Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Обретение мощей св. Андрея, князя Смоленского

 Обретение мощей св. Андрея, князя Смоленского

В 1540 г. преп. Даниил Переяславский, быв в Москве, предложил в. кн. Иоанну Грозному, что Переяславские храмы св. Предтечи и св. Николая, стоящие у городских ворот, очень обветшали, так что необходимо построить новые; при этом преподобный известил, что у ветхого храма св. Николая в земле лежать мощи св. князя Андрея Смоленского, которому в прежние времена, как он твёрдо помнит и знает, была служба со стихирами и каноном, и лик его писался на иконах, но почему ныне не отправляется пение – неизвестно. Об этом же преподобный доложил и святителю Иоасафу. Великий князь и митрополит приказали построить новые храмы и вместе дозволили преподобному вместе с местным духовенством осмотреть гроб св. князя Андрея. В Переяславле очень обрадовались вести Даниила о гробе князя и хотели звонить, чтобы собрать народ. «Повременим, заметил один из священников, пока Богу угодно будет явить мощи раба Своего; совершим без звона молебное пение». Благоразумный совет был выполнен. После молебна разобрали надгробный памятник и начали копать могилу. Народ собрался во множестве – и иные из духовных пришли со свечами; все молили Господа об откровении благой воли Его. Наконец открыли гроб и в нём мощи, обвёрнутые берестой, мощи нетленные и издававшие благоухание: волосы русые и долгие, одежда целая с медными пуговицами, положенная на стороне. Крупицы бересты, осыпавшиеся при отгребании земли, с верою брали недужные и исцелялись. Преподобный послал священника Константина известить о том митрополита и великого князя. Из Москвы присланы были Чудовский архимандрит Иона, впоследствии Суздальский епископ, и Богородский протоиерей Гурий для поверки донесения и перенесения мощей в храм. После молебна в соборе архимандрит спросил Даниила: «по какой причине и с чьего дозволения начал он отыскивать мощи?» Старец отвечал, что предварительно извещал о том митрополита и государя и с их дозволения открыл мощи св. князя; причём представил архимандриту древнюю икону князя и службу ему прежних времён. «Немного это написано, прибавлял преподобный, – книга старая, как видите; спросите и народ, что он знает, и как исцелялись больные». Призваны исцелившиеся. Пристав Иван Окляча заявил, что он много лет страдал головной болью так, что не мог кланяться, – и как только прикоснулся к мощам, перестала боль. Женщина из Переяславля сказала, что три года болело у неё горло, так что не могла говорить; но когда, по обретении мощей, проглотила несколько крупиц от бересты, которой обёрнуто св. тело, внезапно перестала боль, и она проговорила, что могут подтвердить соседи. Другая женщина объявила, что её слепую привели к св. мощам, и она стала видеть. Архимандрит Иона и после того говорил Даниилу, будто бы «владыка митрополит ничего не знает о том и ничего не приказывал». Старец заплакал и сказал: «не будем искушать Духа Святого, действующего в чудных рабах Своих. Не говори также, будто ничего не известно великому отцу нашему и святителю. Бог мне свидетель, что извещал я его сам и не только его, но благочестивого самодержца, и, по их воле, осмелился я открыть святые мощи». Преподобный сказал потом, что излишне-пытливые, или по другим более худым побуждениям противодействующие св. делу будут наказаны; митрополит лишится престола, архимандрит и протоиерей жестоко пострадают. – Слово св. старца впоследствии исполнилось. Это слово сперва смутило следователей, но потом объявили они его за плод дряхлой старости. – Впрочем, очевидность дела вынудила кончить преступный спор. Мощи блаженного князя положили в новый гроб, обвили их плащаницей и совершили службу. Храм св. Николая с того времени стали называть храмом св. князя Андрея, Переяславского чудотворца; существовавший при нём женский монастырь закрыт в 1764 г..

Кто был сей праведный князь и когда жил?

По повествованию о нём, после смерти его нашли записку: «аз есмь Андрей, един от Смоленских князей»; нашли также золотую цепь и перстень, которые потом взял себе вел. князь Иоанн Васильевич и за то дал жалованье для церкви свят. Николая. По преданию, князь удалился из родной стороны по крамолам; в Переяславле жил он, как никем незнаемый бедняк, и исправлял должность пономаря при церкви св. Николая; от бедности терпел всякую нужду, но был усердным молитвенником храма, вёл жизнь чистую и строгую. Так провёл он 30 лет! Таковы данные о жизни того, кто не хотел быть знаемым во время земной жизни своей!

По этим данным видно, что благоверный князь Андрей Смоленский жил прежде вел. кн. Иоанна III (1464–1506 г.). По родословным спискам Смоленских князей известны два князя Андрея, жившие прежде в. кн. Иоанна, – князь Андрей Владимирович и князь Андрей Феодорович Фоминский. Но первый убит в 1224 г. на р. Калке и след. не кончил дней подвижником в Переяславле. Отец князя Андрея Фоминского, князь Феодор слепой Фоминский, был современником в. кн. Симеону Гордому († 1353 г.), тогда как Смоленское княжество, при умножении князей Смоленских (их было в одно и то же время до 17), раздроблено было на мелкие части. Не удивительно, что при дележе достояний произошли ссоры между родичами, как это бывало тогда. По древнему памятнику, сын кн. Андрея Феодор удалился в Тверь. Конечно в то же время и блаж. кн. Андрей, наскучив тревогами жизни и их нравственной тяготой, скрылся из Смоленска, чтобы в неизвестности совершать подвиги благочестия. Время кн. Андрея Феодоровича Фоминского не далеко от времени в. кн. Иоанна III, так что до последнего легко могли сохраниться перстень и цепь первого. По таким соображениям кончина св. кн. Андрея последовала не раньше 1390 года. Около того же времени полагается кончина блаженного князя и в ркп. святцах.

Примечания
1* Так говорит повествование о св. кн. Андрее в ркп. Сергиевой лав. Царского № 44. Румянцева № 371.
2* Ркп. повествование; степ. кн. 2, 230. 231. Русск. времен. 2, 312–314. В ркп. Румянцева № 371 служба бл. князю.
3* Ркп. повествование о св. кн. Андрее степ. кн. 2. 230. Русск. врем. 2, 312.
4* Родословн. книга изд. кн. П. Долгоруковым, 1, 141–143. СПб. 1854 г. По древней родословной (времен. общ. ист. X, 106. 107. 54. 174. 247. 251): «у другого сына княж Константинова, у князя Феодора Слепого сын Андрей Коробья; а у Андрея сын Феодор и тот во Тверь пришёл». Здесь же сказано, что в. кн. Симеон Гордый выдал за старшего брата Феодора Слепого, за Феодора Красного свою сестру Евдокию; а кн. Константин, родоначальник князей Фоминских, был сын кн. Юрия, только не Святославича, а Константиновича. Таким образом видно, что отец кн. Андрея, кн. Феодор Константинович, скончался никак не позже 1370 г.
5* По Отенскому списку и по списку общ. ист. № 231 «преставися в лето 6800», т. е. 6898 (1390).