Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Св. преподобномуч. и исповедн. Стефана Нового

Стефан, родившийся в Константинополе в 715 г., с детства посвящен был Богу своею благочестивою матерью и в юношеском возрасте отведен был родителями к Иоанну, подвизавшемуся на горе св. Авксентия, напротив Константинополя, при Никомидийском заливе. Здесь, усердно исполняя все иноческие послушания, Стефан сверх того ревностно занимался изучением Свящ. Писания и в особенности творений св. Иоанна Златоуста, что и вооружило его сильным орудиём в той борьбе за православие, которая впоследствии предстояла ему.

Похоронив своего отца, Стефан, с согласия своей матери, роздал вое оставшееся после отца имущество бедным, приютил мать и сестру свою в женском монастыре, основанном св. Авксентием, и возвратился в обитель, где поддерживал свое существование переписыванием духовных книг. Стремясь к уединению, он удалился на вершину горы и устроил себе келию в тесной пещере, но и сюда многие приходили к нему, привлекаемые святостию его жизни и ища советов и поучений просвещенного инока, а некоторые, пожелав жить при испытанном подвижнике, устроили при пещере иноческие келии и просили Стефана быть игуменом таким образом основавшегося монастыря.

Между тем свирепствовала тогда иконоборческая ересь. После императора Льва III Исаврянина (717–741) Константин Копроним еще с большею яростию стал преследовать иконопочитание и, обличаемый многими благочестивыми иноками, обратил свой гнев в особенности на них. Собрав множество народа, он повелел ему присягнуть с клятвою при Кресте, Евангелии и Таинствах Христовых, что не будет никто покланяться иконам и не будет иметь никакого общения с иноками, а встретив их на дороге, будет побивать их каменьями... В то же время, самовластно поставив патриархом единомышленника своего, инока Константина, составил в 754 г. иконоборный собор. И совершились тогда в Византии безбожные дела, святотатственное поругание над иконами и над всякой святыней: сосуды церковные, в которых Божественные Тайны совершались, попирались ногами; иконы сожигались и выбрасывались в море; в церкви Богородицы во Влахернах, стены которой были украшены живописными изображениями земной жизни Спасителя, была уничтожена вся эта живопись, а вместо нее намалеваны звери и птицы... Не пощажены были и мощи святых, которые с бесчестием уничтожались или выбрасываемы были в море; тех же, кто восставал против такого кощунства, убивали и трупы их выбрасывали на съедение зверям.

В этой великой скорби и угнетении православные во множестве собирались на гору Авксентиеву к славному подвижнику Стефану, и он утешал и ободрял их, и наставлял твердо стоять за святыню и в случае, если бы кто не чувствовал в себе достаточно мужества, скрываться в чужих землях...

Зная о таком влиянии на народ свято почитаемого им Стефана, император желал иметь его на своей стороне и потребовал, чтобы он подписал определения составленного им иконоборного собора; но когда Стефан, отказавшись от богатых даров, присланных с тою целию, чтобы задобрить его, отказался и исполнить неправедное требование и велел через посланного ответить Копрониму, что «не подпишет его собора, исполненного лжи и празднословия», – то его силою вывели из келии и заключили под крепким надзором в темнице. Во время войны с Болгарами, сделавшими нападение на империю, Стефан был освобожден, но по окончании войны гонение на почитателей икон возобновялось, и Стефан снова подвергся преследованию. Посредством подкупа являлись доносчики, которые свидетельствовали, что он возмущает народ против императора; пострижение же Стефаном в монашество одного из царедворцев, который, под видом искреннего желания иночества, добивался только предлога обвинить Стефана как бы в насильственном пострижении его, – послужило поводом к окончательному обвинению праведного человека и, «по истреблении огнем Авксентьева монастыря, Стефан был отправлен в Хрисополь, в монастырь Филиппика, и пробыв здесь 16 дней, после этого сослан в ссылку на о-в Проконнес. В 765 или 766 г. был возвращен в Константинополь, где содержался в темнице Фиалы», Но нигде не умолкал правдивый голос исповедника и везде привлекал иоследователей, которые в наставлениях его и благословении почерпали силу мужественно стоять за веру и предавать себя мученической кончине за нее. Наконец, «после всенародного обличения царя, после месячного заключения в претории, 28-го ноября 767 г. Стефан скончался мученически». По повелению Константина Копронима его убить, придворные его вывели Стефана из монастыря, повлекли его но улице, били его палками, топтали ногами и, наконец, один из злодеев нанес ему смертельный удар по голове.

«Постнически предподвизався на горе, – воспевает Церковь св. Стефану, – умная врагов ополчения всеоружием креста погубил еси, всеблаженне! Паки же ко страдальчеству мужески облекся еси, убив Копронима мечем веры, и обоих ради венчался еси от Бога, преподобномучениче Стефане приснопамятне!» (Троп.).

«Троицы рачителя и Божественного Стефана восхвалим верно песньми, празднолюбцы, от сердца, яко почествовавша начертание красное Владыки и Матере Его, – и согласно ныне от любве возопиим ему радующеся: радуйся, отче приснославне!» (Конд.).

Примечания
1* «Месяцесл. Вост.» архим. Серг. т. II, ч. 2, стр. 374.
2* Там же.
3* Житие св. Стефана Нового на Русск. языке – в «Душеполезном чтении», 1860 г. ч. 3, стр. 263.