† Блаженной Магны Анкирской
В городе Анкире Галатской, – пишет усердный посетитель подвижников Палладий, – много дев, около двух тысяч или более; они подвизаются в святой, добродетельной жизни, хранят воздержание и совершают дело святое с ревностию. Между ними первое место по благочестивой жизни занимает Магна, жена почтеннейшая и опытнейшая. Не знаю, называть ли ее девою или вдовою. Мать вынудила ее выйти замуж, но она отклоняла от себя мужа под разными предлогами, давала вид, будто больна она, и, таким образом, осталась неприкосновенною и непорочною, как говорят родные ее. Муж ее скоро умер, и она осталась единственною наследницею после него. Тогда она всю себя посвятила Богу». «Великое приобретение быть благочестивым и довольным (умеренным в желаниях). Мы ничего не принесли в мир: явно, что ничего не можем и вынести из него (1 Тим. 6:6–8). Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов и хранить себя неоскверненным от мира (Иак. 1:27). Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать двойную честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5:17). Таково учение Апостольское! Так и поступала блаж. Магна. «Богатство, какое было у нее, раздала она на монастыри, на дома бедных и странных, церквам, епископам, вдовам, сиротам и прочим нуждающимся. Охотною душою, но тайно, совершала она подвиги благотворительности». Не только не выставлялась пред людьми благотворительницею, но старалась скрывать добрые дела свои и от себя самой; она боялась обманчивой приятности славы людской так же, как своего самолюбия и берегла сердце свое в смирении. Вместе с тем, она «ревностно посещала Богослужение церковное, вела жизнь подвижническую, воздержную. Знаменитейшие епископы уважали ее. Стараясь исполнить всякую добродетель, она жила надеждою на жизнь лучшую – загробную».
В жизни блаж. Магны более всего изумительно то, что она, выданная в замужество, с такою твердостию воли отстояла свою девственную чистоту. Так в лучшие времена христианства любили девство! В одном провинциальном городе были целые две тысячи дев! Ликия была областию соседнею с Галатиею. Анкирские девы, конечно, читали разговор: «Праздник дев», святителя и мученика Мефодия, писанный им, когда был он епископом Олимпа Ликийского. Если ныне, к несчастию людей, мало ценят девство, не так думали в лучшие времена. Вот как учил о девстве великий учитель мученик:
«Велико, выше природы, чудно и славно девство. Это – питие, которое источается не землею, но небом. Господу предоставлено было преподать сие учение (о девстве) людям. Он один, пришедши на землю, научил человека возноситься к Богу. Архиерею и Главе пророков и ангелов прилично именоваться и Главою девственников. Ветхозаветные еще не могли вместить девства.
И закон свидетельствует, что очиститися чистотою Господу есть великий обет, выше всех обетов (Исх. 1:6). Что же значит посвятить себя Господу? Если уста мои буду отверзать для изъяснения писания или для того, чтобы православно и достойно воспевать по силе Бога, и буду заключать уста, полагая хранение им, чтобы не говорить суетного: то чисты уста мои и посвящаются Богу. Если и взор приучу не прельщаться красотою телесною и не услаждаться зрелищами бесстыдными, но взирать на небо: то чисты и очи мои и посвящаются Господу. Если буду заграждать слух от злословия и поношений и отверзать для слова Божия, то и слух посвятила я Господу. Если чиста я сердцем, все помышления посвящаю Господу, не думаю ни о чем суетном, не живут во мне гордость и гнев, размышляю о законе Господнем день и ночь: то истинно совершаю обет великий: еже очиститися чистотою. Сонм дев, по преданию, именуется бескровным жертвенником Божиим».
В конце разговора девы поют «песнь Христу Богу».
Одна из дев.
«Девы! с небес гремит глас, пробуждающий мертвых.
Он велит всем вместе, в белых одеждах
И с светильниками, нестись к востоку, на сретение Жениху.
Восстаньте прежде, чем Царь войдет в двери.
Лик дев.
Тебе посвящаю себя чистою и с светоносным
Светильником сретаю Тебя, Женише.
Одна из дев.
Удалясь печально людского счастья, пренебрегши
Утехами жизни, наслаждением любви, ищу одного –
Быть под спасающею десницею Твоею.
Даруй мне, Благий, вечно зреть красоту Твою.
Лик дев.
Тебе посвящаю себя чистою, и пр.
Одна из дев.
Оставив ложе и дом брака тленного для Тебя,
Царь мой, пришла я в непорочной одежде,
Дабы войти с Тобою в блаженный чертог.
Лик дев.
Тебе посвящаю себя чистою, и пр.
Одна из дев.
Забыла я родину, возлюбив красоту Твою, Боже-Слове;
Забыла лики дев, подруг моих;
Мной хвалились бы – забыла я и о том – мать и сродники мои.
Ты, Христе, стал всем для меня.
Лик дев.
Тебе посвящаю себя чистою, и пр.
Одна из дев.
Омывший толпы в струях чистительных Предтеча Твой
За любовь к чистоте доведен до смерти;
Но, окропляя кровию своею землю,
Взывал пред Тобою блаженный.
Лик дев.
Тебе посвящаю себя чистою, и пр.
Одна из дев.
И Твоя Матерь, родительница жизни, благодатная,
Недоступная, непорочная Дева, нося в бессеменном чреве
Плод чистый, подпала сомненью в неверности;
Но к Тебе, Блаженный, взывала она.
Лик дев.
Тебе посвящаю себя чистою, и пр.
Все.
Блаженный, живущий в чистых селениях небесных,
Все содержащий вечною силою!
Се предстоим мы; прими нас,
Отче с Сыном Твоим, в двери жизни вечной»
Так пела в жизнь свою и блаженная Магна.
Кончина святой инокини последовала, по времени видевшего ее, не прежде 425 года.