† Преставление преп. Иова Почаевского
Преп. Иов, в крещении Иоанн, сын православных родителей из Покутья, прозываемых Железо, полагал начало подвижнической жизни в Угорницком Спасском монастыре, одном из Карпатских. Сюда поступил он 10 лет и спустя два года пострижен был в монашество. – Возрастая послушанием, чистотой и кротостью в жизни духовной, он утешал друзей благочестия жизнью своею. Здесь же удостоился он, против воли своей и по воле настоятеля, сана священства, что было конечно не прежде, как на 30 году жизни его. В сане священства Иов удвоил ревность свою к подвижничеству. Известность добродетелей его разносилась по Украине. По любви к благочестию и чистой вере, кн. Константин Константинович Острожский, узнав о духовной твёрдости его, выпросил его у горняцкого игумена для должности настоятеля Дубенской обители своей. Дубенский крестный монастырь расположен был на острове, омываемом с трёх сторон рекой, близ г. Дубно. Благочестивый князь с тем вызвал блаж. Иова в свою обитель, чтобы поддержать искреннее благочестие в иноках обители, среди разливавшейся порчи нравов, растлеваемых папизмом. Кн. Константин, при всём том, что владел огромным богатством, старался жить по уставу православной Церкви, в великий пост вкушал хлеб с водой и занимался только молитвой. Для поддержания православия содержал он училища, издавал книги, – как то: Библию, творения Василия В. и другие. Но папизм незримо портил людей. Вот явилась и уния – проводник растлевающего папизма. Пока жив был князь, он, сколько мог, охранял православие даже за пределами своих владений. Но в 1608 году он умер. Униат Поцей, сперва епископ Владимирский, потом митрополит, поступал с православными как палач. Иезуиты, наставники его, поступали ещё жесточе. По их наставлениям, недостойный, полупомешанный сын великого отца, кн. Януш Острожский стал фанатиком папизма: в 1615 г. через иезуитов лишил он наследства племянников своих, князей Константина и Ивана, за то, что не согласились они быть папистами. Так и г. Дубно попал в когти иезуитов. – Можно представить себе, каково было блаж. игумену Дубенскому при таком положении дел православия! Он собрал в обитель свою многочисленное братство, которое, по его наставлению, усердно занималось изучением писаний св. отцов. – К нему приходили многие слушать наставления его в благочестии. Строгий подвижник твёрдо боролся со скорбями времени и утешал других в скорбях. Жестокие страдания, переносимые православными от иезуитов и прельщённой ими шляхты, не только не ослабляли благочестия, напротив возвышали его. Вот что пишет современник Копыстенский о Галицкой Руси: «в России нашей року 1621 преставися пустинножитель в Галицкой пущи, в ските над речкою, Бартемова прозиваемою, был муж преподобный, в великой схиме нареченный Иов, в малой Иезекииль, в крещении Иоанн, котории в святой горе Афонской многи лета в трудах и подвигах иноческих чесно прошедши, в отчизний край изволением Божиим завитавши, на предреченном местцу скит заложив и многи в нем любоподвижнии чада, наследники святых оных первих пустинножителей отшельников зоставил». Блаженный настоятель Дубенской обители более 20 л. управлял иноческой Дубенской обителью; но когда увидел, что нельзя уже ему оставаться более в том крае без вреда себе и другим, удалился в Почаевскую обитель.
Карпатская Успенская обитель православия уже славилась тогда чудесами Богоматери. А блаженному Иову пришлось видеть их вместе с делами папизма и протестантства. Последнее любит величать себя именем Евангельского учения. А это-то самоуслаждение и есть верный признак печального заблуждения. Практика протестантская слишком далека от духа Евангельского, с какой стороны ни посмотрите на неё. Наследник имений Анны Гойской, благочестивой благотворительницы Почаевского монастыря, был тем же в одежде протестанта, чем Попей – в рясе униатской. – Он отнял у обители имения, пожертвованные ей Гойской, и всячески теснил иноков, разгонял Богомольцев её и хотел совсем разорить её. В 1623 г. июня 19 д. послал он толпу слуг в монастырь разграбить его. – В исполнение воли пана ограблены были все драгоценные утвари обители и унесён был чудотворный образ Богоматери. Для Фирлея и этого было мало. Он нарядил свою жену в священные одежды, дал ей в руки св. потир, и она стала произносить хулы на св. евхаристию православия и на Богоматерь. Но в то же время злой дух овладел богохульной женой. Страшные её муки прекратились лишь тогда, как чудотворная икона благоговейно возвращена была в монастырь. Это было тогда, как блаж. Иов был игуменом Почаевской обители. – Он выполнял здесь должность настоятеля с ревностью подвижника. Днём трудился он для обители: то садил сам деревья в садах монастырских, то укреплял плотины около монастырской ограды; работал от души, как подёнщик, но для Господа. С братиями обходился кротко и ласково: никто не слыхал от него слова резкого. Из уст его всего чаще слышались слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Раз, проходя через гумно монастырское, застал он крадущего пшеницу. Вор в испуге пал к ногам игумена и умолял не объявлять о его поступке. Преподобный не только не укорил его ни одним словом, но ещё сам поднял на плечи его мешок и отпустил с миром, напомнив ему только о том ответе, который должны мы дать за дела свои перед судом Божиим. – Гонители православия Фирлеи окончили, наконец, актом примирения свои распри с иноками не в унии состоящими»; это было в 1642 г. при преп. Иове.
Блаж. Иов, окончив дело с Фирлеями, принял великую схиму, с именем Иоанна. Большую часть времени проводил он теперь в пещере, в строгих подвигах поста и молитвы. «Если бы каменная пещера, в которой тайно подвизался преподобный, имела уста, говорит ученик его Досифей, она о многом поведала бы». Впрочем, не оставлял он забот и об иноках обители, и в 1649 г. под его смотрением построен был великолепный храм Св. Троицы! В пещеру затворялся он иногда на три дня, иногда на целую неделю, чтобы проливать слёзные молитвы за себя и за бедствующее православие края. Однажды во время пламенной молитвы его небесный свет осиял пещеру его и отразился из глубины пещеры на храме обители, – Свидетель сего чуда Досифей пал в ужасе. – От подвигов стояния молитвенного отекли ноги у преподобного и покрылись ранами. – Это можно видеть и поныне на нетленных мощах его. Гниение страдавших ног было так сильно, что тело кусками отпадало от костей; но преподобный переносил всё с терпением, по примеру древнего Иова. Тогда как проводил он такую подвижническую жизнь, дожил он до 100 л. и, назначив день смерти своей, тихо, без всякого страдания, почил 28 октября 1651 года.
Над мощами преподобного явился свет. Сам преподобный явился Дионисию Балабану, митрополиту Киевскому, и сказал, что Господу угодно открыть мощи его. Видение было в другой и в третий раз. В последний раз св. старец являлся с угрозой гнева Божия за невыполнение Божией воли о нём. Наконец, митроп. Дионисий с архимандритом Феофаном и с братией Почаевской обители (авг. 8 1659 г.) открыл гроб преподобного, и мощи его найдены нетленными. При этом последовали исцеления.
Самое замечательное исцеление совершилось над больным Почаевским игуменом Досифеем. Накануне праздника Воздвижения креста Господня прибывшая в обитель благородная панна Домашевская услышала с прислугой своей необыкновенное пение, исходившее из храма, тогда как в окнах светился огонь. – Сперва подумали, что иноки совершают всенощное служение. Посланная служанка Анна нашла церковные двери отворенными, в храме слышала пение и, когда вошла в храм, увидела преподобного Иова среди светлых мужей, совершающих молитву. – В страхе стояла она неподвижно; но преподобный, обратясь к ней, сказал: «не бойся, девушка, – иди и позови ко мне игумена обители Досифея». – «Он лежит на смертном одре», Анна отвечала. – Преподобный подал ей шёлковый плат, омоченный в миро, и велел отнести к больному. Анна пошла и у дверей кельи стала звать игумена в храм от имени преподобного Иова. Больной сперва принял этот зов за мечту; потом, оградив себя крестным знамением, взял плат, положил его на себя и, почувствовав себя окрепшим, встал с постели и пошёл в храм. Экклесиарх, пришедший к началу утрени, изумился, увидав того, кто вчера лежал на смертном одре. «Как это ты, отче, пришёл сюда?» спросил он игумена. – «Отец наш Иов молится за нас и прислал мне исцеление», отвечал игумен с восторгом и рассказывал, что было. – Храм, построенный панной Домашевской, поныне ещё цел и цело завещание её 1655 года, которым просит она похоронить её в церкви, построенной ею, «по чину восточного православного исповедания».
Оставляя давние чудеса преп. Иова, припоминаем чудо наших времён. – В 1832 году девица Матрона, Оренбургской губернии, три года страдавшая головной болью и отвращением ко всему святому, в Киеве видела во сне старца, украшенного сединой, и близ него некую жену в белом одеянии. По слухам о чудесах Почаевской иконы Богоматери, отправилась она в Почаевский монастырь и здесь над мощами преп. Иова получила облегчение, а перед чудотворной иконой полное исцеление.