† Память о праведном Иакове Боровичском
Кто был сей угодник Божий? Точных сведений не отыскано. «Не ведомо нам, кто он и откуда», говорит Славеницкий. «Мы только благодарим блаженного Иакова. Он просиял Христовой силой чудотворений, подобно древним великим святым. В блаженном отроке сильный и дивный муж пришёл к нам в Русскую страну – охранять и соблюдать веру нашу во Христа». По слухам, блаженный Иаков был простой, но усердный к делу судовщик и принял на себя суровое юродство; скончался же убитый громом.
Самое первое явление прославившегося раба Божия было чудное. Надобно представить себе быстроту течения Меты, особенно страшно бурную силу её в весеннее время, когда самая сильная и ловкая рука гребца с трудом у берега может править ладьёй. По этой-то реке против течения её волн, во время вскрытия её, на третий день Пасхи, в 1540 году, несло громадную льдину (накру). Это было у грозных Боровичских порогов; но льдина неслась, наперекор массам воды, сбрасывающимся с порогов. Густой пар, как бы дым, поднимался со льдины, плывшей между камнями. – На ней увидели дубовую колоду: гроб без крышки, с почившим отроком. Как ни дивно было плавание льдины, крестьяне встретились с мыслью об ответе за мёртвое тело, – и положили проводить помимо селения гроб; принесли шесты и длинными шестами оттолкнули льдину от берега. Льдина однако не слушалась и возвратилась к берегу. Верёвками обмотав колоду, повлекли с льдиной по течению Меты и отвели версты за две от с. Борович. На рассвете следующего дня льдина опять явилась у берега, на прежнем месте. Её вновь отвели по реке; но и в третий раз возвратилась она к тому же месту. Старшинам ночью, не одному и не двум, явился во сне отрок, тот самый, которого видели они в колоде, и с упрёком говорил: «зачем, будучи христианами, немилостиво гоните меня христианина? Если хотите знать моё имя, то я Иаков, единоименный св. Апостолу Иакову». – Старшины поутру передали один другому видение, и вслед за ними народ поспешил на берег, чтобы благоговейно снять гроб со льда. Мощи поставлены в часовне.
Когда стали благоговейно лобызать нетленное и чистое тело, то явились чудесные исцеления. Донесли о том Новгородскому архипастырю. В июне 1544 года, по распоряжению архиепископа Феодосия, Софийским священником Иоанном, в присутствии многих духовных и светских лиц, освидетельствованы были мощи праведника и совершившиеся при них чудеса. От 6 октября 1544 года архиепископ грамотой благословил перенести мощи из часовни, где стояли они, в ближний храм Св. Духа; вместе предписано совершать торжественное служение в день перенесения мощей.
После того потекли от мощей праведника потоки чудес. – В 1572 году Новгородский архиепископ поручил строго поверить на месте рассказы о чудесах. Посланные донесли, И что при мощах св. Иакова совершается «множество исцелений». – Славеницкий в своё время писал: «учиниша письмени предавати чудеса, и егда их наполнися осмьдесять и осмь седмиц, престаша писати».
Канон праведному Иакову написан был, как видно по акростиху, «Иваном», вероятно тем самым священником Софийским Иоанном, который в первый раз свидетельствовал мощи и чудеса.