Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преподобной Анны Вифинской

 Преподобной Анны Вифинской

Отец блаженной Анны был диаконом Влахернской церкви и оставил дочь юной сиротой на руках бабки. Бабка нашла ей супруга, не спрашивая о её желаниях, тогда как Анна не желала быть в супружестве. Быв замужем, ходила она к дяде своему на Олимп. Строгий подвижник, за исповедание православия терпевший истязания, пожалел, что юная раба Божия отдана в услуги человеку. При императрице Ирине вызывали твёрдого исповедника в столицу, чтобы выслушать советы его. Это было, конечно, во время совещаний Вселенского собора 787 года об иконах. В это время он виделся с дорогой племянницей и сказал ей: «будь тверда и мужественна, – много скорбей для праведников; знай и то, что у тебя родится дитя, прежде чем умрёт муж твой». Предсказание исполнилось.

По смерти мужа, воспитав дитя, блаженная поручила его родственнику, а с другим сиротой усердно молилась то в том, то в другом храме. Олимпийский подвижник снова виделся с нею. Она жаловалась на тяжесть жизни своей. «Не сказал ли я тебе, что много скорбей праведникам» говорил прозорливый, – «надобно терпеть, но дети твои скоро умрут». Исполнилось и это предсказание. Под влиянием такого осязаемого промышления Божия, по указаниям такого опытного и чудного наставника, душа Анны загорелась полной любовью к Господу.

Советники мирские, пожалуй, предлагали совет: почему не выйти вдове в другой раз замуж? Другие готовы были ещё умнее советовать – жить, как случится жить. Но могут ли люди дать лучший совет, чем совет Апостола, вдохновенного Богом: «блаженнее, если останется так», без другого мужа, говорит он о вдове (1 Кор. 7:40). Тратить силы для пустоты дознанной – умно ли? «Не умно избирать мирщину для той, которой обещали столько радостей, и которая вместо радости испытала столько горечей». Не жить ли жизнью обезьянки? Сохрани Бог от того! Это не честь и для совести язычницы, тем более христианки. После земной жизни придётся жить вечно: с чем же будем жить там? Для людей и земли жили, надобно пожить для души своей, которая дорога каждому; надобно пожить для Господа Творца и Спасителя нашего. Так думала умная Анна.

Раздав всё, что имела, она ходила в храмы и молилась. Потом, встретив доброго инока-старца, приняла иночество. Копроним навёл ужас лютостями против инокинь. Благочестивая Ирина старалась успокоить Церковь; но мало надеялись на покой будущий, и такое расположение умов оправдалось событиями. С именем инока евнуха Евфимиана Анна скрылась в Вифинском монастыре. Здесь строгая жизнь нового инока была примером для других: евнух был самым усердным тружеником по послушаниям, суровым постником и пламенным молитвенником. П. Тарасий (784–815 г.), услыхав о высокой жизни инока Евфимиана, вызвал его в столицу для бесед. Наставления крепкой души привлекали к ней многих; от множества желавших слушать её оказалась тесной обитель, и патриарх устроил новый монастырь. Евфимиан стал известен и по дару чудес; но это не защитило его от скорбей. Инок-проповедник народный легко подпал клевете. Ложный инок, оказавшийся впоследствии разбойником, совершив насилие над девушкой, разгласил, что грех сотворён Евфимианом. Евфимиан молчал. Боголюбивая жена, слушая клевету бесстыдного, сказала: «смотри, брат, не оказался бы евнух, опорочиваемый тобой, святой девственницей и не пострадать бы тебе за грехи свои». бессовестный человек и после того делал пакости для святой души. Преподобная терпела, и уличённый злодей повешен был. Так как и известность имени не легка была для святой, да и стали догадываться о её поле, то, возвратясь в Вифинию, проводила она остальные годы жизни в глубоком уединении. Созревшая для неба, преставилась октября 29-го 826 года.

Примечания
1* О ней пролог. Четь-Минея, Греч. Минея октября 29. Du-Cangii Const. chr. р. 118.
2* Златоуст de non iterando coniugio. Or. I, 459.
3* См. далее о св. Мавре и Анфусе. Сами обстоятельства времени показали, что к блаженной Анне не относилось правило Гангрского собора, строго осуждавшего за то, «аще какая жена ради мнимого подвижничества вместо обыкновенные женския одежды облечется в мужския». Прав. 13. К тому же собор осуждал собственно гордых Евстафиян. Он осуждал не одежду, а гордость раскола, выдумавшего свой устав. Евстафияне были такие же гордые фанатики своего устава, как Русские раскольники. Созомена, ист. 3, 14. Epistola Synodica gangrensis ар. Beveregium.