Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Блаженной Яздундокты (Снандулии)

В Персидской стране, состоявшей в округе Антиохийского патриаршества, христианская вера в ΙV веке, при Сапоре, подвергалась жестокому и продолжительному гонению. Св. архиепископ страны Симеон установил: «дабы общественные молитвы воспевались на два лика, как в Антиохии установил св. Игнатий, ученик св. Иоанна Евангелиста, и клирики должны петь псалмы не по книге, а по памяти». Это особенно должно было исполняться и исполнялось в обителях дев, которые в Персии назывались «сестрами союза». Но гонение Сапора прежде всего пало на великого святителя, и он скончался мученически. Как в других местах, так и в Персии девственницы были пламенными ученицами Господа Иисуса и потому они были в числе первых между страдавшими за имя Христово. Так св. Фарба, сестра священномученика Симеона, в 341 г. пострадала вместе с сестрою-вдовою и ее служанкою. В следующем году, вместе с епископом Садофом, пострадало несколько обетных дев, потом в числе 120 страдальцев было 9 дев, посвятивших себя Господу. В страшное это время Господь хранил на утешение верных избранную рабу Свою Яздундокту (по произношению Греков Снандулию). Когда страдальцы веры томились в темнице, голодные и измученные, раба Божия находила средства доставлять им разные пособия; после полугодичных истязаний они, наконец, были обезглавлены. Блаженная Яздундокта скрыла святые мощи мучеников от злобы врагов, предав их земле в месте, удаленном от очей злобы.

В 346 г. приняла мученическую смерть, вместе с братом своим, пресвитером Иаковом, девственница Мария. В то же время захвачены были богатый священник Павел и пять дев, первый собственно для того, чтобы воспользоваться его деньгами. Павлу объявили, что если поклонится он солнцу, получит свои деньги. Павел так любил деньги, что для них отрекся от Христа. Правитель, недовольный тем, что ускользает из его рук богатая пожива, сказал: «Павлу отдать деньги тогда, когда своими руками отсечет головы пяти девам-христианкам». Девы объявили: «безумные пусть кланяются солнцу, но они не отдадут чести творению, принадлежащей Творцу». Это были св. Фекла, две Марии, Марфа и Ама. Павел подошел к ним с мечем в руках. «Несчастный! сказали они ему, ты хочешь предавать смерти овец своей паствы, пастырь ли ты? Кровь наша падет на твою голову». Павел отсек им головы с холодностию привычного палача. Правитель, не желавший расстаться с его деньгами, велел тайно задушить его и он погиб как Иуда. Во все это время сострадательная Яздундокта оказывала великую помощь и услуги мученикам.

 Блаженной Яздундокты Снандулии

Будучи богатою аристократкою, она употребляла средства свои на то, чтобы облегчать страдания рабов Христовых. Так поступала она и в 376 г., когда обнародован новый жестокий указ против христиан. Она доставляла пищу христианам, заключенным в Арбельской темнице за имя Иисуса Христа. Узнав о горьком положении мучеников (епископа Акепсимы, пресвитера Иосифа и диакона Антиллага (Аифала), – см. выше стр. 11–19), она призвала к себе начальника темницы и усердно просила его дозволить взять их из темницы к себе, дабы иметь удовольствие видеть их в своем доме хотя на короткое время. Она дала ему значительную сумму денег. Неохотно, со страхом, он согласился на ее просьбу. Ночью послала она своих слуг в темницу и они привезли блаженных страдальцев в дом ее. Здесь своими руками обвязала она раны их, осыпала поцелуями руки и плечи их и, смотря на горькое положение их, не могла удержаться от слез и стенаний; они лежали пред нею, как мертвые, без чувств. Блаженный Иосиф, придя в себя и увидя ее горько рыдающую, сказал: «приятно Богу твое сострадание к страждущим, но напрасно так плачешь о нашей смерти». Благочестивая жена отвечала ему: «я плачу не о том, что вы преданы будете смерти, но о том, что, быв осуждены на смерть, не тотчас преданы ей, а принуждены еще жить так жалко». Блаженный Иосиф отвечал ей: «все наши несчастия составляют для нас величайшее счастие. Господь сказал: узкие врата и тесный путь вводят в жизнь (Мф. 7:14). Ты – христианка, должна радоваться мучениям христиан: чем продолжительнее и несноснее эти муки, тем большая награда и светлее венцы готовы для них на небе». Пред рассветом следующего дня мученики отвезены были в темницу. После шестимесячного заключения исповедники вновь были терзаемы и наконец объявлено было приказание о страдальцах: закопанных в яму христиане побьют камнями. Собрано было множество христиан, взята была и блаженная Яздундокта. Ее принуждали исполнить приказание власти. Она никак не соглашалась проливать невинную кровь пастыря Церкви и смело говорила мучителям: «никогда не бывало того, чтобы женщины исполняли должность палачей; вы требуете от меня противного общему правилу, и что вы делаете? Оружие, приготовленное против неприятеля, обращаете вы против своих граждан; государство, находящееся в мире с соседями, вы волнуете внутренними убийствами». Воины, видя твердость ее, подали ей палку, на конце которой воткнута была игла, и сказали: «пусть ты считаешь беззаконием бросить камень на человека, который по твоему мнению невинен, но проколи этою иглою осужденного и ты выполнишь указ царя». Она, обливаясь слезами, отвечала: «вонзите лучше в меня эту иглу, но не в святого подвижника Христова. Если же можете лишить меня жизни за непокорность, не удерживаю вас; я готова умереть вместе с мучеником, только не принуждайте меня проливать невинную кровь его». Во время этого разговора мученик окончил свой подвиг. Блаженная Яздундокта, 40 лет совершавшая подвиги сострадания, также скоро затем переселилась в блаженную вечность.

Примечания
1* Память св. Фарбы, по греческому испорченному произношению Фервуфы, – апр. 4. О св. Симеоне Ле-Кень Or. chr. II, 1007. 1008. Assemans, orient. Biblioth. I, 1–4.
2* Память 120 мучеников – февр. 20. Повесть св. Маруфы в Христ. Чт. 1827 г. 26, 189.
3* Память 128 мучеников Персид. апр. 6. Повествование о них св. Маруфы у Ассемана: Act. s. martyrum. Romae 1748.
4* Память о Иакове нояб. 1. Повествование св. Маруфы в Хр. Чт. 1827 г., ч. 27, 86. 87.
5* Повесть св. Маруфы о них в Христ. Чт. 1827 г., ч. 27, 88–95.
6* Повествование св. Маруфы в Христ. Чт. 1827 г. 28, 166–168, 182–185, в Четь-Минее нояб. 3.