† Преставление св. Иакова, епископа Ростовского
Блаженный Иаков еще в молодых летах посвятил себя на служение Господу в одной из обителей Ростовских. Строгий пост обучил тело его покоряться духу, молитва очистила и укрепила душу благодатию, а прилежное чтение книг обогатило разум его твердыми сведениями о св. вере. В 1385 году, по смерти епископа Матфея, Грека, он посвящен был в архипастыря страны Ростовской. В немногие годы правления своего он успел показать много дел святого пастыря. Какой-то Маркиан возмущал Ростовскую паству враждою своею против св. икон: человек начитанный и ловкий на слово, он успел образовать секту и даже некоторых бояр Ростовских успел убедить, что поклонение иконам – το же, что идолослужение, и потому преступно. Такой образ мыслей о св. иконах легко было занять тогда от магометанства, сильного между сильными Татарами и исступленно враждебного уважению священных изображений; его можно было усвоять тогда даже по видам на житейские выгоды. Ревностный святитель, коротко знавший учение отцов Церкви о св. иконах, обличил пред народом лживость и нечестие Маркианова учения, и Маркиана выгнали из Ростова. «Избавил ты людей, поет Церковь святителю, из уст волка своим учением, заградил говорливые уста еретические твоим богословием, великий отец!» «Гнусный Маркиан низложен священными словами твоими, Иаков преславный, и изрыгавший нечистоты выгнан, по нетерпимому неприличию его». В других песнях святитель восхваляется то как твердый наставник вельмож и охранитель от ереси, то как сострадательный покровитель вдов и бедных, утешитель печальных, или как смиренный и терпеливый пастырь. Блаж. Иаков дышал Евангельскою любовию к страждущим, особенно душою. По надписи на древних иконах и по самым изображениям видим следующее: женщина, застигнутая в преступлении, приговором бояр осуждается на смерть; в раскаянии падает она к ногам святителя Иакова и умоляет его спасти ее от смерти. «Безгрешный пусть бросит камень на грешницу», говорит святой судьям и назначает грешнице место покаяния. Но этот, столько высокий поступок святителя раздражил и без того непокойную именитость. Высокий поступок его выдали за улику в нечистой жизни его и дерзко, без суда церковного, изгнали его из города. Кроткий святитель поставил себе хижину там же, где пребывал св. Леонтий, выгнанный из города, в 40 саженях от храма арх. Михаила, построенного св. Леонтием. Скоро стали собираться к блаж. Иакову многие из преданных ему граждан, а некоторые оставались жить с ним. Тогда блаж. Иаков построил деревянные келии для братии и деревянную церковь в честь зачатия св. Анны. Так положено было основание Иаковлевскому монастырю! Основанием ему было терпение опозоренной святости. «Владея телесными страстями посредством пощения, ты не был побежден житейскими напастями», говорит похвальная песнь святителю. Ростовцы почувствовали свой грех, раскаялись пред святителем, безрассудно оскорбленным, и просили его возвратиться на кафедру; но праведник, отягченный старостию, не захотел оставить тихой обители своей. Он мирно почил здесь ноября 27-го 1391 года.
Святые мощи его почивают под спудом; над ними устроена богатая серебряная рака, усердием графини A.А. Орловой.
«Земля покрывает тело твое, блаженный: но ты источаешь исцеления верным; дух твой в небе, с избранными, озаряемый сияниями Божества».