Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Блаженной Магны Анкирской

В городе Анкире Галатской, – пишет усердный посетитель подвижников Палладий, – много дев, около двух тысяч или более; они подвизаются в святой, добродетельной жизни, хранят воздержание и совершают дело святое с ревностию. Между ними первое место по благочестивой жизни занимает Магна, жена почтеннейшая и опытнейшая. Не знаю, называть ли ее девою или вдовою. Мать вынудила ее выйти замуж, но она отклоняла от себя мужа под разными предлогами, давала вид, будто больна она, и, таким образом, осталась неприкосновенною и непорочною, как говорят родные ее. Муж ее скоро умер, и она осталась единственною наследницею после него. Тогда она всю себя посвятила Богу». «Великое приобретение быть благочестивым и довольным (умеренным в желаниях). Мы ничего не принесли в мир: явно, что ничего не можем и вынести из него (1 Тим. 6:6–8). Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов и хранить себя неоскверненным от мира (Иак. 1:27). Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать двойную честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5:17). Таково учение Апостольское! Так и поступала блаж. Магна. «Богатство, какое было у нее, раздала она на монастыри, на дома бедных и странных, церквам, епископам, вдовам, сиротам и прочим нуждающимся. Охотною душою, но тайно, совершала она подвиги благотворительности». Не только не выставлялась пред людьми благотворительницею, но старалась скрывать добрые дела свои и от себя самой; она боялась обманчивой приятности славы людской так же, как своего самолюбия и берегла сердце свое в смирении. Вместе с тем, она «ревностно посещала Богослужение церковное, вела жизнь подвижническую, воздержную. Знаменитейшие епископы уважали ее. Стараясь исполнить всякую добродетель, она жила надеждою на жизнь лучшую – загробную».

 Блаженной Магны Анкирской

В жизни блаж. Магны более всего изумительно то, что она, выданная в замужество, с такою твердостию воли отстояла свою девственную чистоту. Так в лучшие времена христианства любили девство! В одном провинциальном городе были целые две тысячи дев! Ликия была областию соседнею с Галатиею. Анкирские девы, конечно, читали разговор: «Праздник дев», святителя и мученика Мефодия, писанный им, когда был он епископом Олимпа Ликийского. Если ныне, к несчастию людей, мало ценят девство, не так думали в лучшие времена. Вот как учил о девстве великий учитель мученик:

«Велико, выше природы, чудно и славно девство. Это – питие, которое источается не землею, но небом. Господу предоставлено было преподать сие учение (о девстве) людям. Он один, пришедши на землю, научил человека возноситься к Богу. Архиерею и Главе пророков и ангелов прилично именоваться и Главою девственников. Ветхозаветные еще не могли вместить девства.

И закон свидетельствует, что очиститися чистотою Господу есть великий обет, выше всех обетов (Исх. 1:6). Что же значит посвятить себя Господу? Если уста мои буду отверзать для изъяснения писания или для того, чтобы православно и достойно воспевать по силе Бога, и буду заключать уста, полагая хранение им, чтобы не говорить суетного: то чисты уста мои и посвящаются Богу. Если и взор приучу не прельщаться красотою телесною и не услаждаться зрелищами бесстыдными, но взирать на небо: то чисты и очи мои и посвящаются Господу. Если буду заграждать слух от злословия и поношений и отверзать для слова Божия, то и слух посвятила я Господу. Если чиста я сердцем, все помышления посвящаю Господу, не думаю ни о чем суетном, не живут во мне гордость и гнев, размышляю о законе Господнем день и ночь: то истинно совершаю обет великий: еже очиститися чистотою. Сонм дев, по преданию, именуется бескровным жертвенником Божиим».

В конце разговора девы поют «песнь Христу Богу».

Одна из дев.

«Девы! с небес гремит глас, пробуждающий мертвых.

Он велит всем вместе, в белых одеждах

И с светильниками, нестись к востоку, на сретение Жениху.

Восстаньте прежде, чем Царь войдет в двери.

Лик дев.

Тебе посвящаю себя чистою и с светоносным

Светильником сретаю Тебя, Женише.

Одна из дев.

Удалясь печально людского счастья, пренебрегши

Утехами жизни, наслаждением любви, ищу одного –

Быть под спасающею десницею Твоею.

Даруй мне, Благий, вечно зреть красоту Твою.

Лик дев.

Тебе посвящаю себя чистою, и пр.

Одна из дев.

Оставив ложе и дом брака тленного для Тебя,

Царь мой, пришла я в непорочной одежде,

Дабы войти с Тобою в блаженный чертог.

Лик дев.

Тебе посвящаю себя чистою, и пр.

Одна из дев.

Забыла я родину, возлюбив красоту Твою, Боже-Слове;

Забыла лики дев, подруг моих;

Мной хвалились бы – забыла я и о том – мать и сродники мои.

Ты, Христе, стал всем для меня.

Лик дев.

Тебе посвящаю себя чистою, и пр.

Одна из дев.

Омывший толпы в струях чистительных Предтеча Твой

За любовь к чистоте доведен до смерти;

Но, окропляя кровию своею землю,

Взывал пред Тобою блаженный.

Лик дев.

Тебе посвящаю себя чистою, и пр.

Одна из дев.

И Твоя Матерь, родительница жизни, благодатная,

Недоступная, непорочная Дева, нося в бессеменном чреве

Плод чистый, подпала сомненью в неверности;

Но к Тебе, Блаженный, взывала она.

Лик дев.

Тебе посвящаю себя чистою, и пр.

Все.

Блаженный, живущий в чистых селениях небесных,

Все содержащий вечною силою!

Се предстоим мы; прими нас,

Отче с Сыном Твоим, в двери жизни вечной»

Так пела в жизнь свою и блаженная Магна.

Кончина святой инокини последовала, по времени видевшего ее, не прежде 425 года.

Примечания
1* Лавсаик гл. 119. Гераклид гл. 55.
2* Св. Григорий Назианзеа: «девство прежде являлось в редких и покрытое полумраком. Когда же Христос родился от чистой Девы-Марии, оно явилось для людей в свете блистательном, отрешенное от мира и развязывающее мир немощный. Столько превосходит оно узы брака, сколько душа выше тела, небо земли, жизнь вечная выше жизни исчезающей. Брак – снисхождение к похоти, а девство – слава. Любовь, стремящаяся к одному, близится ко Христу, любящему любящего, встречающему идущего. Любя Его, дева оставила мир и не может смотреть на другое; связана она сладкими узами». Ор. s. Gregorii III, 528. 564. 634, ed. Migne.
3* Слово 5. В постановлениях Апостольских (кн. 3 гл. 5) жертвенником Божиим называются вдовицы, обрекшие себя Богу. Но св. Поликарп в послании пишет приветствие «девам, именуемым вдовицами». Следовательно ясно, что вдовицами назывались и обетные девы.
4* Ор. s. Methodii ed Migne p. 211. 212.
5* У Виллефора 2, 261. Sainte Magna, 4 Siecle.