† Страдание святого Пахомия
Блаженный Пахомий родился в Малороссии от родителей благочестивых. Ещё в молодых летах он был взят в плен татарами, которые продали его Турке, кожевнику, в гор. Усаки, что в Филадельфийском округе Анатолии. Покупщик, чтобы извлечь больше выгод из своей покупки, учил Пахомия кожевенному ремеслу, но старался научить и своей вере. Блаженный скоро понял ремесло, но ненавидел веру господина своего и всячески уклонялся от её обрядов. Турок не раз бранил невольника, не раз наказывал побоями и лишением пищи: мужественный раб Христов переносил всё за благочестие отеческое. В продолжении 27 лет неволи он с полным усердием служил господину своему и таким поведением приобрёл доверенность его к себе; Турок хотел даже видеть его зятем своим и готов был передать ему наследство, лишь бы он отрёкся от Христа. Добрый раб Христов хранил чистоту совести и богатство с утешениями брака сочёл пустотой, в сравнении с христианской верой, незаменимой ничем для вечности. – Господин его, убедясь в непоколебимости раба, не стал более насиловать совести его и за долгую службу дал ему свободу, предоставив ему идти куда хочет. Во время приготовления к пути Пахомий тяжко заболел и лежал почти без чувств. Соседние Турки, узнав, что невольник получил свободу, не приняв магометанства, положили, что не тому быть должно. Они одели больного в Турецкую одежду, хотя и не обрезали, а разгласили, что он отрёкся от Христа и стал магометанином. Исповедник Христов, глубоко огорчённый насилием, поспешил удалиться в Смирну и здесь, сбросив с себя турецкую одежду, отплыл на святую гору.
На Афоне в обители св. Павла, найдя иеромонаха строгой жизни Иосифа, блаженный открыл свою душу и упросил старца принять его к себе в послушание и постричь в иночество. Двенадцать лет провёл он под руководством Иосифа, изучая жизнь духовную. Потом, услышав о чудной жизни преподобного Акакия Капсокаливита, перешёл в суровую пустынь его и провёл с ним шесть лет. Здесь, питаясь трудами рук своих, он столько известен стал по совершенству жизни, что считался образцом для пустынных братий; особенно отличался он кротостью, приветливостью и добродушием. Но при всех добродетелях душа Пахомия жаждала ещё подвига исповеднического: он тревожился сомнением, не вылетели ли во время болезни его какие-либо слова отречения от Господа, когда Турки одели его в свои одежды, не посрамил ли он чем-либо имя христианина? Он открыл старцу Иосифу своё желание. Старец, полагая, что желание его – плод гордости духовной, строго бранил его за желание исповедничества. Пахомий оставался при своём желании. Духовник Иосиф испытывал его целый год, возлагая на него разные епитимии, и нашёл его готовым на всё. Затем оба они открывали свои мысли наиболее добродетельным отцам святой горы; но все одобрили тайную мысль Пахомия; а блаж. Акакий утверждал Пахомия на страдальческий подвиг молитвой и советами. Пахомий оставил святую гору, сопровождаемый духовником своим Иосифом.
Прибыв в город Усаки, Иосиф остался в гостинице; а Пахомий пошёл прямо в дом господина своего и оттуда на базар, чтобы узнали его. Турки, узнав, схватили и повели его к судье; они объявили, что это – тот самый раб, который во время болезни отрёкся от Христа и оделся в зелёные одежды, а теперь ходит в монашеской одежде. Правда ли это? спросил судья. Пахомий отвечал: «и на уме у меня не было отрекаться от Христа: признавал и признаю христианскую веру святой и чистой, и готов перенести все муки за своё исповедание». Судья, осыпав его бранью, объявил, что так как раз отрёкся он от Христа, то не может более носить одежды христианской и должен выбрать одно из двух – или совсем отказаться от Христа, или принять смерть. В ответ на это услышали слова исповедника: «да не будет того, Христос Царь мой, чтобы я и тайной мыслью отрёкся от имени Твоего; готов я по любви к Тебе и в огонь и на всякую смерть». Судья велел бросить Пахомия в смрадную темницу.
Пахомий сочёл темницу раем, хотя был в ней без всякого человеческого утешения. На третий день осудили его на смерть. Вести о том обрадовался он как самой сладкой вести; прославляя Бога, он провёл всю ночь на молитве. На рассвете представили его в суд и судья сказал: вот ты осуждён на смерть за твоё упорство; смотри, чтобы позже не каяться. Пахомий отвечал: «тысячу смертей готов перенести за Христа моего; пусть исполняют приговор». Исполнители казни повели связанного мученика за город, туда, где режут овец. Одни из Турок осыпали Пахомия бранью, другие уговаривали отречься от Христа: мученик шёл, углублённый в молитву, и на месте казни стал на колени. Палач в тревоге души медлил отсечь ему голову и шептал на ухо, чтобы отрёкся от Христа. Твёрдый подвижник отвечал: «не теряй напрасно времени, исполняй, что приказано». Тогда отсекли ему голову. Спустя три дня христиане взяли священные останки и погребли. Исполнитель казни помешался в уме и в страшных воплях умер. Духовник Иосиф, услышав о чудном подвиге Пахомия, прославил Бога и, придя на место, где ещё лежало тело мученика, говорил со слезами: «ты получил, чего давно желал, добрый сын мой Пахомий! моли же Господа о мне и о всех призывающих твоё имя». Спустя несколько времени напал на Иосифа страх малодушия: но в сонном видении явился ему мученик и сказал: «не бойся, старец, не потерпишь муки». С этими словами исчез страх в душе Иосифа. Одна благочестивая христианка тех мест, страдавшая с юных лет жестокой головной болью, призвав на помощь мученика, помазала каплями крови его больную голову и освободилась от многолетнего недуга своего; в память исцеления своего велела она написать лик мученика. Блаженный Пахомий пострадал в день Вознесения Господня, мая 7-го 1730 г. Священные останки его хранятся на острове Патмосе, в обители св. Иоанна Богослова, где каждый год совершается память его.