Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Память о св. Евпраксии, княжне Псковской

 Память о св. Евпраксии, княжне Псковской

Блаженная Евпраксия, в мире Евфросиния, была дочь Полоцкого князя Рогвольда Борисовича и супруга князя Ярослава Владимировича. Отец Ярослава, князь Владимир Мстиславич, княживший в Пскове, несмотря на то, что женат был на дочери Рижского бискупа, много терпел оскорблений и бед от Немцев и вынужден был вместе с Псковичами не раз воевать против коварного ордена. – Ярослав, не наученный опытом отца, думал жить счастливо между Немцами: недобрый муж бросил добрую жену свою, ушёл из Пскова к рыцарям и там женился на Немке; получив во владение городок Одемпе (Медвежью голову), за одно с Немцами не раз нападал на Русские поселения; в 1231 г. он захватил Изборск, но Псковичи схватили его здесь и заточили в Северный Переяславль. – Благочестивая супруга его, брошенная легкомысленным мужем, обратилась к подвигам благочестия. Она основала в Пскове женский монастырь св. Иоанна Предтечи. Каменный храм Предтече, построенный ею, доселе цел и сам собой говорит, как о своей древности, так и о благочестии строительницы. Он сложен из крепкой, тёсаной плиты, с перемежкой четвероугольных кирпичей такой глины, обжиги и цвета, каких не видно во Пскове; кирпичи весьма сходны с Голландскими и Английскими. Так праведница не жалела издержек для дома Божия и дорогой ценой выписывала кирпич из заграничных мест. Не найдя утешения в мире, она искала их в Господе; приняв иночество, она была настоятельницей основанной ею женской обители. При гробнице её доселе стоит настоятельский чёрный посох её. Праведница приняла мученическую смерть от руки пасынка своего в г. Оденпе. Летописи не объясняют, почему пасынок поступил так с доброй матерью. Но принимая во внимание, что пасынок был сын Немки, папа Григорий домогался склонить Ярослава к принятию папизма, о чём писал послание к нему, и, по наставлению бескорыстных Немцев, Ярослав отказал Дерптской Церкви «половину своего законного наследства», которого не имел, – присоединяя к тому то, что смерть праведницы последовала на другом году после знаменитой победы Невского над Немцами, считаем и вполне вероятным, что мученическая смерть Евпраксии была делом жадного до корысти Немецкого папизма, излившего месть над ней за неудачи Ярослава и за своё собственное бесславие. Мощи праведницы принесены были во Псков и, здесь погребённые, скоро ознаменовались чудом; она умерщвлена 8 мая, а с 18 мая открылось знамение. Современник пишет: «в 18 день мая 1243 г. в Псковском монастыре св. Предтечи явилось знамение от иконы Спасителя, стоящей над гробом княгини, супруги князя Ярослава Владимировича, которую убил пасынок её в Медвежьей Голове; 12 дней истекало миро от иконы и наполнило 4 вощаницы, как скляницы. Две вощаницы привезены были на благословение в Новгород, а две оставлены во Пскове. Слава Тебе, Господи, давшему нам грешным и недостойным рабам такое благословение! Уповаем на Тебя, Вседержитель! Ты человеколюбивый призираешь на нас убогих великой милостью». – Мощи св. княгини-инокини почивают под спудом в Предтечевом храме; в ногах её погребена келейница её, монахиня Сандулия. Лик праведной княгини изображён древним письмом на двух иконах: на одной она молится перед Иоанном Предтечей и Ап. Андреем; другая икона при чудотворной иконе Спасителя. Память праведницы местно чтится 16 октября.

Примечания
1* Карамз. 4, пр. 103.
2* Слова летописей у Погодина, исследов. VI, 323–325.
3* Собр. лет. III, 48. 49. IV, 177. 178. Карамз. 3, 158. 159.
4* Карамз. III, пр. 341.
5* См. нояб. 23 д.
6* Собр. лет. III, 54. V, 182. Степ. кн. 1, 353. «Вощаницы» – вощаные чаши над деревянными, расписными, свечами, куда ставились свечи. Образцы их в древн. гос. Poс. 1, 159.
7* Гр. Толстого святыни и древности Пскова, стр. 70. 71. Сведен. о монаст. 453.