Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Память о благов. князе Андрее Боголюбском

 Память о благов. князе Андрее Боголюбском

Благов. князь Андрей, сын в. кн. Юрия Долгорукого, как удельный князь, в разное время владел Пинском, Дорогобужем, Пересопницей, Вышгородом. В молодых летах отличался он воинской отвагой. Под Луцком (1150 г.) он гнал неприятелей и был окружён ими на мосту; конь его пробит был двумя копьями, камни сыпались на него градом; тяжёлый Немец занёс на него рогатину, но он с молитвой в душе отразил от себя удар и возвратился к своим целый. В 1151 г. пылкий Андрей подвергался опасности под Киевом; бросясь на другую сторону реки, он гнал стрелков неприятельских к городу, но был оставлен своими; один из его дружины, схватив за узду коня Андреева, удержал его и тем спас от плена, если не от смерти. В 1152 г. в жаркой битве при р. Руте Андрей сильным ударом изломал своё копье, шлем слетел с головы его и щит упал на землю, но и на этот раз Господь спас набожного князя.

При личной храбрости, князь Андрей не любил в душе неумолкаемого шума южных усобиц, столько бед наносивших югу для призраков власти и славы. Рождённый и воспитанный на севере, он стремился душой в свою отчизну Владимир и не раз просил отца отпустить его туда. Туда звали Андрея и родные жёны, хотя вовсе не для него, а для себя. В 1154 г., после многих кровавых битв, отец его стал в. князем Киева и дал сыну Вышгород с тем, чтобы в его храбрости иметь близкую опору себе. Но Андрей в следующем году, тайно, вопреки желаниям отца, отправился в северную отчизну. Он взял с собой из Вышгорода чудотворную икону Богоматери, доставленную туда из Константинополя. – С этой иконой, в 10 верстах от Владимира, лошади остановились и не шли вперёд, а явившаяся Богоматерь, во время ночной молитвы Андрея, объявила, что икона Её должна быть во Владимире, а не в Ростове; это значило и то, что Кучковичи лгали для корыстных целей своих, уверяя Андрея, будто Ростовцы с нетерпением ждут его. Благоверный князь велел изобразить Богоматерь в том виде, в каком явилась Она ему, и на месте видения велел строить обитель и храм в честь иконы Боголюбской. Место это получило от него название Боголюбова, как ознаменованное знамением любви небесной, и оно стало любимым местом пребывания его. Поныне ещё цела каменная пристройка к Боголюбскому храму, где жил кн. Андрей и где довелось ему окончить жизнь. Оставаясь удельным князем Владимирским, он теперь заботился улучшать состояние княжества своего, – по мере способов своих.

Когда умер отец Андрея Юрий, князь Суздальский и Киевский (1157 г.), Ростовцы и Суздальцы, узнав вблизи высокие качества Андрея, признали его своим князем, хотя и не того желал Юрий. Так благоверный Андрей стал великим князем северной России. Теперь круг действий его расширился. И дела его можем мы рассмотреть: а) в отношении к соседним областям – к Болгарии, к Новгороду, к Киеву; б) дела в его собственном княжестве.

Болгары и прежде князя Андрея платили дань Суздальскому князю. При нём оказались оскорбления для Русских со стороны Болгар-матометан. Великий князь Андрей решился образумить их, для славы имени Христа. Он отправился к ним с многочисленным войском. Чудотворная икона Богоматери и икона Спасителя, что замечательно для нашего времени, благословляющего именословно, находились в войсках его вместе с крестом. Болгары не раз были разбиты, несколько городов их взято, торжество над ними было полное. Возвращающиеся чудные иконы всё духовенство и народ встретили торжественно на берегу реки Клязьмы сентября 21-го 1164 г. и на месте встречи поставлен был храм в честь Богоматери, к которому потом каждый год 21 сентября бывал крестный ход из собора. В то же самое время император Мануил одержал победы над магометанами Арабами. Потому поставлено было и в Греции, и в России праздновать кресту Христову в 1 день августа.

В отношении к Новгороду великий князь Андрей в самом начале правления своего объявил (1159 г.): «хочу искать Новгорода добром и лихом». Это значило, что по сознанию умного и дальновидного князя демократия богатого и сильного княжества не способна была доставлять всей пользы при раздробленной власти, и он положил смирить её, для пользы всей России; в продолжение всего княжения стремился он к этой цели и достиг её: Новгород слушался великого князя Андрея. В 1159 г. он сказал Новгородцам: «вы должны целовать крест в том, что будете признавать меня своим князем, а я буду заботиться о вашем счастье». И на другой год Новгородцы уже просили у Андрея себе князя; слова его были взвешены, поняты и приведены в исполнение. В 1167 г. Новгородцы выгнали назначенного Андреем князя Святослава. Князь Андрей с войском объявил: «нету вам князя иного, разве Святослава». Новгородцы захотели стоять на своём, приняли князя не по воле великого князя Суздальского. Мало того – часть Новгородских владений уже платила дань князю Андрею. Но в 1169 г. Новгородцы захотели, чтобы эта часть вновь платила дань Новгороду. То и другое вызвало войну. Как ни сильно пострадало Суздальское войско под Новгородом, но Новгород вынужден был смириться перед великим князем Андреем.

В Киеве после Юрия, отца Андреева, в первые годы княжили князья, старшие князя Андрея. Когда же после блаженного князя Ростислава занят был Киев князем Мстиславом Изяславичем, это было обидно для князя Андрея. – Мстислав был троюродный племянник князя Андрея. Открылась (1169 г.) война, и сын Андрея посадил на Киевском столе князя дядю своего Глеба. Спустя два года Глеб умер, затем скоро умер и князь Владимир; в 1171 году по воле Андрея занял престол Киевский князь Роман Смоленский. Резкий отзыв князя Андрея о Ростиславичах вооружил против власти его многих южных князей. После несчастной Вышегородской осады Киевский престол занят был помимо воли Андрея; но скоро затем юг опять покорился сильному князю Суздальскому.

Таков был Суздальский великий князь Андрей в отношении к другим княжествам: он положил начало единодержавию России.

Много, очень много сделал он благодеяний для своего северного княжества.

Увеличив крепость Клязменского Владимира, заложил он великолепный собор в честь Успения Богоматери. С полным усердием наблюдал он сам за построением этого храма и не щадил издержек. Камень для храма привозим был из каменоломен Болгарских. Внутренняя отделка и украшение собора совершались самой щедрой рукой: дорогие каменья, серебро, золото покрывали иконы; несколько сосудов и крестов было золотых. Когда храм был готов, в нём поставлена чудная икона Богоматери: «на неё употребили более 30 гривенок (15 ф.) золота, кроме серебра и дорогих камней». Храм заложен был апреля 8-го 1158 г., а освящение совершено июня 21-го 1160 г. и в следующем году внутренние стены его были и расписаны. Князь назначил для собора лучшие имения с купленными поселенцами, десятую часть из стад и десятый торг; он назначил быть здесь кафедре и всё это утвердил грамотой. Он даже просил патриарха, чтобы для северной России назначен был особенный митрополит и кафедра его была бы во Владимире; но патриарх не согласился выполнить желание его, опасаясь раздоров.

В 1165 г., оплакивая смерть сына своего Изяслава, Боголюбивый построил, для молитвы за усопшего, монастырь Покровский; это в версте от Боголюбова, при впадении реки Нерли в Клязьму.

Современник говорил, что благочестивый князь «церкви украси, монастыри многа созда, кормитель бе чернецов и черницам и убогим». Этот отзыв даёт право положить, что кроме двух обителей (Боголюбской и Покровской) св. князем Андреем построены были Владимирский Вознесенский монастырь, известный по летописи с 1187 г., Владимирский Спасский у золотых ворот, устроенных князем Андреем, Владимирский Успенский девичий, от коего Княгинин 1200 г. отличается именем нового. Козмодемьянский, коего игумен у Арсений решился внести тело убиенного князя в храм. В управлении своей страной благоверный князь старался наблюдать строгую правду. Если он заставлял родных князей удалиться из Суздальской страны в Грецию, то и отец я его не давал даже сыновьям своим уделов в Суздальском княжестве; князь Андрей не хотел видеть раздробленную и оттого слабую власть княжескую в земле Суздальской; он желал быть в состоянии делать добро другим столько, сколько хотелось ему по влечению сердца христианского. Сам проводя жизнь трезвую, чистую, деятельную, он награждал добрых, но преследовал пороки в других строгостью закона. По летописи, в народе говорили: «где закон, там и обид много». Это значило, что своеволию не нравится то, что полагает ему границы, ему «свой суд короче». Благоверный князь был сострадателен к несчастным до того, что иногда сам ухаживал за больными; а для бедных и заключённых в темницах развозили, по его приказанию, пищу и мёд. Боголюбивый любил христианское просвещение и прилежно читал книги; особенно много заботился он о просвещении христианской верой магометан-Болгаров, язычников Черемис и Мордвы, Иудеев – жителей каждого торгового города; много заботился он и о присоединении папистов к св. православию. При дворе его много жило обращённых к св. вере.

«Вам дано о Христе не только веровать в Него, но и пострадать за Него» (Фил. 1:29), писал Апостол некоторым из учеников своих. Тот же дар дан и блаженному князю Андрею. За живую, пламенную любовь свою к Господу он удостоен страдальческой кончины. Это было на 63 году жизни его.

Близкий родственник князя Андрея, Яким Кучкович с зятем, озлобленный тем, что брат его казнён за какое-то преступление, Анбал Ясин, крещённый язычник, Ефрем Моизич, крещённый жид, составили заговор на жизнь Андрея и присоединили к себе ещё до 16 человек; одни из заговорщиков пылали злобой за то, что справедливый князь не дозволял им, вопреки их надеждам, весело жить на счёт других; другие рвались от зависти и негодовали на князя за то, что он верного и лучшего слугу своего Прокопия отличал особенной любовью. Все они были осыпаны милостями князя и Анбал был полным распорядителем в домашнем хозяйстве князя; но страсть, тоже что ад, не скажет: довольно. В пятницу злодеи составили заговор и решили убить Андрея на другой день ночью. В глубокую ночь, вооружённые заговорщики пришли ко дворцу в Боголюбов, зарезали стражей, вломились в сени, подходили к спальне князя; но ужас напал на них, – они бросились бежать из сеней; в погребе княжеском напились вина и опьяневшие пошли опять в сени. У спальни один из них стал звать князя: «государь! государь князь великий!» Андрей, услышав голос, спросил: кто там? Ему отвечали: Прокопий. «Это не Прокопий», громко сказал князь спавшему в его комнате отроку. Убийцы, узнав по голосу, где князь, стали ломать и – выломали двери. Андрей вскочил, хотел схватить меч, который был всегда при нём (он принадлежал св. князю Борису); но меча не было, – ключник Анбал украл его днём. Двое убийц вскочив бросились на Андрея, но он был силен и сшиб одного с ног, как вбежали прочие; впотьмах они убили товарища вместо князя, потом, узнав, напали на князя. Долго отбивался князь, несмотря на то, что со всех сторон рубили его саблями и кололи копьями. – «Нечестивцы! кричал он им, зачем хотите вы сделать то же, что Горясер (убийца св. Глеба)? Какое зло сделал я вам? Господь отмстит вам за кровь мою и за неблагодарность к милостям моим». Наконец блаженный Андрей упал под ударами. Убийцы подумали, что дело кончено, – князь убит; гонимые страхом, схватили товарища и поспешили уйти из спальни. Князь поднялся на ноги, и в беспамятстве, стоная громко, вышел в сени. Убийцы услыхали стоны и воротились. Не найдя его в спальне, они испугались: «погибли мы, если не найдём его», сказали они. Зажгли свечи и следом крови дошли до князя; Андрей сидел под крыльцом. Зять Кучкова отрубил ему руку; другие вонзили в грудь мечи. Андрей успел сказать: «Господи! в руце Твои предаю дух мой», и скончался. Это было ночью с 29 на 30 июня 1174 года. Утром следующего дня убив Прокопия, убийцы ограбили во дворце княжьем серебро, золото, дорогие камни, жемчуг, ткани и отправили ограбленное по домам. Затем и сами и через своих взволновали народ против верных чиновников князя; начались грабежи и убийства такие, что страшно было смотреть, говорит очевидец.

Святое тело благоверного князя, брошенное в огороде, валялось без призора; добрый слуга Козма, отыскав его, стоял и горько плакал над ним. Увидев Анбала, идущего во дворец, Козма вскричал ему: «дай ковёр или что-нибудь покрыть князя». – «Оставь его, сказал с злобой Анбал; мы кинули его на съеденье псам». – «Изверг!» воскликнул добродушный слуга; «помнишь ли, в каком рубище пришёл ты к князю? Теперь ты в бархате, а князь, благодетель твой, лежит ногой». Анбал дал ковёр и епанчу; Козма прикрыл тем тело усопшего и положил в притворе церкви. На третий день, когда ещё мятеж не кончился, Козмодемьянский игумен Арсений отдал возможную почесть убиенному благотворителю-князю. «Долго ли нам ждать распоряжения старших? – сказал он. Неприлично так лежать князю. Отоприте церковь, и совершим должное». Тело внесли в церковь, совершили над ним погребальное пение и опустили в могилу, выложенную камнем. – Между тем дурные люди, являясь из сёл, продолжали грабежи в городе. – С чудотворной иконой Богоматери добрый священник, служивший при ней, ходил по городу, уговаривая народ прекратить беспорядки своеволия, никогда не угодного Господу, – наконец волнение страстей утихло. На шестой день (5 июля) Владимирцы торжественно перенесли тело благоверного князя в свой собор и здесь похоронили. По словам летописи, князь Андрей был невысок ростом, но широк в плечах, красивый лицом, с волосами чёрными и кудрявыми, с высоким челом, с очами светлыми и большими.

Уже при великом князе Всеволоде летописец, описав кончину благоверного князя, обращался к нему с молитвой. «Молися Богу, говорил он, помиловати князя Всеволода, нашего государя, а своего родного брата, да подаст ему победы над врагами, долгую жизнь с княгиней и детьми, и в вечности блаженство». В последствии времени также не сомневались в блаженном покое благоверного князя. Ныне мощи св. князя почивают открыто в серебряной раке, в приделе, посвящённом его имени. Здесь есть образ св. князя, шитый шелками царевной Софией. Св. мощи обретены нетленными и поставлены открытыми 15 октября 1402 г. На гробнице его надпись:

„Бог дивный во святых

Хранит вся кости их,

И ни единая от вих не сокрушится,

Да имя Божие святится.

Зреть тленное нетленным существо

Неверию – соблазн, а вере торжество”.

Примечания
1* Воскр. л. 2, 3. Никон. 2, 113. Собр. л. I, 140.
2* Собр. л. I, 245. 2, 63.
3* Никон. л. 2, 1511. «Смущашеся (Андрей) о нестроении братии своея братаничев и сродников и всего племени своего, яко всегда в мятежи и в волнении вси бяху и много крови лияшеся, вси желающе великого княжения Киевского, и нет никому ни с кем мира. И от сего вси княжения опустеша, – а от поля Половцы выплениша»...
4* Летоп. под 1152 г. Андрей же (отцу): «на том есми целовали крест яко поити ни Суждалю – и иде во свою волость Владимерю». Собр. л. 2, 144.
5* Летоп. у Карамз. 2, прим. 383. «Прииде из Киева в град Володимер князь Андрей Юрьевич без отча повеления, его же лестию подьяша Кучковичи».
6* Собр. л. 144. 148. 2, 77. 78. Переслав. л. 66. 72. Ркп. житие св. кн. Андрея у Доброхотова: древний Боголюбов город и монастырь, М. 1852 г. Слава Богоматери III, 1, 32–46. III, 2, 42–44. О пути кн. Андрея из Вышгорода во Владимир – во Владимирском сборнике 58. 59.
7* Собр. л. I, 149. II, 81. IX. 209. Татищев 3, 202.
8* Ныне в иконостасе Моск. Успенского собора; надпись говорит, что икона была при войске Боголюбского 1164 г. и что «князь с воинством его видеша от сего образа лучи огненны и весь полк покры». Икона писана не в России, а в Греции: это показывают Греческие слова, написанные на ней. Древн. Гос. Рос. VI, 44.
9* Собр. л. I, 150. 151. V, 162. IV, 11. VII, 77. Степ. кн. 1,299. Пролог авг. 1. «Аз же написах сие малое писание повелением ц. Мануиля и всего причта, да празднуем праздник сей во славу Спаса нашего и Пречистые Его Матери». Сочинитель повести, хотя и видел ц. Мануила, но он Владимирец, а не Грек. Праздник Спасу в 1 д. авг. – в кондакаре ХII в. Чтен. Общ. Ист. М. 1846 г. № 3.
10* Летоп. Сузд. и Воскр. под 1159 и 1160 г. Киев. под 1160 и 1161 г.
11* Летоп. Киев. и Воскр. под 1167. 1168–1177. Новгород. под 1168–1169 г.
12* Киев. и Воскр. л. под 1169–1171 г. Новгород. под 1167–1169 г.
13* Собр. л. I, 149. 150. II, 81. 82. 111. 112. Пересл. л. 74 и 83. Никон. л. II, 175–177. 179–889.
14* Собр. л. II, 84. ркп. житие кн. Андрея.
15* Собр. л. II, 112. Пересл. л. 73.
16* Собр. л. I, 170. 198.
17* Владимирский сборник, стр. 49. 72.
18* Собр. л. II, 115.
19* Никон. л. II, 175. Собр. л. II, 91.
20* Собр. л. I, 156. II, 112. IX, 209. 251.
21* Козма, оплакивая благ. князя, говорит: «бывало придёт гость из Царя-града или из иной какой страны, из Руси ли, Латинянин ли, христианин ли, или язычник, ты приказываешь: ведите его в церковь и ризницу, пусть смотрит на истинное христианство и крестится, что и бывало; крестилось много». Собр. л. II, 115. Ркп. житие у Доброхотова, стр. 74. 76.
22* Татищев III, 494. Отец Андрея женился в 1107 г., а Андрей был второй сын его и по смерти брата Ростислава оставался старшим (летоп. Сузд. под 1107. 1148. 1115 г.), след. родился он в 1111.
23* Степ. кн. I, 305 верно показывает положение дела: «окаяннии Кучковичи, надеющеся же к себе милости самодержца, неудобная содеваху».
24* В 1 Новг. л. «в л. 6682 (1174) убиша к. Андрея на кануне святых Петра и Павла в нощь» (Собр. л. III, 16). Лавр. сп.: «убиен же бысть в субботу на ночь и освете заутра мертв в неделю, на память 12 Апостол». След. убит ночью с 29 ч. на 30. Год здесь, в повести, не показан Киев. л.: «в л. 6683 (1175) убьен бысть вел. князь Андрей Суздальский, – м. июня в 28 д., канун св. Апостолов, день бе тогда суббота». Следует затем повесть, где повторяются слова, показанные в Лавр. сп. (II, 111. 114). Воскр. л.: «того же л. (6683=1175) убиен бысть князь Андрей Боголюбский». Далее: «бысть же в субботу на ночь, на память св. Ап. Петра и Павла» явились в дворец княэя. Блаженный конец прият м. июня в 29 д. на память св. Ап. Петра и Павла» (VII, 89. 90). Тоже в Соф. л., но только здесь ещё яснее сказано: «идущим им в субботу на ночь, а того дни был праздник» (Собр. л. V, 164. 165). Тоже в Никон. IX, 249. 250. В. 6682 г. июня 29 д. было в субботу, а 28 в пятницу. А в 6683 г. суббота была 28 июня. Итак, если утро, следовавшее за смертью, было 30 июня, то это было в 1174 г. и князь убит ночью с 29 на 30 ч. того года.
25* «И свърже (Анбал) къвер и корзно и обви (Козма) его» (Андрея). Итак корзно – одежда, которой можно было обвивать тело, – иначе – княжеский плащ или мантия. Кн. Владимир «покры и (кн. Игоря, с которого сорвали одежду) корзном» (собр. л.1:1138), по Воскр. л. «одеждой своей» (собр. л. 7. 41), по Никон. л. «ризою, 2, 101. – Сл. христиан. древности православия 1863 г. IX, 74–76.
26* Киев. л. Арсений: «отомкнете божницю, да отпою над ним; вложим и любо си в буди любо си в гроб. – Клирошане – внесоша в божницу и вложиша и в гроб камень, отпевше над ним погребальное со игуменом Арсением». Последняя мысль, что тело, уже отпетое, положено в каменный гроб, яснее выражено в Воскр. и Никон. л. собр. л. II, 115. VII, 90. IX, 250. Итак, что это за каменный гроб и что за буда? «Будовать» – строить и преимущественно деревянную постройку, тогда как о каменной постройке на юге говорят: «муровать, смуровано». На севере будой называется поныне лодка, выдолбленная из одного дерева. Итак, буда – выдолбленный из дуба гроб, колода. «Камень гроб», по течению мыслей, – могила, выложенная камнем. – Летопись и при другом случае в том же смысле употребляет слово – гроб. «Егда же несяху (отпетое тело князя) ко гробу», – к могиле: «дивно знамение бысть». Собр. л. VII, 33.
27* Собр. л. I, 156–158. 2, 111–116. 7, 89. 90. Степен, кн. I, 305–308. «Поп Микулица», ходивший с св. иконой по городу и потом с духовенством встречавший тело князя Андрея пред городом, прибыл с князем Андреем и св. иконой из Киевского Вышгорода. Синодал. летоп. № 349, у Карамз. 2, пр. 383. «Поят с собою крылошаны Вышегородскыя, попа Микулу».
28* Собр. л. I, 158. IX, 251.
29* Степ. кн. I, 308, говорит убийцам: «своему господину исходатайствовали вы вечную жизнь и Царство Небесное». Во Владимирском Успенском храме 1649 г. в иконостасе образ Спасителя представляет коленопреклонённых пред Спасителем – по левую сторону кн. Андрея Боголюбского, по правую – князя Александра Невского. Владимирский сборник 78. М. 1857 г.
30* Доброхотова памяти, древности во Владимире, М. 1849 г., стр. 19. 29. 30. 41. 42. 46.