Святого Афанасия, патриарха Константинопольского
Редкое и утешительное явление представляет вековая жизнь св. Афанасия: вся она состояла из одних добрых дел, вся состояла из непрерывных подвигов любви к Богу и к людям. – Афанасий, в мире Алексий, родом из Адрианополя, с детства направленный к Богу благочестивыми родителями, уже в молодых годах поражал всех святым благоразумием, подобного которому можно было ожидать разве только от старческого возраста.
Обогатив драгоценным содержанием свою душу под влиянием чтения священного Писания, воспламенённый усердием подражать жизни святых подвижников, Алексий, читая, между прочим, жизнеописание дивного Алипия Кионита (память его 26-го ноября), решился немедленно последовать его примеру и, оставив чуждый ему, суетный мир, тайно удалился из дома своего в Фессалонику, где находился дядя его в одном богатом монастыре. Здесь принял он пострижение с именем Акакия, но, не удовлетворившись жизнью в этой обители, куда проникало много светской суеты, недолго пробыв здесь, удалился на Афонскую гору.
В жизни Афонских отшельников нашёл он настоящий желанный образец и всеми силами души устремился к подражанию их подвигам. Прежде всего усвоил себе с полной лёгкостью отказавшийся от мира – совершенную нестяжательность: под иноческим одеянием – одна власяница заменяла ему всякую другую одежду; в пищу употреблял он только хлеб с водой; спал на голой земле; ходил всюду без обуви и пеший. Посетив монастыри Святой Горы, вступил в число братии в Есфигменской обители и предался самому строгому подвижничеству, но, тяготясь уважением, которое не замедлил возбудить к своей подобной ангельской жизни, ревностный инок оставил Афон. Отправился он для поклонения святым местам в Иерусалим, посетил пустыню Иорданскую, пожил в отшельничестве на горе Латрской, потом – на горе Авксентиевой назидался жизнью подвижников Илии, Нила Италийского и Афанасия Лепентрийского, наконец удалился на гору Галасийскую – в обитель блаженного Лазаря, где и провёл 8 лет в различных послушаниях и в это время принял великий ангельский образ и наречён Афанасием. Возведён был, хотя и против воли своей, на степень священства.
Среди неусыпного бодрствования над собой, достиг высокой степени духовности Афанасий и в смирении своём удостоился Божественного посещения. Однажды, когда он, по обыкновению своему, ночью молился на церковной паперти, услышал он призвание Того, к Кому возносился в горячей и слёзной молитве: – «так как ты любишь Меня, Афанасий, то тебе надобно будет пасти народ Мой» ... Глубоко поражён был этим явлением служитель Божий и с благоговением хранил в душе таинственные слова, возвестившие ему будущее назначение его...
Между тем, в нём возрастала потребность к безмолвию пустынному, и он возвратился на Афон, но, по причине случайно возникших там в это время смут, удалился оттуда и снова уединился на гору Ган. Но недолго продолжалось его уединение, так как слава о подвижничестве его не могла утаиться и привлекла к нему множество народа, жаждавшего поучаться у него. В том числе было много и женщин, для которых Афанасий основал монастырь.
Но вот наступило время и осуществиться предвещанию, слышанному Афанасием от явившегося ему во время его молитвы Иисуса Христа.
На нём – испытанном и созревшем в подвигах духовных – остановил свой выбор царствовавший в то время благочестивый Иоанн Кантакузен, чтобы возвести его на оставшуюся праздною кафедру Константинопольской Церкви (в 1280 г.). Трудно было отшельнику расстаться со своей возлюбленной пустыней, но, вспоминая слова Христа, обещавшего вверить ему Свою Церковь, не нашёл он также и возражений явившимся передать ему волю царя, чтобы он оставил своё уединение, когда «Церковь особенно требует и зовёт его на помощь против своих врагов» ... – «Если ты не послушаешь этого зова, – прибавили посланные от императора, – то отдашь в этом ответ Богу в час суда» ...
И вот, беспрекословно вверился Промыслу Божиему Афанасий. Торжественно и среди общего ликования произошло его вступление на кафедру Вселенской Церкви, и скоро и блистательно оправдал он возлагаемые на него упования. Прежде всего Афанасий потрудился в борьбе с ересью, постарался успокоить Церковь, потрясённую смутами, нанесёнными ей патриархом Иоанном Векком. Подобно древним великим деятелям церковным, он энергично и беспощадно обличал несправедливых и хищников, не страшась ни вельмож, ни богачей, ни самого царя.
Когда не мог подействовать увещаниями, то налагал на непокорных строгие епитимии. Это возбудило против него многочисленных врагов, которые жаловались и клеветали на него императору и просили избрать более снисходительного патриарха, наконец, достигли того, что император, ради поддержания мира церковного и чтобы успокоить восставших против беспристрастного пастыря, между которыми были и архиереи, объявил Афанасию, что увольняет его от патриаршего служения...
– «Государь! – отвечал на это Афанасий, – я не сам и не для того принял это высокое достоинство, чтобы раболепствовать перед людьми, молчать и оставлять без внимания недостатки их, но для того, чтобы обличать и исправлять их, потому что страшному осуждению подлежит всякий из нас, не обличая согрешающих. Если же за строгость моих обличений меня возненавидели и желают моего удаления с кафедры патриаршей – не прекословлю твоей власти и воле Божией, и удаляюсь, прося Бога, чтобы Он устроил нам всё во благо, как Сам ведает, предстательством Богородицы и святых Его».
После того Афанасий возвратился на гору Ган, где и продолжал своё строгое подвижничество, и в это время был удостоен необыкновенной Божественной благодати, проявившейся в различных чудных откровениях и даре прозорливости, удостоверенном тем, что все предсказания его осуществлялись. После десяти лет такой жизни снова и с торжеством больше прежнего возведён был Афанасий на патриаршескую кафедру вместо добродетельного, но, при безмерной кротости своей, не имевшего сил вести борьбу с врагами Церкви Божией – Иоанна. Снова явился он защитником Церкви и благодетелем народа, принимая участие во всех его тягостях, и особенно послужил ему во время страшного общественного бедствия – голода. Проповедями своими возбуждал милосердие в богатых, сам служил примером для них, деятельно принимая различные меры, которыми многие были спасены от голодной смерти.
После семи лет вторичного управления Церковью, утомлённый и, не смотря на святость своей жизни, не избежавший врагов, великий святитель Церкви Афанасий снова удалился в свой монастырь. Усиленным подвижничеством старался он испросить Божие помилование за то, что по немощи своей и, как представлялось ему, неправильно уклонился он от указанного ему назначения – управлять паствой Христовой.
Дожив до столетнего возраста и почувствовав, что приближается время отшествия его из мира земного, Афанасий, собрав своих учеников, отечески беседовал с ними, заповедовал им смиренномудрие, любовь и милосердие, которыми прославляется Бог, и без которых никто не спасётся: – «свято храните уставы Церкви и предания отцов, – также говорил он им, – очищайте сердце и мысль от нечистых помыслов и, спасая, спасёте свои души» ... Среди подобных бесед тихо предал Богу душу свою блаженный старец – 28-го октября, в XIV веке. – Многими чудотворениями прославил его Бог ещё и при жизни его.