Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преподобной княжны Анны Всеволодовны

Ряд святых Русской Церкви начинается равноапостольною княгинею Ольгою. Княгини прежде князей принимают на себя иго иночества. Из княжеского рода прежде всех постриглась в иночество супруга великого князя Ярослава Ирина, в иночестве св. Анна. Второю инокинею, но первою девственницею из княжеского рода была блаженная Анна, дочь великого князя Всеволода. Она постриглась в 1086 г., тогда как первым добровольным иноком из князей был св. Николай Святоша, поступивший в иноческую обитель в 1106 году. – Магдалина прежде Апостолов посетила гроб Спасителя и видела Его воскресшим. Таковы жены!

 Преподобной княжны Анны Всеволодовны

Отец благов. Анны, великий князь Всеволод Ярославич, по словам летописи, «с детства любил Бога и правду, оделял бедных, чтил епископов и священников, особенно же черноризцев, воздерживался от пьянства и похоти; потому и был нежно любим отцом своим». – Он любил образованность, говорил на пяти языках иностранных. Мать Анны была Греческая царевна, дочь импер. Константина Мономаха; ее благочестие доставило России неоцененное сокровище – св. мощи великом. Варвары. Брат Анны, Владимир Мономах, своими добродетелями приобрел такую любовь народа, что и поздние потомки его пользовались ее теплотою. Он любил монашество и ясно понимал значение его. Он завещал детям: «принимайте епископов и игуменов с любовию, – наделяйте их, чтобы они молились за вас Богу». А летопись говорит: «он любил иноческий чин, поил и питал приходящих к нему иноков и инокинь, как мать своих детей». В такой-то семье родилась и воспиталась благоверная Анна. Под благотворным влиянием ума и благочестия она образовала из себя образец девственной красоты – честь и славу княжеского дома. Предмет нежнейшей любви родителей, она называлась уменьшительным именем – Янкою, по нынешнему Аннушкою.

Благоверная княжна с юных лет возлюбила Господа. Родители, как ни нежно любили ее, не полагали препятствий любви ее к Богу. Они благоговели к словам Апостола: «незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Посему кто не выдает девицу, делает лучше» (1Кор.7:34, 38). Юная княжна предпочла девство всем наслаждениям светской молодой жизни, и не напрасно. – «Девство, говорит Антоний Великий, – подобие ангелам, духовная и святая жертва, благоухающая роза, оживляющая и близких к ней, приятнейшее благовоние для Господа Иисуса Христа, великий дар Божий, залог будущего наследия в Небесном Царстве». Князь Всеволод построил каменный храм Ап. Андрея и при нем монастырь; княжна Анна посвятила здесь девство свое Господу. Это было в 1087 г.. Вслед затем приняла она обитель в свое ведение и употребила меры к ее внешнему и внутреннему благоустройству. Три года спустя предприняла она путешествие в тогдашнюю столицу православия, в Константинополь. Это путешествие было вполне благочестивое. Княжна-инокиня желала видеть лучшее иноческое благочиние, чтобы научиться ему для себя и для других. – Она привезла с собою наблюдения, полезные не только для ее обители, но и для других обителей. «Анна, говорит древний повествователь, ходила туда (в Константинополь) не напрасно, а с тем, чтобы вдвойне быть полезною, себе и другим инокиням Русской земли». В Киев возвратилась она (в 1090 г.) с новым митрополитом Иоанном, скопцом. Благочестивая княжна-инокиня своим примером возбуждала сильное движение в сердцах современниц, к их лучшему счастию. Сестра ее, княжна Евпраксия, в 1106 г., по ее примеру приняла иночество. Вторая супруга великого князя Всеволода, ее мачеха, пожелала быть погребенною в ее обители. Блаженная Анна собрала в свой монастырь множество черноризиц. – Это тем более составляло великий и добродетельный подвиг со стороны блаженной Анны, что современное ей Русское женское общество еще не забывало обычаев разгульного язычества, предавалось по временам самым нечистым веселостям и ему не по душе было строгое девство. Самоотречение благоверной княжны, ее строгая жизнь одушевляли живших с нею ревностию к подвигам жизни духовной. Княжна наравне со всеми жила по иноческим правилам, в посте, молитвах и глубоком смирении. Юных девиц обучала она чтению, пению, письму и некоторым полезным рукоделиям. Блаженная Анна 26 лет провела в иноческих подвигах. В ркп. святцах читаем: «в Андреевском монастыре святая княжна Анна Всеволодовна в инокинях преставися в лето 6624 (1116) мес. мая в 18 день». По летописям она почила от трудов 3-го ноября 1112 г. Потому мая 18-й день, вероятно, был днем памяти о ней по случаю обретения мощей ее. Монастырь, где подвизалась блаж. Анна, долго назывался Янчиным, сохраняя благоговейную память о своей основательнице. Он стоял вблизи Михайловского монастыря, но разрушен был Батыем; развалины его указывают в саду и под жилыми строениями одного обывателя.

Примечания
1* Собр. л. 1, 88.
2* См. окт. 14 д.
3* Собр. л. 1, 89. 92.
4* Степен. кн. 1, 228. Фундуклея Киев 52. М. Никифор о Мономахе: «егоже из утробы освяти и помаза, от царской и княжеской крови смесив». Сам Владимир в своей духовной: «аз худый дедом своим Ярославом благовольным славным наречен в крещении Василий, Русским именем Володимир, отцем взлюбленным и матерью своею Мономахы».
5* Собр. л. 1, 102. 112.
6* Татищев 3. пр. 355. Уменьшительными именами назывались младшие князья и княжны. Но поскольку Анна была старшею сестрою, то уменьшительное имя ее не могло быть следствием сего обычая, а указывало на другую причину – на особенную любовь к пей в семье родной.
7* Письмо 17 о девстве.
8* Собр. лет. 1, 88. Переслав. л. 50. «В л. 1086 заложи церковь св. Андрея при добром митрополите Иоанне в монастыри, в нем же постриже Всеволод дщерь свою Явку и строи девичь монастырь».
9* Татищев 2, 210. См. пр. 23.
10* Собр. л. 1, 89.
11* Степен. кн. 1, 228.
12* Собр. л. 1, 89. Степ. кн. 1, 229.
13* Собр. л. 1, 120. 2, 287. Евправсия скончалась июля 10-го, 1109 г. и положена была у южных дверей великой Печерской церкви. Собр. л. 1, 121. 2, 228.
14* Собр. л. 2, 3. Карамз. 2, пр. 156.
15* Преп. Феодосий в поучении «о казнях Божиих» обличает «пьянство, блуд, игры злые, скоморохов, гусельщиков, волхование, чародеяние». В другом порицает обычай целоваться на пирах с женским полом. Неизвестный учитель XII в. о посте и служении церковном между делами ненавистными Богу поставляет идолослужение, моление при колодезях и реках, песни бесовские, плясание, бубны и сопели, козицы и игры бесовские» (Правосл. собес. 1858 г.1:168).
16* Собр. л. 1, 88. Ростов. л. у Карамз. 2, пр. 156. Степ. кн. 1, 228.
17* Татищев 2, 158.
18* Собр. л. 1, 127. 136. 2, 3. 289. Словарь святых 1836 г. стр. 30. Буслаева словес. и искусство 2, 242.
19* Собр. л. 1, 136. 2, 295. Карамз. 3, пр. 3, 359.
20* Фундуклея обозр. Киева, стр. 101. Развалины и найденные в них вещи описаны в ж. м. просв. 1833 кн. 3, только здесь ошибочно отнесены они к Феодоровскому монастырю.