† Преподобного Аврамия Ростовского
Преподобный Аврамий, в мире Аверкий, в молодых летах обучен был благочестивыми родителями книжной мудрости и благочестию. Ревнуя о жизни духовной, оставил он дом родителей и принял иночество. По высшему внушению, пришёл он в Ростов, у озера Неро поставил себе хижину и стал подвизаться в посте и молитвах. – В Ростове ещё были тогда и язычники: «Чудский конец поклонялся идолу камену» Велесу. Это исполняло глубокой скорбью Боголюбивую душу Аврамия: он скорбел о слепоте людей и о присвоении той чести бездушному истукану, которая принадлежит единому Богу. Скорбь побуждала усердно молить Господа об истреблении дел духа злобы. Он глубоко чувствовал немощь свою для успешного подвига против застарелого заблуждения людей и просил помощи свыше. В сильном раздумья сидел он раз вблизи Велеса и видит: идёт старец. «Откуда идёшь, человек Божий?» спросил Аврамий старца. «Я пришлец в вашей стороне», отвечал тот и прибавил: «ты о чём-то скорбишь!» – «Да, сказал Аврамий, молю Бога о сокрушении идола, и молитва моя не выполняется». – «Если хочешь», сказал старец, «чтобы выполнилось твоё желание, – иди на восток, отыщи дом Иоанна Богослова и помолись иконе его». Аврамий опечалился тем, что так далеко надобно идти. Старец сказал: Господь сократит путь твой. – Аврамий решился исполнить совет и лишь только перешёл речку Ишню, что в 4 верстах от Ростова, как ему встретился старец, которого вид невольно заставлял благоговеть перед ним. Лицо его было величественно и ясно, – седой, с бородой длинной и с головой почти безволосой. Аврамий невольно пал к его ногам. «Куда идёшь?» спросил дивный старец. «В дом Иоанна Богослова», отвечал Аврамий. «Возьми эту трость мою, сказал старец, иди к Велесу и ударь ею идола с словами: во имя Господа Иисуса Христа повелевает тебе Иоанн Богослов сокрушиться». – Сказал и стал невидим. Аврамий исполнил волю Апостола, и идол рассыпался. На месте, где явился Евангелист, Аврамий построил храм во имя Евангелиста: поныне в 4 верстах от Ростова, на берегу реки Ишни, стоит древний деревянный храм Иоанна Богослова, как напоминание потомству о благодеянии Апостола к стране. – На месте разрушенного истукана преподобный построил храм в славу Богоявления Господня и основал при нём монастырь. – Язычники не раз собирались сжечь обитель Аврамиеву; но сила Божия и терпение Аврамия победили злость людей. По убеждениям Аврамия, многие язычники крестились. Преподобный старался действовать особенно на юность языческую: он учил детей грамоте, крестил их и потом постригал в монашество. – Когда умножилось число иноков, – Аврамий, при помощи благотворителей, построил на место малого храма просторный и приобрёл для него книги, иконы и утварь. Преподобный подавал собою пример инокам; сам участвовал во всех трудах братии, работал в хлебне, рубил дрова, мыл власяницы для братии. Епископ предложил князю Владимиру учинить обитель Аврамия архимандрией, и Аврамий почтён был саном архимандрита. Святой ревнитель святой веры не миновал и после того преследования злых людей: по ложному доносу, будто он отыскал богатый клад, взяли его под стражу и представили во Владимир Клязменский. – Кротость и искреннее благочестие его избавили его от истязаний: князь Владимир нашёл донос клеветой злобы и невежества. Оправданный Аврамий более прежнего стал быть предметом любви и уважения. Наконец, почил он в глубокой старости и погребён был учениками в созданной им обители. Таково древнее известие о преподобном Аврамии!
По этому повествованию, сличаемому с летописями, подвиги св. Аврамия против Велеса надобно отнести ко времени, следовавшему за кончиной св. Леонтия, а не к 990 году, как показывали иные. Владимир на Клязьме, где был преподобный Аврамий на суде князя Владимира, построен Владимиром Мономахом. – Сан архимандрита, которым почтён был Аврамий, становится известным с XII века, да и из того что до преподобного Игнатия, архимандрита Богоявленского, с 1261 года епископа, насчитывается по синодику только 7 настоятелей, преемников преподобного Аврамия, видно, что преподобный Аврамий скончался в самом начале XII века. С другой стороны, когда св. Исаия прибыл (в 1077 г.) в Ростов, он нашёл в Ростове неутверждённых в святой вере, но не язычников. Таким образом подвиги преподобного против Ростовского язычества начались с 1073 года, а подвижническая жизнь в обители продолжалась долее 30 лет. Что же касается до известий, относящих преподобного Аврамия ко времени равноапостольного Владимира, то и доверяющие им находят в них явные вымыслы и произволы поздних времён.
При внуке Мономаха вел. князе Всеволоде Георгиевиче (1176–1212) обретены нетленными мощи преп. Аврамия. Ныне они открыто почивают в серебряной раке, в каменном храме, построенном в 1553 году по распоряжению Грозного царя. Здесь же при мощах архимандричья шапка преподобного Аврамия, невысокая, шитая золотом, с горностаевой опушкой. – Здесь же медный крест, часть того жезла, которым Аврамий сокрушил Велеса; остальная же, большая часть, взята царём Грозным в Москву.
«Ревнитель Апостолов, преподобный! ты удостоился беседовать с Богословом и, получив от него жезл, сокрушил Велеса и, истребив козни, привёл неверных к Христовой вере. Ныне же моли Христа Бога за почитающих память твою».
«Источником благодатной воды явился ты, блаженный Аврамий! подай мне источник слёз, да омою страсти души моей и убелю почерневшую душу мою светом покаяния».