Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Святой Таисии Фиваидской

 Святой Таисии Фиваидской

Та, которая ныне чтится в лике великих святых, долго была великой грешницей.

Отечество Таисии и город, который был свидетелем печальных побед её, неизвестны. Известно только то, что она жила в Египте, и весь Египет знал о непомерном распутстве её. Мать её была женщина дурной жизни и не только не заботилась о внушении ей добрых правил, но сама учила её торговать развратом. При таких уроках красавица дочь стала страшной. Богатые люди всякого возраста спешили уловить внимание её, разоряли состояние своё на подарки; любовники в доме прелестницы не только дрались, но и убивали один другого; покой и счастье многих семейств были расстроиваемы по милости этой слуги сатанинской.

Слух о прелестнице Таисии дошёл до монастыря Гераклейского аввы Пафнутия. Пафнутий был такой высокий подвижник, что на него смотрели, как на ангела Божия. Ревнуя о спасении душ, он многих забывчивых мирян обратил на путь спасения. Услышав о Таисии, Пафнутий снял с себя отшельническую одежду и в наряде светского богатого человека, с запасом денег, явился в толпе обожателей прелестницы.

Таисия ещё не совсем заглушила в сердце своём требования религии; она ещё верила в Бога всеведущего, верила, что по смерти будет суд правды. Но эти мысли только мелькали в душе её, как у всех светских женщин; они были затемняемы и не доходили до глубины сердечной, под влиянием пристрастий её к наслаждениям светским – к роскоши, неге, плотоугодию, весёлой жизни.

Пафнутий воспользовался для спасения Таисии истинами, доступными для души её. Пустив в ход средства, открывающие доступ к жалким женщинам, Пафнутий просил Таисию назначить свидание в тайном месте, в таком тайном, где бы не только люди, но Сам Бог не мог видеть их. Она отвечала с улыбкой, что это невозможно, – Бог везде и всё видит. Тогда Пафнутий живо представил ей ужас дерзости грешить так нагло, так гнусно, как она грешит; открыл ей, какой устрашающий ответ должна она дать перед Богом и за свои гнусности и за беззакония прельщённых и погубленных ею душ, за множество душ, истерзанных распутством её или потерявших саму жизнь в гоньбе за нею.

Таисия скоро почувствовала, что тот, кто говорит с ней таким языком, – не светский грешный человек и даже не светский умник, а человек, посланный к ней Богом, и – сердце её озарилось небесным светом.

Трепеща, обливаясь слезами, кинулась она к ногам отшельника и сказала: «подвергни меня какому угодно покаянию, – чувствую мерзость мою, трепещу мук, готовых для меня, – но и надеюсь, что твоими молитвами Бог помилует меня; дай мне не более трёх часов времени, нужного мне, и я явлюсь, куда прикажешь, и выполню всё, чего бы ни потребовал ты от меня». Пафнутий согласился и назначил место свидания.

Таисия собрала все собранные ей сокровища, плоды страшного распутства её, наряды, драгоценности, стоившие огромной суммы; приказала сносить всё на площадь; тут, в присутствии народа, сама зажгла всё и громко призывала участников развратной жизни её каяться в грехах; предавая плоды греха огню, она давала видеть, что признаёт она гнусной свою прежнюю жизнь, не находит имущества, нажитого грехом, стоящим даже и того, чтобы раздать его бедным, а жжёт всё, как зачумлённое.

Выполнив это, явилась она в назначенное Пафнутием место. Он отвёл её в женский монастырь и запер в тесной кельи; к дверям приложена была свинцовая печать, а в малое окошечко приказано было подавать кающейся ломоть хлеба и несколько воды.

Заключённая как бы во гробе, Таисия просила уходившего Пафнутия об одном: как должна она молиться Богу? «Ты недостойна призывать Бога и именовать Его твоими устами, – недостойна и поднимать руки к небу; уста твои полны нечестия и руки осквернены преступлениями. Обратясь к востоку, повторяй одно: Создавший меня! помилуй меня!»

Кающаяся свято выполняла назначенное ей суровое покаяние.

Спустя три года, Пафнутий почувствовал в сердце сожаление о заключённой. Он отправился к великому Антонию узнать, отпущены ли Богом грехи Таисии? Явясь к нему, он сказал ему о жизни Таисии. Св. Антоний собрал к себе главных учеников своих и предложил им провести ночь в молитве, не откроет ли Господь воли Своей о нужде Пафнутия? Воля Божия открыта была Павлу, которого звали Препростым. Ему явилось на небе ложе, покрытое одеяниями неподражаемой красоты и которое охраняют три девы с лицами светлыми и прекрасными. Павел с восторгом сказал: «верно это готово для отца моего Антония». Тогда голос возвестил ему: «нет, это не для Антония, а для блудницы Таисии». Так Пафнутий узнал волю Божию о Таисии.

Явясь в монастырь, где заперта была Таисия, он открыл двери кельи её. Таисия кротко сказала ему, что желала бы остаться в затворе. Пафнутий объявил: «выходи, Бог простил тебе грехи твои». Она повиновалась и при том сказала: «Бог – свидетель, с той минуты, как вошла я в келью, все грехи мои были перед моими глазами, и я обливалась слезами, смотря на них». «3а это именно, сказал Пафнутий, Господь милосердый и помиловал тебя, а не за строгость заключения твоего».

Таисия прожила только 15 дней по выходе из очистительного заключения. Душа её, омытая покаянием и разрешённая Взявшим на Себя грехи всего мира, возлетела на небо за нетленной наградой.

Пафнутий, за день до своей смерти, рассказал о Таисии бывшим у него отшельникам, показывая в опыте, что нет состояния в жизни, которое позволено бы было презирать, и что величайшие преступники могут искренним покаянием достигнуть и прощения, и великих наград.

Так как блаженная Таисия подвизалась и почила при вел. Антонии († 356 г.) и Павле Препростом († 340), то кончина её последовала не позже 340 г..

Примечания
1* Древнее сказание о св. Таисии in Vit. patr. 1,661–663 ed. Migne, Act. Sanet. Octob. IV, 223 S. в Четь-Минее на 8 окт. Краткие известия в Менологе и Синаксаре Минеи.
2* У Греков Гераклея, у Евреев Ганес, у Арабов Анас, один из городов Гептаномской провинции, расположенной между Нижним и Верхним Египтом, причислявшийся и к Верхнему Египту (Allidi Allberht. 2, 95. Landsh. 1844). Потамон, епископ Гераклейский, исповедник при Максиме, защитник Афанасия, мучен и замучен был арианами (Le-Quien. Or. ehr. 2, 582). Он должен бы быть поминаем в каноне сырной субботы.
3* О нём Руфин in hist. monach. с. 16. Палладий в Лавзаике гл. 57. В Синаксаре наставник Таисии называется, по родине, Сидонянином. Пафнутий Гераклейский, ученик Антония, не был епископом. Пафнутий, епископ Тайса, был защитником св. Афанасия и терпел изгнание; это тот, о котором Мартиролог под 11 сент. (Le-Quien Or. ehr. 2,519). У Вершинского (стр. 217) смешан Пафнутий преподобный Гераклейский с Пафнутием, епископом Тайса.
4* Обычай молиться с лицом, обращённым к востоку, Василий Вел. (гл. 27, кн. о Св. Духе), Григорий Нисский (Бес. 5 о молитве Господней), Златоуст (Толк. на Дан. VI, 10) объясняют тем, что на востоке был рай, которого лишились люди за преступление прародителей и который надеемся возвратить себе верой в Господа Иисуса. Тертуллиан (против Валент. гл. 3) говорит, что восток – образ Христа просвещающего, почему христиане и молятся на восток и строят храмы с алтарём на восток.
5* По Синаксарю: «прославилась в 344 г.» – неверно.