Преп. Евфимия Нового, диакона Солунского
Евфимий, в мире – Никита, родился в 824 г. «Земным и временным отечеством своим имел страну Галатийскую, а по высоте деятельных и созерцательных совершенств справедливо был гражданином вышнего Сиона», – говорит составитель его жития. Родители его, благочестивые люди, «просияв некогда самими собой, сияют теперь и в отдалённом потомстве сиянием сына их», потому что успели возрастить в нём всецело преданного Богу христианина. Вся жизнь Евфимия с самого детства была Богоугодна и привела к той кончине, которая служит началом блаженной вечности для странников и пришельцев земных, возлюбивших её более временного мира. – Оставшись сиротой после отца, он, ещё совершенно юный, был уже настоящим помощником своей матери в её попечениях о доме и семействе; от этих домашних трудов не отвлекла Никиту и военная служба, на которую он должен был поступить по тогдашним постановлениям.
Женившись на достойной девушке, избранной для него его матерью, Никита подготовил в ней добрую помощницу в семейных делах. Вскоре Бог благословил этот союз рождением дочери Анастасии. Тогда решился молодой христианин удовлетворить свои личные, преобладающие и непреодолимые духовные стремления... Надеясь, что родившееся дитя будет достаточным утешением и матери его и жены, Никита решился оставить семью с тем, чтобы посвятить себя исключительно служению Богу на иноческом пути, тем более, что при семье оставалась ещё помощницей и замужняя его сестра – Мария, жившая в отеческом доме.
Таким образом и вышел однажды, никого не предупредив, из отеческого дома Никита, – обошёл многие места, посещая подвижников, прибыл на Олимп, где, пожив некоторое время под руководством двух великих старцев, Иоанникия и Иоанна, принял пострижение в иночество с именем Евфимия; проходил трудные послушания в киновии, посредством которых приобрёл такое смирение, что сделался выше страстей, изгнал из души своей уныние, обуздал язык, покорил себя воздержанию, стяжал молитву. Достигнув высокой степени духовного развития, обратил взор свой к жизни пустынной и удалился на Афонскую гору, куда привлекала его слава её подвижников.
По пути на Афон, зашёл Евфимий в Никомидию, так как здесь он мог получить дорогую весть о своих родных; узнал он, что живы они, но скорбят о нём. Получив такое известие, Евфимий послал им крест и поручил посланному сказать им, что он уже инок и им советует последовать его примеру... Сначала странным показалось им такое предложение, и продолжали мать, жена и сёстры плакать о разлучившемся с ними, потом, размышляя, приучили себя к мысли об иночестве и, выдав в замужество дочь Евфимия Анастасию, которой предоставили всё имение, сами добровольно посвятили себя иноческой жизни.
Евфимий же, окончательно отрешившись от пристрастий земных, предался ещё более, чем до сих пор, суровому подвижничеству на Афоне. Три года безвыходно прожил он в безмолвии, в уединённой пещере, в трудах духовной борьбы между внутренним и внешним человеком, между душевным и духовным человеком – понятных только тому, кто сам испытал их... И обрёл небо в пещере своей... и когда вышел из неё к давно уже ожидавшим его другим подвижникам, то мог назидать их и словом, и жизнью.
С Афона, по особенному откровению, Евфимий отошёл в Солунь и в горах, к востоку от города, на вершине Перистера, основал в 863 г. монастырь и восстановил храм святого Апостола Андрея Первозванного на запустевшем месте, прикрывавшем развалины прежнего храма, превращённого в овчарню. Сюда собралось к Евфимию множество ревностных иноков; пустыня приняла подобие города при большом стечении народа, ищущего духовного руководства чтимого подвижника. Таким образом, вокруг него, «если не совсем уничтожалось, то уменьшалось зло и заменялось процветанием всякого добра» ...
Впоследствии основал здесь Евфимий и женскую обитель, в которой подвизались его мать и жена, а игуменьей была сестра его, принявшая схиму с именем Евфимии. После 14-ти лет управления обителями, Евфимий снова подвизался на Афоне до тех пор, пока почувствовал приближение кончины и, тяготясь частым нарушением безмолвия по причине множества людей, приходивших к нему, удалился на остров Священный, взяв с собой только одного инока Георгия. Здесь поселился он снова в пещере и после пяти месяцев уединённого подвижнического приготовления к отшествию из мира – после краткой и лёгкой болезни скончался в 15-й день октября, около 884 г.
Мощи преп. Евфимия, обретённые нетленными в пещере, покоятся теперь в городе Солуни, почему и преподобный называется Фессалоникийским, хотя отечеством его было другое место (селение Опсо, около города Анкира, в Галатии).