Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Память о преп. Феодоре и Павле Ростовских

 Память о преп. Феодоре и Павле Ростовских

В ркп. святцах читаем: «преподобнии отцы Феодор и Павел, игумени Борисоглебского монастыря на Устье реке, быша в л. 7000, мес. октября в 22 д.». По ркп. повести о начале Борисоглебского монастыря, Феодор пришёл в чёрный лес р. Устья из Новгородской стороны. Вблизи дороги, шедшей из Каргополя и Белоозера в Москву, построил он себе из хвороста хижину, а на дереве, при самой дороге, повесил кузовок, чтобы принимать от проходящих подаяние для пропитания своего. Он жил как небесная птица, без забот о земном, и проводил время в молитвах; так прожил он три года, один с Господом! Спустя три года пришёл к нему Павел и стал делить с ним пустынническую жизнь. При вел. кн. Димитрии Иоанновиче и м. Алексии, когда в Ростове княжил Константин III Васильевич, а святительскую кафедру занимал Игнатий III, преп. Сергий приходил на родину свою в Ростов. Это было в 1363 г., когда кн. Константина надлежало мирить с новым в. кн. Димитрием, и святое дело примирения было совершено с успехом. Пустынножители Феодор и Павел сочли за святое дело обратиться за духовными советами к великому пустынножителю. Они просили его осмотреть место для новой пустынной обители и благословить его. Сергий обошёл с ними лесную пустыню и на р. Устье, где ныне стоит храм обители, указал строить церковь во имя св. мучеников Бориса и Глеба. «Призрит Господь на это место, великие страстотерпцы будут помогать вам; обстроится оно и получит известность», сказал преп. Сергий. Кн. Константин и епископ Игнатий с любовью дозволили строить новую обитель. Одушевлённые словами св. подвижника, которого все уважали, пустынники начали рубить лес, чтобы очистить место для храма и обители, и скоро увидели подтверждение словам Сергия. Раз, когда отдыхали они от трудов, явились им два воина в княжеских одеждах и сказали: «трудитесь здесь; Бог не оставит вас, и мы здесь будем неотступно, с помощью для вас и для ваших преемников». «Кто вы таковы?» спросили пустынники, пробудясь от сна; но только услышали ответ небесных воинов: «я Роман», сказал один; «а я Давид», сказал другой. После того пустынники удвоили ревность свою об устроении обители. Мало-помалу собрались к ним ревнители пустынной жизни. Пустынники построили два храма, – один в честь страстотерпцев, другой, тёплый, в славу благовещения Богоматери. Братия упросила Феодора принять на себя звание игумена. Место ревностных подвижников пришло в известность: к празднику страстотерпцев князей собирались многие Богомольцы и завёлся торг. Многие из богатых людей Ростовской области стали желать быть погребёнными в пустынной обители мучеников и делали вклады. Так заведены были пашни и рабочий скот, – обитель обзавелась всем нужным для неё. Блаженный Феодор, достигнув старости, желал подвизаться в безмолвии. Поручив Борисоглебскую обитель спостнику своему Павлу, он с двумя учениками отправился на Кубенское озеро и здесь на святой Луке поставил келью. Но Чудь, ещё не расставшаяся с грубостью дикого язычества, разметала келью и заставила его удалиться с Луки. Перейдя на другой берег озера, он прошёл по глухим местам на р. Ковжу и при устье её полюбил место; здесь положил он основать обитель св. Николая. Он отправился в Москву к удельному кн. Андрею Дмитриевичу, в области которого находилась Белозеро-Вологодская сторона, и выпросил у него грамоту на рыбную ловлю и земли для обители. Возвращаясь из Москвы, Феодор убедил Павла принять на себя сан игумена Борисоглебской обители и потом удалился на Ковжу. При впадении Ковжи в Белоозеро (в 40 верстах от нынешнего Белозерска) построил он храм во имя чудотворца Николая и сюда собралось к нему довольное число подвижников. Наконец, почувствовав близость кончины, избрал он настоятеля для новой обители, а сам возвратился на место начальных подвигов своих и здесь скончался 22 окт. 1409 (6918) г. Блаж. Павел, которому друг его, согласно с грамотой князя Андрея, поручил наблюдать и за Ковженской пустыней, прожил после того не долго. Борисоглебская обитель чтит память его в один день с памятью первоначальника Феодора, окт. 22 дня.

Примечания
1* «Повесть о Борисоглебском монастыре, от коликих лет и како бысть начало» – в сборнике Сергиевой лавры № 20. Повесть писана вслед за тем, как в 1524 г. игумен Феофил начал строить новый каменный храм в Борисоглебской обители.
2* Так как Димитрий Иоаннович стал вел. князем с 1362 г. и в 1363 г. обязал кн. Константина грамотой признавать его вел. князем России (собр. грам. 1, 200. Ник. лет. 4–5), бывший при нём Игнатий был Ростовским епископом не далее 1363 г. (Святыни Ростова, стр. 58. 71) и в 1364 г. кн. Константин умер от чёрной смерти: то посещение Ростова Сергием, а след. и основание Борисоглебской обители, относились без сомнения к 1363 г. Затем несомненно и то, что пр. Сергий приходил мирить с вел. кн. Димитрием кн. Константина, безуспешно воевавшего за князей Суздальских (Никои, лет. 4, 5. Арцыбашев 2, прим. 795. 797).
3* В царской грамоте 1652 г. написано: «от начала преподобных отец Феодора и Павла мая во 2 д., на праздник страстотерпцев Бориса и Глеба съезжаются с городов и из уездов торговые люди всяких чинов со всякими торги и торговали беспошлинно, а им в Борисоглебский монастырь давали на свечи и на ладан, и на вино церковное».
4* «Окрест живущий неразумнии невегласи человецы, еще Чудское исчадие, сего преподобного изгониша и келейцу разметаша... Андрей же князь даде место и починкы и пожни и рыбные ловли».
5* По грамоте князя Андрея Дмитриевича велено Борисоглебскому игумену с братией «на Беле озере, за озером, на устье Ковжи поставити храм Николы чудотворца и монастырь устроити и дан к тому монастырю починок». Так сказано в царской грамоте 1615 г. Никольский монаст. на Ковже упразднился до учреждения штатов. Ист. Иер. 6, 548.