† Подвиги св. мученицы Ирины и память других начальных проповедников веры в Сербии
По житию святой Ирины, составленному не в раннее время, святая Ирина, дочь князя Ликиния, крещена была св. Тимофеем († 93 г.), учеником Апостола Павла; проповедовала св. веру на своей родине и по её проповеди принял св. веру отец её князь Ликиний со всем двором своим; на родине своей продолжала она проповедь о Христе три года, много вытерпела истязаний от защитников язычества и успела обратить ко Христу всего до 11,000 человек. Потом с Евангельской проповедью была она во Фракийских городах и скончалась мученицей в Солуне.
Где жил князь Ликиний? Где была родина святой Ирины, оглашённая Евангельской проповедью мученицы? В Магеддоне крещена Ирина, в Магеддоне проповедовала, говорит позднее житие. Хотя с таким именем ни страны, ни города не видно в Греко-Римской империи, по известным памятникам; но известно, что южные города не раз переменяли свои имена. Соседняя Фракия, оглашавшаяся проповедью св. Ирины после её родины, указывает на то, что родиной св. Ирины был Иллирик. Надобно сказать более: с проповедью своей святая обратилась во Фракию, страну Славян, собственно потому, что сама она была Славянка Иллирийская, или, говоря тогдашним языком, как во Фракии, так и в Иллирике жили тогда Фраки, говорившие одним и тем же Славянским языком.
Такое понимание жития св. Ирины оправдывается и даже точнее определяется Сербской историей. Сербские летописи, когда касаются вопроса о начале христианства в Сербии, признают за несомненное, что Евангельское учение проповедано было в Сербии во времена Апостольские. Напр. в одной летописи XV в. сказано: «первая проповедь о благочестии проповедана была Апостолами, но от ересей угасала». То же писал о начале Сербского христианства папа IX века. Другие Сербские летописи, говоря о Сербском жупане Неемане, называют его потомком того Ликиния, которого дочь св. Ирина страдала за св. веру, и «плод многих чудес се многу тьмы приведе в Христову веру»; они же говорят, что тот Ликиний был «Тривалийский господин, родом Србин». Троношская летопись говорит ещё: «крещен бысть (Нееманя) в Рассии во храме св. Апостол Петра и Павла, иже создан св. Апостолом Титом наподобие кумирниц ондашних, яко же и ныне стоит нерушимо». Тут вид святого храма, похожего на идольский храм, сам по себе говорит о глубокой древности его, видевшей в силе язычество; а то известие, что храм освящён св. Титом, который и по свидетельству Апостола Павла был в Далматии (2 Тим. 4:10), подкрепляет сведения жития о крещении Ирины другим учеником Павла, Тимофеем. Храмом Расы определяется ещё и место, где жили князь Ликиний и дщерь его. Это была Раса. В оправдание такой мысли о Расе служит при древности Расы уважительное внимание к Расе, оказанное императором Управдой в его распоряжении о Славянских епархиях; в этом распоряжении видна мысль о Расе, как о колыбели Сербского христианства.
Святая вера, насаждённая св. Ириной в Сербии, не погасла после её мученической кончины, а ещё распространилась в Сербии. По мартирологам известны мученики восточной Триваллии: в Дадоеване заклинатель Гермес и Евентий, в Прахове Аггей, Гай и другие; в западной Триваллии в Далматии, в городе Соленом, пострадал епископ Дамиан с 8 воинами, а через неделю за пастырем последовали диакон Септим и Виктурик . В южной Иллирии Драчский епископ Астий перед подвигом своим имел во сне видение: стоит он на камне, покрытом смолой и маслом. Проснувшись, рассказал он клирикам сон и прибавил: «братия! я должен пострадать за Христа, а вы можете бежать, где кто надеется быть целым». Это было при императоре Траяне в 110 году. Следовательно, тогда были в Иллирике христиане и ревностные пастыри их. Известны и особые обычаи Иллирийских христиан относительно Великого поста. Предание о построении Константином Великим храмов в Твердоше, Стоне, Завале, Добричеве основано на памятниках. Известны и подвижники уединения, блаженные Мартин и Иларий, страдавшие в Иллирике за православие от ариан. С Готфскими королями Далматии арианство поднимало жестокие гонения против православия в Триваллии, но Славянская стихия взяла верх над пришлой немецкой и в начале V века православие стало господствующей верой в Триваллии. В 760 году Дуклянскому митрополиту подчинены были епископы: Будвы, Котора, Бара, Слатывы, Скутаря, Драча, Палат, Сербии, Баснии, Травупии и Захмулья.
Так быв первой лучшей христианкой Сербского народа, св. Ирина Апостольскою проповедью своей прочно утвердила святую веру между Сербами.