Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Св. Феоктисты Паросской

Остров Лесбос – один из островов Эгейского моря, соседний с мысом Мисии. Его Митилену посещал св. Павел (Деян.14); а на северном берегу его – город Мефимна. Это считалось частью Малой Азии. Парос, один из Цикладских островов, знаменитый своим мрамором, принадлежал к Элладе.

На острове Лесбосе, в городе Мефимне, родилась блаженная Феоктиста. С юных лет, пожелав вести жизнь чистую, отдана она была родными в девичий монастырь. Семнадцати лет пострижена была в монашество. Случилось ей выйти из обители, для свидания с сестрою. В это время, неожиданно ни для кого, напали на остров пираты-арабы. Захватив множество пленных, захватили они и Феоктисту с ее сестрою. Грабители пристали потом к острову Паросу и расположились тут оценивать пленных. Феоктиста, трепеща не столько за жизнь, сколько за чистоту свою, бросилась бежать; долго гнались за нею; наконец она, спасаясь от них, скрылась в пустыне, на середине острова.

 Св. Феоктисты Паросской

Феоктиста спасла жизнь и чистоту от насилия людей, – но остров оказался совершенно запустевшим. На нем стоял только каменный храм пустой. Феоктиста предала себя в волю Божию. Она питалась семенами местного растения, солнечника. Псалмы, которые изучила она в монастыре, составляли пищу и утешение ее. Одежда, в которой схватили ее пираты, впоследствии обветшала, обратилась в гниль и она осталась нагою. То зной летний жестоко палил ее, то холод зимы костенил тело ее. Она терпела и молилась. Местом молитв ее был притвор опустевшего храма. Так прожила она 35 лет. Случилось, что прибыли на остров охотники для ловли, зверей. Между ними был богобоязненный человек; он ходил один, следя за зверями; увидав запустевший храм, вошел в него молиться. Помолившись, видит небольшую ямку с водою и в ней намокшие семена солнечника. Верно, подумал он, подвизается здесь раб Божий, пустынник. Чтобы не потерять дружины, он поспешил выйти из храма. На следующий день мысль о пустыннике снова привела его в пустой храм. На этот раз увидал он на правой стороне притвора как бы растение, колеблемое ветром и закрытое густыми сетями паутины. Он хотел подойти и посмотреть, что это такое? Но услышал голос: «остановись; не подходи ко мне, добрый человек! стыжусь показаться тебе нагою». Он «затрепетал и хотел бежать, но собрался с духом и спросил: кто ты и откуда? «Брось мне какое-нибудь одеяние, чтобы я могла прикрыться, и тогда скажу». Он исполнил желание ее. Обвернувшись верхнею одеждою охотника и оградив себя крестным знамением, вышла она к охотнику. Волосы ее были белые, лице почернелое, одна кожа покрывала кости, и все целое походило более на призрак, чем на живого человека. Она рассказала о себе, как попала она на остров и как жила тут. Потом просила она охотника принесть ей святое причастие. Так как охотники, отправляясь в дальний и опасный путь, запасались тогда св. дарами Евхаристии, то тот поспешно принес сосуд с святыми дарами. Она, помолившись, причастилась св. Евхаристии и воз несла благодарение Богу. Когда охотник еще раз пришел видеть дивную пустынницу, он нашел ее почившею. Выкопав могилу, какую мог, благоговейно положил он страдальческие останки подвижницы.

Нападение морских разбойников, Африканских Арабов, на остров Лесбос было в 846 г.; тогда они ограбили и Рим. Прибавляя к этому году разбоя 35 лет пребывания святой на безлюдном острове Паросе, находим, что дивная подвижница почила в 881 году.

Примечания
1* Метафрастово описание разговора о св. Феоктисте в Латинском переводе – у Сурия ad 10 Novemb. Отрывки Греческого текста – у Аллятти de Symeonibus р. 49. 53. 55. В Четье-Минее ноября 9, из разговора составлено описание жизни. Метафраст разговаривал о святой на острове Лесбосе с пустынным старцем в 902 году. Старец просил его описать жизнь святой для общей пользы, и Симеон написал тогда же рассказ старца. Учение об отцах § 294.
2* О том, как в древнее время причащались тела и крови Христовой, сказано довольно в прим. на 77 главу Луга духовного. Иоанна Мосха Луг духовный стр. 258 259. М. 1853 г. Причины, почему давно уже перестали поручать св. запасные дары на хранение мирянам, – понятны. Если св. Димитрий Ростовский и блаженный Иоасаф Белградский находили таких священников, которые оказывали самую грубую небрежность в хранении страшных таин, то чего ожидать от мирян позднего времени?