Ростова, жил в поселении, сделавшемся впоследствии городом Суздалем, и что проповедь его в краю Суздальском, в первые два столетия входившем в круг Ростовской епархии, сохранилась в благодарной памяти края. О проповеди его в Суздальском краю говорит между прочим и стенная надпись 1635 г. над мощами его. «В л. 6498 (990), говорит она, первый благов. и вел. князь Владимир просвети Суздальскую землю святым крещением и паству вручи епископу Феодору». Согласно с летописью, просвещение Суздальского края св. Феодором надобно считать с 992 г.. Так как по спискам Ростовских епископов XIV в. прежде св. Леонтия три раза поставляется в Ростове Феодор, то это подаёт мысль, что св. Феодор из Суздальского уединения снова возвращался в Ростов на кафедру. Это подтверждается и ркп. житием св. Леонтия; здесь сказано о равноапостольном Владимире: «Феодора епископа посла в Ростов с князем Борисом» . Поскольку же известно, что св. Борис был послан в Ростов в 1010 г. на место князя Ярослава, поступившего в Новгород; то прибытие св. Феодора в Ростов вместе с кн. Борисом было также не прежде 1010 г.. В этот раз он пробыл в Ростове вероятно до 1014 г., пока не вызван был кн. Борис больным отцом в Киев. Страдальческая кончина св. Бориса и последовавшая за нею кровавая борьба Ярослава с братоубийцей Святополком благоприятны были только для фанатиков язычества, и блаженному епископу трудно было в такое время удержаться в Ростове. – В помянутом житии св. Леонтия сказано, что блаж. Феодор, прибыв с князем Борисом в Ростов, хотя усердно трудился над просвещением народа св. верой, но неверие глубоко пустило корни в народе, и проповедник «изгнан бысть». – По спискам Ростовских епископов после удаления Феодора из Ростова сюда прислан был Иларион; но и тот, как видно по другим источникам, от ненависти язычников скоро удалился из Ростова. – По летописям не показан год кончины св. Феодора. По рассказу их об избиении женщин волхвами в Суздале в 1024 г. не видно, чтобы тогда был жив ревностный проповедник св. истины; но во всяком случае несомненно, что это свирепое восстание проповедников язычества было делом злости их, раздражённой успехами проповеди св. Феодора. Таким образом блаженную кончину ревностного пастыря надобно отнести к 1023 г. Над гробницей святителя, почившего в Суздале, в ΧVΙ в. возложен дорогой покров с такой, шитой, надписью: «л. 7089 (1581), – молясь Пресв. Богородице и великому чудотворцу, епископу Феодору, Суздальскому, положила сей покров на великого чудотворца епископа Феодора князя Владимира Андреевича княгиня Евпраксия». – В 1633 г. Суздальский архиепископ писал в Суздальский девичий монастырь: «молитвы великих святителей и чудотворцев Суздальских Иоанна и Феодора да будут с вами».

Примечания
1* Собр. л. I, 150. IV, 102. VI, 128. VII, 75. 314. IX, 65.
2* Степен, кн. I, 153. Ркп. житие св. Феодора у Румянцева № 164.
3* Никон. л. I, 105. Ключарь Анания о граде Суздале, стр. 19–21, во времен. М. общ. ист. ч. 22. См. ещё прим. 37. Суздаль по летописям видим уже в 1024 г. Собр. л. 5, 135. 7, 328. 329. Ник. I, 130.
4* Собр. л. IV, 102. VI, 128. IX, 14. Прежде св. Леонтия в Ростове «Феодор, Феогност, Феодор, Иларион, Феогност, Феодор». По житиям св. Леонтия и Аврамия (у пр. Макария 1, 200. 201), после Феодора занимал кафедру в Ростове не Феогност, а Иларион. Тоже по известию о сгоревшей первой Ростовской церкви: «а служило у той церкви епископов 7:1 епископ Феодор, 2 епископ Иларион, 3 епископ Леонтий чудотворец»... и пр. VII, 313. Не приходил ли Феогност в Ростов с случайным поручением правительства?
5* Музей Румянц. № 156 и 160. Распространённое житие св. Леонтия в Пр. собеседнике 1858 г. I, 301. 302.
6* О св. Борисе и Глебе см. мая 2 ч.
7* В упомянутом (прим. 43) житии, св. Леонтия «той бысть первый епископ Ростову Феодор. – И крести Ростовскую землю и Суздальскую и церковь в Ростове во имя Владычицы нашея Богородицы Приснодевица Мария и устрой ю чудну вельми и – много поучив я вере христианстей; но не можете их уверити до конца, искони элому их неверствию укоренившуся. И изгнан бысть от них. Се же слыша патриарх (?), яко Феодор епископ многи люди крести, но не можаше их привести до конца в познание истинного Бога, но изгнан быв избежа от них; патриарх же паки вскоре избра от своего клироса Лариона именем». Краткое житие св. Леонтия: «бывшие там прежде него (Леонтия) епископы Феодор и Иларион удалились оттуда, не терпя неверия и гонения от народа».
8* Никон. л. 1, 130. Собр. л. V, 135. VII, 329.
9* Ключарь Анания о граде Суздале, стр. 117–148. Здесь документами доказано, что в честь св. Феодора епископа строились храмы и память его праздновалась 8 июня. Служба ему и святителю Иоанну написана была иноком Григорием, описавшим и жизнь преп. Евфимия, в конце XV в. У Анании показаны и чудеса святителя, стр. 148–153. Служба ему в ркп. XVII в. у Толстого 2 № 1911. Сл. Владимир. сборник, стр. 165. В одном списке святцев сказано: «преставися в л. 6981 г.» Это – очевидная ошибка. Если бы написали: открыты мощи в л. 6981 (1473), то это было бы вероятное показание.
10* Ист. а. 3. 346.