Св. священномуч. Дионисия Ареопагита
«Сия есть победа, победившая мир, вера наша», – говорит Апостол Иоанн. И действительно, не только люди простые сердцем, не просвещённые научными по знаниями, каковыми были первые, восприявшие истину из уст Самого Божественного Учителя – рыбари, будущие Апостолы и просветители вселенной, но, как видно из дальнейшей истории христианской Церкви, и самые высокие умы просвещённейших язычников побеждены были превосходством истины Христовой перед всякой человеческой мудростьй и неотразимой силой бесповоротно поступали в ряды уверовавших в Богочеловека, и смертью своей запечатлевали веру свою в единую победоносную истину.
К числу первых из таковых принадлежит воспоминаемый сегодня Церковью св. Дионисий Ареопагит.
Дионисий, Афинянин знатного рода, в молодых годах изучил Еллинскую мудрость и превзошёл всех сверстников своих в знании философии; желая усовершенствоваться и в других науках, особенно по части астрономии, успехами в которой славился в то время Египет, Дионисий посетил и эту страну, и здесь – в городе Илиополе трудился над расширением своих познаний и наукой о светилах небесных.
В это время именно происходила на Востоке борьба и восстание тьмы против озарившего её Света. Не вынесла тьма того, что должно было её сокрушить, и восстала в лице закоренелых и безнадёжных завистников и лицемеров, чтобы погубить Того, Кто принёс в мир слово правды и добра: Иисус Христос был осуждён на крестную смерть.
Когда совершилась эта казнь Бога людьми, когда Христос на кресте произнёс своё последнее слово: «совершилось» и испустил дух, то во всём мире солнце затмилось и тьма покрывала всю землю в продолжении нескольких часов...
Это было совершенно необычайное явление.
В это время, наблюдая его, как человек науки, Дионисий был поражён, и светлый ум его, проникая дальше пределов человеческой науки, вдохновенно сознал происходившее вдали необычайное событие, разрушившее прежний и создавшее новый мир. – «Или мир кончается, или Сам Бог, Создатель его, страждет» ... сказал Дионисий окружающим его.
И не утаилось от него раскрытие Божественной Тайны, завеса которой приподнялась в эту минуту перед его духовным взором...
Прошло несколько лет. И вот, Господь направил его путь в Афины в то время, когда сам чудно-просвещённый Апостол Павел изливал Христов свет среди этого города, и, «став среди ареопага (верховного судилища просвещённейших людей своего времени – язычников Афинян), обратился к ним с такими словами: «Афиняне! по всему вижу, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая то, что вы чтите, я нашёл и жертвенник, на котором написано: неведомому Богу. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.
Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живёт, и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чём-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё.
От одной крови Он произвёл весь род человеческий, для обитания по всему лицу земли, назначив предопределённые времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли; хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живём, и движемся, и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: мы Его и род.
Итак мы, будучи род Божий, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого.
Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться. Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределённого Им мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мёртвых».
Услышав о воскресении мёртвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. И так Павел вышел из среды их.
Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит» (бывший одним из членов ареопага). (Деян. 17:22–34).
Итак, один из многих уверовал, Дионисий и, утверждённый в вере чудом исцеления слепого, совершённым Павлом в Афинах, принял крещение со всем домом своим. Но его душа не удовлетворилась одним принятием веры: он искал деятельного применения её... Оставив семейство своё, Дионисий последовал за св. Апостолом Павлом и три года сопутствовал ему во время его путешествия с целью проповедования Христова учения, потом был поставлен от Апостола Павла первым епископом в Афинах. Здесь он много содействовал распространению верующих; здесь же узнал о мученической смерти своего учителя, Апостола Павла. Наконец и сам скончался, после мучений, от меча – в Афинах, будучи 90 лет от роду, в 96 году, во время гонения на христиан от Домициана.
Св. Дионисию Ареопагиту приписывают сочинения об именах Божиих, о небесной и церковной иерархии, о таинственном Богословии, и также описание наружного вида Богородицы, Которую он удостоился видеть через три года по своём обращении и быть вместе с другими Апостолами при погребении её.
Св. Церковь молитвенно взывает к св. священномученику Дионисию: – «Небесная врата прошед духом, яко ученик до третияго небесе достигшего Апостола, Дионисие, неизреченных обогатился еси всяким разумом, и озарил еси во тьме неведения седящыя, – темже зовем: радуйся, отче всемирный!»