Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление преподобного Антония Печерского

 Преставление преподобного Антония Печерского

Преподобный Антоний – отец Русского иночества, воспитатель того крепкого христианского духа, без которого наружное иночество легко является и легко исчезает, и с которым иноческие учреждения остаются целы наперекор переворотам времени.

Блаж. Симон и Поликарп в своё время (в начале XIII в.) читали «житие святого Антония», пространное и подробное, в котором, хотя кратко, говорилось и об учениках его. – К сожалению, не дошло до нас это драгоценное описание. Нам остаётся восстановлять образ дивного подвижника по отрывочным сведениям древности, при том осмотрительно.

Антоний, в мире Антипа, родился в местечке Любече, в 40 верстах от Чернигова. – Здесь поныне показывается пещера, в которой юный Антипа испытывал силы свои для великих подвигов иночества. – Бог положил ему на ум, говорит пр. Нестор, желание странствовать и странствуя достиг он св. горы (Афонской). Здесь он осмотрел многие обители чудные и, возжелав облещись в чернеческие ризы, молил игумена одной из обителей постричь его; тот возложил на него монашеский образ, назвав его Антонием, и учил его монашескому чину. Слава дивных подвигов Афанасия Афонского, который ещё жив был в 997 г., влекла на Афон не только людей простых, но многих с иераршеских кафедр, даже из дальних стран. Пр. Афанасий ввёл в своей лавре общежитие. Но большая часть Афонских подвижников жили отшельнически, то по два и по три вместе, то совершенно наедине. Так под Афонским типиком X в. видим подписи 50 игуменов. Многолюдство лавры не было по душе Антипы, он искал безмолвной тишины. По сведениям Афонским, избрал он Эсфигменову прибрежную скалу и духовным старцем его был Феоктист, игумен Эсфигменовой обители, красующейся в виду скалы. Игумен благословил его подвизаться в полюбившейся пещере, тем охотнее, что Антоний по близости мог иметь частое общение с старцем. При самой подошве Афонской горы в X веке уже видим Болгарское поселение. Афон с начала X в. был и приютом, и рассадником иночества в Славянских землях. Так и рассудительный игумен Феоктист, после того, как увидел Антония окрепшим в иноческой жизни, сказал ему: «Антоний! иди в Россию, да будешь там и другим на пользу, благословением святой горы». Антоний повиновался. Прибыв в Киев, искал он себе места, где мог бы жить, как жил на Афоне. Варяжская пещера показывалась удобной для безмолвия. Гора Берестовая «по своей отвесной, почти отсечённой, высоте со стороны реки казалась неприступной. На ней в пещерах имели свой притон Варяги, разбойничавшие по Днепру». Антоний избрал пещеру злодеев для подвигов святых. «Это было в 1013 г.. Но кровопролития и волнения, наставшие после кончины Владимира, заставили Антония удалиться опять на Афон и он подвизался там ещё несколько лет. Потом игумен повторил ему прежний духовный совет. Он нашёл теперь в Киеве тишину. Это было в 1028 году.

Преподобный Антоний не изменял раз избранного пути; он и теперь хотел жить отшельником. Ему полюбился безмолвный Днепровский холм, куда уединялся и благочестивый Иларион, впоследствии митрополит. Призвав тёплой молитвой благословение Божие, он выкопал себе при подошве холма пещеру и стал жить в ней. В глубине смиренной души своей Антоний оставался и теперь только духовным сыном Афонской горы и трудился над собой для своей вечности. К его утешению, пещера его была далека от глаз людских. Берестовский холм покрыт был тогда густым, дремучим лесом. И однако о дивном пещернике узнали люди и стали приходить к нему. Он не хотел светить другим, но жизнь его светила и каким светом! Антоний жил для одного Господа; а для кого же и жить должны люди? В молитве, трудах и подвигах проводил он время, не давая себе покоя ни днём, ни ночью; сухой хлеб, и то через день, был его пищей; простая вода, и та в меру, – питьё его. Какая полная любовь ко Господу! Какое жертвование собой для Него! К дивному подвижнику приходили и оживлялись для лучшей жизни. Одни приносили ему необходимое для жизни, по чувству любви благой, и принимали благословение для дома своего; а некоторые решались и жить с ним. Никон, по сказанию Нестора, является в пещеру уже в сане иеромонаха; по известиям его и других, видим здесь прежде 1045 г. Моисея, Леонтия, Илариона, Феодосия. «Киевский Антоний, говорит Нестор, прославился как великий Антоний Египетский», и это ещё при Ярославе. Вел. князь Изяслав, лишь только вступил на престол, приходил (1054 г.) и с дружиной просить молитв Антония в его пещере. Антоний сиял светом дел своих, но хранил глубокое смирение. По смирению не принимал он на себя сана священства. За пострижение двух придворных – Варлаама и Ефрема Изяслав воздвиг гонение на пещеру Антониеву и Антоний готов был безответно удалиться из Киева с учениками. Княжий отрок прибежал и известил о том князя. Супруга Изяслава, родом Польская княжна, уговорила князя – оставить иноков в покое. «За какое-то дело, говорила она, изгнаны были черноризцы и много бед вышло из того в Польской нашей стороне». Изяслав приказал воротить уходивших иноков и – Антоний остался, также покорный и смиренный.

Число братии пещерной умножилось до 15 и по благословению Антония они устроили в пещере церковь с трапезой. Для любителя уединения такое общество казалось уже очень людным. Он сказал братии: «вот Бог собрал вас, братия, и над вами почивает благословение святой горы, данное мне постригшим меня игуменом, а от меня перешедшее на вас. Живите теперь сами, я назначу вам игумена, а сам хочу идти в другую гору жить наедине, как привык издавна». Назначив в игумена Варлаама, сам он, в расстоянии 100 саженей от прежней пещеры, выкопал себе новую пещеру, ту, которая и поныне называется Антониевой или ближней. Смирение его не хотело носить на себе звание игумена; власть передал он другим. Но уединяясь в новой пещере, он не переставал быть великим отцом и наставником для всех, по сознанию братии. В особенных случаях игумен и братия обращались к Антонию за наставлениями и любовь его не отказывалась давать советы и помогать. Так он не только одобрил (1057 г.) рассуждение братии о нужде построить монастырь на горе, но послал предложить от его имени вел. князю: «князь мой! Бог умножает братию, а место у нас тесное: не дашь ли ты нам ту гору, что над пещерой?» И вел. князь исполнил смиренную просьбу великого подвижника. Точно также сам Антоний назначил Феодосия в преемника Варлаама. Любовь его к искренним подвижникам простиралась до того, что сам он носил пищу каждый день заключившемуся в затворе Исаакию, и это продолжалось 7 лет. Дух его постоянно пребывал с братиями и крепкие молитвы его низводили на сердца их благодать небесную, возращавшую и укреплявшую их в жизни духовной. Его незримой помощью умножалось число братии у игумена Феодосия и обитель росла видимо. Преп. Нестор справедливо сказал: «много монастырей поставлено царями, боярами, богатством: но не таковы они, как поставленные слезами, постом, молитвой, бдением; Антоний не имел ни золота, ни серебра, но слезами и постом приобрёл он очень много».

Изнурение тела постом, очищение духа молитвой и Богомыслием до того возвысили дух Антония, что в нём был не только дух совета и мудрости, но дух чудес и откровений чрезвычайных. Больные получали исцеление, принимая простую пищу Антония. В 1067 г. Половцы вторглись в Россию. Князья Изяслав, Святослав и Всеволод решились сразиться с ними на реке Альте и пришли за благословением к Антонию. Антоний со слезами предсказал несчастную для них битву. Устрашённый тем военачальник «Симон, пав к ногам старца, молил о своём спасении. Блаженный сказал ему: сын мой, многие падут от меча острого, преследуемые врагами; вы будете смяты, изранены, потоплены в воде; но ты останешься жив и будешь положен в храме, который построен будет здесь». Слова великого Антония исполнились во всей точности. Князья потерпели сильное поражение на Альте. «Израненный Симон лежал среди убитых. Подняв взор к небу, увидел он церковь великую. Господи! сказал он, избавь меня от сей горькой смерти, молитвами Твоей Матери и преп. Антония и Феодосия. И внезапно какая-то сила исхитила его из среды мёртвых и он исцелел тотчас».

Затем последовало искушение для святого. Вследствие несчастной битвы на Альте, Киевляне, недовольные вел. кн. Изяславом, заставили его бежать в Польшу, а Всеслава, которого Изяслав вопреки клятве держал в заключении, возвели на престол. Спустя 7 месяцев Изяслав возвратил себе Киев и начал гневаться на Антония «за Всеслава»; если Антоний и принимал бывшего темничника Всеслава, то конечно только в духе любви святой; но Изяслав считал это оскорблением себе и восстал с гневом на Антония. Услышав о неудовольствиях против Антония, Черниговский князь Святослав прислал за Любчанином Антонием и взял его в Черниговский Елецкий монастырь, незадолго перед тем основанный на месте явления иконы Богоматерней на ели. Другу уединения особенно понравилась Болдина гора, покрытая лесом, и он ископал в ней себе пещеру; кн. Святослав, по его воле, построил подле пещеры храм прор. Илии и по благословению Антония скоро собрались здесь иноки. Так смиренный Антоний и гонение на него обратил в славу Божию.

Изяслав, уважавший в душе Антония, скоро почувствовал, что согрешил он перед человеком Божиим, неосторожно увлёкшись движением гневного самолюбия. Он послал упросить Антония возвратиться в Киев и Антоний возвратился в ту пещеру, в которой жил до удаления в Чернигов. Для Антония за унижением земным следовала слава неба. В Печерскую обитель пришли из Константинополя четыре зодчих и спрашивали: «где строить церковь?» – «Что это значит? Кто прислал вас?» спросили их. Греки рассказали следующее: «Каждый из нас был в своём доме и к каждому рано утром пришёл посланный и сказал: «Царица зовёт тебя во Влахерн». Мы явились и увидели Царицу, окружённую свитой. – «Хочу построить Себе церковь в России, в Киеве; возьмите денег на три года и идите, стройте», сказала нам Царица. – Мы спросили: к кому пойдём мы, в незнаемую сторону? «Вот к ним – к Антонию и Феодосию, которые явятся там», сказала Царица, указав на двух стоявших вблизи Её. К чему нам так много денег? предложили мы. Царица отвечала: «сей Антоний лишь благословит вас на труд, отойдёт на вечный покой; на другой год последует за ним Феодосий. Итак берите денег больше. Впрочем, никто так не заплатят вам, как Я; Сама Я буду осматривать церковь и хочу пребывать в ней». – Она дала нам и мощи св. мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора. – «Это положите, сказала Она, в основание церкви; церковь будет Богородичная», и дала нам икону». Окончив рассказ, зодчие повторили вопрос: «где же строить церковь?» Антоний сказал: «подождите три дня». Затем обратился он к крепкой молитве и испросил чудесное указание на место храма. – По молитве святого, в одну ночь на избранном месте было сухо, а все окрестности покрыты были росой; в другую ночь одно оно оросилось, тогда как ближние места были сухи. Благословение места для великой Печерской церкви было последним земным делом дивного Антония. – На 90 году своей жизни за год до кончины св. Феодосия, мая 7 дня 1073 г., он мирно предал дух свой Господу.

Мощи преп. Антония почивают под спудом, в той самой пещере, где подвизался он. Глубокое смирение хранил он во всю земную жизнь свою; смирением закрывается он от славы человеческой и за гробом. – Не раз пытались открыть св. мощи его, но останавливаемы были силой. Кальнофойский пишет: «когда Москали захотели взять из гроба мощи святого, то святой, по воле Божией, раз прогнал огнём, чего и теперь есть знаки, а другой – водой».

Примечания
1* Слова Симона об Иларионе приведены авгус. 28; об Онисифоре: «и ина такова обращении, брате Поликарпе, в житии святаго Антония». Об Афанасие. «Аще ли кому не верно мнится написанное се, да почтет житие св. Антония». – Полнкарп об Агапите: в житии же святого Антония вся жития их (подвижников современных Антонию) описана суть аще и вкратце речена. См. ещё прим. 132 и 146.
2* Переслав. летоп. стр. 45. Супрасльск. 163. 164.
3* См. о закрытых монас. Черниговских.
4* Собр. л. 1. 65. 255.
5* Указатель актов Афонских – в ж. м. просв. 1847 г.
6* Славопение св. пр. отцем св. горы Афонской, Будив 1810.
7* Житие пр. Афанасия в ркп. и в минее св. Димитрия.
8* Григорьева путешествие стр. 88. 89. Казань 1848.
9* Григорьева путешествие стр. 57. 87. 88. Муравьева письма с востока I. 212. 213.
10* Акты Афонские, ст. 4. акт. 6. стат. 7. акт. 3.
11* Иоанн Колов основал свою обитель близ Иериссы; а в Иериссе жили Болгары.
12* Так по Густинской летописи (Собр. л.2:261). По Новгородской л. это было в 1012 г. (Собр. л.3:208). Преимущество за первой, как Киевской. По Кассиянову списку патерика Антонии был на Афоне при св. Владимире (Извес. акад. V, 154). О Варяжской пещере Кальнофойский. Сприга канон: «постницы разбойников обитания храмы Божия соделаша».
13* Так по патерику Кассиянова списка (изв. акад. V, 154) и известие его о двукратном путешествии на Афон взято конечно из древнего жития Антониева (пр. 120). Нестор в летописи говорит об однократном путешествии на Афон. Но здесь – не жизнь Антония, а часть, да и в той под 1051 г. есть поставление Илариона в митрополита. Если же положим, что Антоний начал жить в Киевской пещере с 1051 г., то это было бы непримиримо ни с известиями о Моисее Угрине, Леонтии, Иларионе, Никоне и Феодосии, ни с известиями о самом Антонии. Как уместить в «немногие дни» одного и того же 1051 г. путешествие на Афон, обхождение тамошних обитателей, пострижение игуменом, изучение иноческой жизни, возвращение в Россию, искание здесь удобного места по обителям, поселение в пещере? Как согласить 40 лет пребывания в Киевской пещере, когда Антоний почил в 1073 г.?
14* По печатному патерику Антоний во второй раз возвратился в Киев в 1017 г., но тогда не прекращались, а начались сильные волнения в России. По Густинской л. Антоний во второй раз пошёл на Афон в 1017 году и возвратился в 1027 г. (Собр. л. 2, 263. 266). «Уста усобиця и мятеж и бысть тишина велика на земли» в 1028 г. (Собр. л.1:64).
15* Собр. л. I, 67, 68. 255. Слова: «копая пещеру» были бы лишние у Нестора, если бы Антоний поселился в Иларионовой пещере, как того хотят иные (приб. к твор. отц. 9, 572). В Иларионовой пещере Антоний не жил уже и потому, что сам Иларион принял пострижение у Антония «от того пострижен бысть», пишет Симон. Да и ни в одном лучшем списке летописи не сказано: «вселися в ню» – в Иларионову пещеру, а сказано: «взлюби место се и вселися в не»; в древних патериках читали: «взлюби место се и вселися в не», или «вселися в нем». Собр. л. I, 67, 68. 255. Татищев 2, 111. Буткова ответ на новый вопрос о Несторе стр. 2–4. СПб. 1850 г.
16* См. жития янв. 28, мая 3 и 23, июля 26, авг. 28, нояб. 19.
17* Собр. л. I, 68.
18* Несторово житие Феодосия в учен. запис. акад. 2, 139–146. Послание Поликарпа о Моисее.
19* Несторово житие Феодосия – в зап. акад. стр. 146–148. Собр. л. 1, 68, 69.
20* Собр. х. 1, 83. 84.
21* Собр. х. 1, 69.
22* Поликарп в житии Агапита, сказав, что Агапит был свидетелем, как св. Антоний молитвой исцелял больных, давая им вкушать своей пищи, в конце жития изъявляет сожаление о том, что случаи чудесного исцеления не описаны даже и в том полном житии св. Антония, которое известно было в его время. «Их же (св. иноков) воспомянув добродетельное житие, дивлюся, како премолчана бышя великая исправления (так он называет и выше исцеления) св. отца нашего Антония».
23* Симон о созд. цер. Печер. собр. л. 1, 73. 74. 79. 2, 270.
24* Собр. л. I, 73. 74. 83. II, 272. Голятовского скарбница, чудо 1 и 2. Новгор. сев. 1676.
25* Св. Димитрия руно орошённое; Несторово житие пр. Феодосия. Черниговские кафедральные монастыри, Черн. 1861 г.
26* Собр. л. II, 272. Нестор в житии Феодосия: «прииде – идеже и ныне чистое тело его лежит». По летописи, «ископа пещеру, яже есть под новым монастырем, в ней же сконча живот свой, жив в добродетели, не выходя ив пещеры лет 40 нигде же». Собр. л. I, 68. С какого времени считать 40 лет пребывания в пещере? С 1068 г. идя к началу жития. – В 1057 г. он только перешёл из одной пещеры в другую за 100 саженей; а в 1068 г. выходил он не только из пещеры, но и из Киева, в мир.
27* Симон о созд. Печер. церкви. Он говорит при том: «в житии св. Антония пространнее обрящеши».
28* Сорб. л. III, 2. «В л. 6681 (1073) заложена бысть церкы Печерская Феодосием игуменом». Краткая Киев. л.: «преставися Антоний, игумен Печерский, благословив и знаменовав место церкви св. Богородицы» (Супрасл. л. 139). Но здесь ошибочно относится к 1074 г. кончина Антония и Феодосия. В Густин. л. и в 3 Новг. (Собр. л. II, 274. III, 208) год кончины Антониевой отнесён к году основания храма, но ошибочно выставлен 1071 г. Днём кончины пр. Антония по древним святцам поставлено 7 мая (Ист. Р. Ц. I, 235, 236). В минее Макария под 7 ч. мая «слово о св. Антоние Печерстем». Служба ему на 7 мая у Царского № 663. В святцах старинных (Синодальн. Апостола XVI в. по опис. Синод. р. 1, 339 и устава ХII в. у Толстого, I, № 100) память о пр. Антоние также под 7 мая; а под 10 июля в уставе замечено: «соборная церкви св. Антонию не празднуют». Последняя заметка даёт видеть, что в то время лавра уже праздновала пр. Антонию 7 мая. – О древнем праздновании св. Антонию, хроме Симона и Поликарпа (пр. 120), неизвестный в сборнике XV в. (Румянцева № 406).
29* Печ. патерик л. 10. Четь-минея 10 июля.
30* Teraturgima г. 16.