Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Св. преп. Пелагии Палестинской

 Св. преп. Пелагии Палестинской

В орудие спасения для грешницы Пелагии Господь избрал св. епископа Нонна. Он известен был высокими добродетелями ещё в Тавенском монастыре. В 448 г. он был приглашён на Одесскую кафедру, на место низложенного Ивы; когда же в 451 г. Халкидонский собор возвратил Иве Одесскую кафедру и Антиохийскому патриарху предоставлено дать блаж. Нонну другую кафедру, то Нонн занял кафедру в Илиополе. Здесь деятельность его была чудная: им обращено было к св. вере до 30,000 Арабов. По смерти Ивы св. Нонн в 457 г. опять занял Одесскую кафедру и пробыл на ней до своей кончины, последовавшей в 471 г..

«Святейший епископ Антиохии», пишет очевидец св. Нонна и Пелагии, «собрал к себе, по одному делу, восемь епископов: между ними был святой Божий человек, мой епископ Нонн, муж дивный и инок самый крепкий монастыря Тавенского. За несравненную жизнь свою он взят был из монастыря и поставлен в епископа. Епископ Антиохии повелел собравшимся епископам быть в храме св. муч. Юлиана. Мы вошли и все прочие епископы; сели перед входом храма мученического. Когда сидели епископы, владыку моего Нонна просили сказать поучение. Святый епископ тотчас изустно стал говорить в наставление всех. Все дивились святому поучению его. И вот проходит директрисса плясуньев и пантомимистов Антиохии; сидя на осле, ехала она с великой пышностью, разряженная так, что на ней видны были только золото, жемчуг и дорогие каменья. Ноги её покрыты были золотом и жемчугом, с ней был пышный кортеж молодых людей и девиц, одетых в дорогие одежды. На её шее была цепь. Одни ехали впереди её, другие сзади. Светская молодёжь не могла наглядеться на красоту её. Когда она проезжала мимо нас, воздух наполнился мускусом и другими ароматами. Когда епископы увидели её, проезжавшую без покрывала и так бесстыдно, то вздыхали от души и отворачивались от лица её, как от греха. Блаженнейший же Нонн пристально и долго смотрел на неё, так что оглядывался на неё, когда и проехала она. Затем, обратясь к епископам, говорил: «вас не заняла красота её?» Те молчали. Он склонил лицо на колени и вымочил слезами своими не только платок, бывший в руках его, но и все колени свои. Тяжко вздыхая, говорил он к епископам: «вас не заняла красота её? А я истинно увлечён красотой её. На эту красоту Бог укажет нам епископам на суде Своём, когда будет судить нас и наше управление. Как думаете, возлюбленные, сколько времени провела эта жена в своей одевальной комнате моясь, прибираясь, со всем напряжением мыслей осматриваясь в зеркале, чтобы не было какого-нибудь недостатка в уборе, чтобы не быть униженной перед любовниками, которые ныне живы, а завтра пропали. У нас есть Отец Небесный, Жених бессмертный, дарующий верным Своим награды вечные, которых оценить нельзя. Глаз не видел, ухо не слышало, на ум не всходило то, что Бог приготовил любящим Его. Что говорить много! Мы, которым обещана честь видеть великое, светлое, несравненное лицо Жениха, на которое не смеют взирать херувимы, а мы не украшаем себя, не очищаем нечистот с сердец наших бедных, а оставляем их по нерадению».

«После того епископ взял меня грешного диакона, и мы вошли в гостиницу, где дана нам келья. Войдя в спальню, упал он на землю лицом своим и, ударяя в грудь свою, плакал и стенал. «Господи Иисусе Христе!» говорил он, «прости меня грешника и недостойного. Уборы одного дня на блуднице далеко превышают убор души моей. Каким лицом буду смотреть я на Тебя? Как оправдаюсь перед Тобой? Скрыть души моей перед Тобой не могу: Ты видишь все тайны: Горе мне грешнику! Стою перед престолом Твоим и не выставляю души моей в той красоте, какой желаешь Ты. Она обещала нравиться людям – и нравится. Я обещал угождать Тебе и солгал от нерадения моего. Нагой я перед небом и землёй, не выполняю заповедей Твоих. Итак, нет мне надежды на дела мои; надежда моя только на Твоё милосердие, от которого ожидаю спасения». Так говорил он и долго горевал. В тот же день праздновали мы праздник.

В следующий день, который был воскресным, после того как совершили мы ночные молитвы, св. епископ Нонн говорит мне: «брат диакон! я видел сон и сильно смущаюсь. Я видел во сне: стоит у алтаря чёрная голубка, покрытая всякой грязью; она летала около меня и зловония её не мог я выносить. Она стояла около меня, пока не совершилась молитва оглашаемых. Когда диакон возгласил: «оглашенные, изыдите», она уже более не являлась. Когда, после молитвы верных и совершения приношения, отпущен был народ, голубка, покрытая нечистотами, опять пришла и летала около меня. Протянув руку, я взял её и опустил в купель преддверия церковного. Голубка вышла из воды совсем чистая и белая, как снег. Летая, понеслась она вверх и исчезла из глаз». Когда святой Божий епископ Нонн рассказал свой сон, то взял меня, и мы с прочими епископами пришли в великую церковь, где поздравляли епископа города.

Войдя в церковь, поучал он народ; епископы сидели на кафедрах. После уставного служения, или после чтения Евангелия, епископ города, подавая святое Евангелие блаженнейшему Нонну, предложил ему сказать поучение народу. Он изрекал премудрость Божию, обитавшую в нём, – ничего не говорил он изысканного или философского, или беспорядочного, но, исполненный Духа Святого, обличал и увещевал народ, со всей искренностью говоря о будущем суде и о будущем воздаянии. Весь народ сильно сокрушился от его слова, так что пол обливался слезами. По устроению милосердия Божия, пришла в ту же церковь и та блудница, о которой говорено было. И дивное дело, та, которая никогда не думала о грехах своих и никогда не ходила в церковь, внезапно была поражена страхом Божиим, проливала потоки слёз и никак немогла удержаться от рыданий. Потом она сказала двум слугам своим: «стойте здесь; когда выйдет епископ Нонн, идите за ним и узнайте, где живёт он; потом придите и скажите мне». Слуги поступили так, как приказала госпожа; следуя за нами, пришли в церковь св. мученика Юлиана, где для нас была гостиница или келья. Потом ушли и сказали госпоже: «он живёт в церкви св. мученика Юлиана». Услышав это, она тотчас прислала с теми же слугами такое письмо: «святому ученику Христову, грешница и ученица диавола. Слышала я о Боге твоём, что Он преклонил небеса и нисшёл на землю не для праведных, а для того, чтобы спасти грешников. Он столько смирился, что приближался к мытарю, и Тот, на Кого не смеют смотреть херувимы, шёл между грешниками. И ты, господин мой, в котором так много святости, хотя не видал телесными очами Христа Иисуса, говорившего с Самарянкой у колодца, но искренний поклонник Его, как слышала я от христиан. Если же ты ученик Его, то не отвержешь меня, желающую через тебя видеть Спасителя». Святый епископ Нонн отвечал ей письмом так: «всё открыто Богу, и дела твои и желание твоё. Но говорю тебе: не искушай смирения моего, я грешный раб Божий. Если ты искренно желаешь благочестия, принять веру и видеть меня: со мной тут другие епископы и в их присутствии можешь видеть меня, но одного не увидишь». Когда прочитала это грешница, то весьма обрадовалась, бегом пришла в церковь св. муч. Юлиана и дала знать о своём приходе. Святый епископ Нонн, услыхав о том, пригласил к себе епископов и затем приказал ей войти. Войдя туда, где собраны были епископы, она упала на пол и ухватилась за ноги блаженного Нонна епископа. «Умоляю тебя, владыко мой, говорила она, будь подражателем учителя твоего Господа Иисуса, излей на меня доброту твою, сотвори меня христианкой. Я, владыко мой, – море грехов и бездна нечестия. Прошу, чтобы крестили меня». Едва св. епископ мог убедить её, чтобы встала она. Потом сказал ей: «правила церковные велят не иначе крестить блудницу, как если представит она поручителей в том, что не будет более валяться в грехах». Выслушав это решение, она опять упала на пол, ухватилась за ноги св. епископа и, омывая их слезами, говорила: «отдашь ответ Богу за душу мою и на тебя возложу нечестие дел моих, если станешь откладывать крещение гнусной женщины; не найдёшь ты доли у Бога со святыми, если меня не удалишь от злых дел моих». Тогда все епископы и собравшиеся клирики, видя такую грешницу, так горячо желающую благочестия, сказали: «мы ещё не видали такой веры, какова вера этой грешницы». Тотчас послали меня, диакона, к епископу города возвестить ему о всём и просить, чтобы блаженство его приказало прислать одну из диаконисс. Услышав это, он сказал: «хорошо, почтенный отец». И тотчас прислал со мною первую из диаконисс, госпожу Роману. Она застала её ещё у ног епископа Нонна. Он едва мог поднять её. «Встань, дочь, для совершения заклинания; исповедуй все грехи твои». Она отвечала: «если посмотрю на сердце моё, то не нахожу в себе ни одного доброго дела. Знаю грехи мои, их более, чем песку на море. Уповаю на Бога твоего, что Он Сам взвесит тяжесть грехов моих и призрит на меня». Тогда епископ Нонн спросил: «как твоё имя?» «Родители мои», сказала она, «назвали меня Пелагией, а граждане Антиохии зовут меня Маргаритой, по тяжести украшений, которыми украсили меня грехи мои, я краса и сосуд диавола». Св. епископ сказал: «природное твоё имя Пелагия»? «Точно так», отвечала она. Тогда епископ совершил над ней заклинание и крестил её; возложил на неё печать Господа и преподал ей Тело Христово. Духовной материю её была госпожа Романа, первая диаконисса. Взяв её, привела она её в покой оглашенных, – потому что и мы там были. Св. епископ Нонн сказал мне: «брат диакон, возрадуемся ныне с ангелами Божиими, сверх обычая будем вкушать пищу с елеем и примем вино с веселием духовным, ради спасения этой девицы».

Когда мы кушали, вдруг слышится крик как бы человека, которого давят; диавол кричал: «увы, увы, что терплю я от этого старика? Не довольно тебе 30,000 Арабов, которых ты отнял и крестил, и принёс Богу твоему! Не довольно тебе Илиополя, который также был моим, – все жители его чтили меня, а ты отнял и принёс Богу твоему! Теперь ты отнял у меня самую лучшую надежду мою. И я не выношу уловок твоих. Проклят день, в который родился ты». Потом, обратясь к новокрещённой девушке, говорил: «что это ты делаешь, госпожа моя Пелагия? Ты подражаешь Иуде. Он, увенчанный почестью, предал Господа своего: и ты то же со мной сделала». Святый епископ Нонн говорит ей: «огради себя крестом Христовым и прокляни его». Она ознаменовалась во имя Христово, дунула на демона, и он тотчас исчез.

Спустя два дня, когда спала она со святой Романой, явился ей ночью диавол, разбудил рабу Божию Пелагию и говорил: «госпожа моя Маргарита, не обогащена ли ты золотом и серебром? не украсил ли я тебя жемчугом и камнями? чем же оскорблена ты? отвечай мне, и я всё сделаю для тебя, только ты не делай меня посмешищем христиан». Тогда раба Божия Пелагия ознаменовалась и, дунув на демона, сказала: «Бог мой, Который похитил меня из зубов твоих и ввёл в небесный чертог Свой, Он да восстанет за меня против тебя». И диавол более не являлся.

В третий день после крещения своего, святая Пелагия позвала слугу своего, который всем у неё заведовал, и сказала ему: «ступай в гардеробную мою и перепиши всё, что есть в серебре и золоте, в нарядах, в дорогих одеждах – и принеси мне». Слуга исполнил волю госпожи и всё имущество её принёс. Она тотчас через мать свою святую Роману пригласила святого епископа Нонна и всё имущество своё передала в его руки. «Вот, владыко, говорила она, богатства, которыми наделил меня сатана; передаю их в волю святыни твоей; делай с ними, что хочешь; мне надобно желать даров Господа моего Иисуса Христа». Он позвал старшего хранителя церковного и в её присутствии всё имение отдал в его руки. «Заклинаю тебя, говорил он, неразделимой Троицей, – ничто из этого не должно поступить в дом епископа или в церковь, а всё должно быть роздано нищим, вдовам и сиротам; пусть худо собранное расточено будет умно» ... Она пригласила всех слуг и служанок своих и всем дала свободу; она дала им золотые цепи и сказала: «спешите освободиться из мира нечестивого, – дабы, как были мы вместе в этом веке, так пребывать бы нам вместе в той блаженной жизни».

В восьмой день, когда надлежало снять белые одежды, встав ночью, чего не знали мы, сняла она одежду крещения своего и оделась во власяницу и подрясник епископа Нонна и с того времени исчезла из города Антиохии. Святая Романа плакала о ней; но святой Нонн утешал её и говорил; «не плачь, дочь, а радуйся: Пелагия избрала добрую долю, подобно Марии, которую предпочёл Господь Марфе».

Пелагия ушла в Иерусалим и устроила себе келью на Елеонской горе, где молился Господь. Епископы отпущены были каждый в свой город.

Спустя три или четыре года захотелось мне, диакону Иакову, сходить в Иерусалим для поклонения воскресению Господа нашего Иисуса Христа, и я выпросил у епископа моего дозволение на путь. Отпуская меня, сказал он: «брат диакон! Когда придёшь в Иерусалим, отыщи там некоторого брата Пелагия, монаха и евнуха, живущего несколько годов в затворе, – истинно ты получишь пользу от него». Это говорил он прикровенно о рабе Божией Пелагии.

Я пришёл в Иерусалим, поклонился св. воскресению Господа нашего, а на другой день отыскал раба Божия. Я нашёл его на Елеонской горе, где молился Господь, в маленькой запертой келийке, с малым окошечком в стене. Я постучал в окошко. Она отворила и узнала меня, но я не узнал её. Как мне было узнать ту, которую когда-то видал красавицей, и которая была сухой от поста? Глаза её как бы ввалились в углубления. Она сказала мне: «откуда пришёл ты брат?» – Я послан к тебе епископом Нонном, отвечал я. – «Да помолится он о мне! Он истинно – святой Божий», сказала она. И тотчас затворила окошко и начала петь третий час. Я молился у стены кельи её и потом удалился с великой пользой от того, что видел ангела. Возвратясь в Иерусалим, начал я обходить монастыри. По обителям носилась великая слава о господине Пелагии. Потому положил я ещё раз побывать у него, дабы воспользоваться спасительными наставлениями его. Когда пришёл я к келийке и стал толкать и звать даже по имени, ответа не было. Я ждал другой и третий день, называл по имени Пелагия и ничего не слыхал. Потому сказал я себе: или тут нет никого, или ушёл монах. Потом говорил себе: посмотрю, не умер ли? Я отворил окошко, посмотрел и – вижу умершего. Затворив окошко и замазав глиной, поспешил я в Иерусалим с известием: св. монах Пелагий, творивший чудеса, почил.

Тогда святые отцы пришли с иноками разных монастырей и отворен был вход в келью. Святое тело вынесено было наружу и положено, как драгоценность. Когда святые отцы намащали его миррой, то узнали, что это женщина. Они хотели скрыть это, но народ узнал, и все восклицали: «слава Тебе, Господи Иисусе, что у Тебя есть сокровенные на земле, не только мужи, но и жёны». Молва распространилась всюду, и все монастыри девственниц пришли, как из Иерихона, так и с Иордана, со свечами, лампадами, и гимнами. Святые останки с честью похоронены были св. отцами».

Так, очищенная водами крещения, Пелагия в четыре года самоотверженной жизни столько возвысилась, что ещё при жизни творила чудеса.

По времени Илиопольского пастырства св. Нонна, надобно положить, что св. Пелагия скончалась не позже 461 г..

Западный паломник Антонин в 600 г. видел мощи св. Пелагии.

Русский игумен Даниил в XII веке писал: «на горе Елеонстей есть печера глубока вельми, близь Взнесения Господня, на полдень лицем, и в той печере гроб святыя Пелагии блудницы». Инок Зосима в 1420 г. говорил: «вторая церковь (на горе Елеонской) мала, в нейже Пелагия блудница, и гроб её от стены яко локоть, и оле чудо! кто хощет поидти мимо гроба её, она не пускает, аще не достоин».

Примечания
1* Asseman, Orient. Bibl. I, 47. 64. 135. Libeatus. Breviar. c. 12. Concil. chalced. act. 10.
2* Св. Нонн воспоминается восточной Церковью между подвижниками в субботу сырной недели. Римский мартиролог под 2 дек.: «в Эдессе кончина св. Нонва епископа; его молитвами кающаяся Пелагия обратилась ко Христу».
3* Повествование диакона Иакова in. Vit. Patr. I, 663–672. Act. Sanet. Oct. IV, 248 S. в Четь-Минее окт. 8. Древний Слав. перевод у Царского 375. 389.
4* «Возложил на неё печать Господа» – совершил над ней таинственное миропомазание. Так видно по содержанию описаний, где возложение печати отличается как от крещения, так и от причащения евхаристии. Миропомазание обыкновенно называется у отцов печатью Господней. Св. Киприан писал: «чего недоставало, то совершили Пётр и Иоанн... Так бывает и у нас... Совершенствуются Господней печатью». Ер. 70 ad. Jan. См. Догмат. Богословие, 2, 232–233. 238–240. Черниг. 1866 г.
5* Жизнь, св. Пахомия § 17: «он, оградив чело своё знамением креста, дунул на него (на демона), и он убежал». § 48: «ограждая себя крестом и дуя на него, сказал: отойди от меня, диавол, проклят ты и видение твоё и хитрости твои, – нет тебе места у рабов Божиих. И стал он прахом и наполнил келью отвратительным смрадом». Палладий в разговоре о жизни Златоуста: «демоны связываются одним дуновением верующих». Дунуть на демона то же, что проклясть его. Тертуллиан о идолопоклонстве § XI. «Христианин, торгующий ладоном, идя мимо языческого храма, плюнет ли на дымящиеся жертвенники и дунет ли на них, о которых так заботится».
6* Блаж. Августин, объясняя слова Иосифа: «и приказал отрокам ενταφιασταις ενταφιασαι отца его» (Быт. 50:2), говорит: «В Латинском языке (как и в Русском) нет слова, соответствующего ενταφιασταις. Ибо не они погребают или предают земле тела умерших, что у Греков выражается не словом ενταφιασαν, а словом έθαψαν. Ἐνταφιασται приготовляют к погребению умерших, – намащают, высушивают, обёртывают и увязывают. Этим отличается у Египтян попечение об умерших». Деяние муч. Авина у Метафраста под 15 нояб. «Обвернули (тело мученика) дорогим полотном, намастили дорогими мастями».
7* Напрасно Вейсс (Leben d. Heiligen 74, 295) сомневается в том, что Пелагия совершила подвиги в одежде инока. Известие очевидца не дозволяет сомневаться. Не оправдывают Вейсса выражения Менолога: «придя в Иерусалим и став монахиней, такое получила дерзновение у Бога, что совершила много чудес». Слова эти только не точно выражают дело. Точнее говорит Пролог по Синаксарю: «и власяная наложивши и в мужа претворившися, достиже гору Елеонскую и затворившися в келии и весь живот свой Богоугодно поживши, с миром почи о Господе».
8* Феофан в хронике говорит о Пелагии под 442 г. Это неточность.
9* Antonini itinerarium in Act. Sanet. Maii II. 10. S.
10* Путешествие Даниила по изд. Норова, СПб. 1864 г., стр. 48.
11* Путешествия по изд. Сахарова, СПб. 1849 г., стр. 64. Паломник 1582 г.: «в полуденную страну горы Елеонския стоит церковь, а в ней гроб св. Пелагии; а владеют местом Турки, и стоит та церковь за печатию Турецких людей; а прежь того странники приходя грехи свои исповедали у того гроба». Ibid., стр. 147. Западный паломник Анзельм in descript. S. terrae в 1509 г. писал: «ниже места вознесения, сходя ступеней 20 или около того, место или келийка, где святая Пелагия совершила покаяние». – Thesaur. nionum. ed. Basnagii IV. 786.