† Преставление блаж. Иоанна юродивого, Устюжского
Близ старого Устюга, за рекой Сухоной, в селе Пухове жили благочестивые и зажиточные поселяне Савва и Мария – здесь родился у них сын Иоанн; здесь же ещё с юных лет начал отличаться жизнью строгой. По средам и пятницам не ел ничего, а в прочие дни довольствовался хлебом с водой. Когда мать заметила ему: к чему он постится в таких годах? «Чтобы избавиться от грехов, отвечал он; без греха никто, кроме Бога; не станем питать плоти, чтобы не стала врагом нашим». Когда родители переселились в гор. Орлец, на реке Юг, за 40 вер. от Устюга и отец здесь умер, мать постриглась под именем Наталии в Троицком Орлецком монастыре. Отрок Иоанн был при ней, по-прежнему молчаливый. Потом он начал юродствовать и мать оставила его на волю Божию. Перейдя в Устюг, поселился он близ соборной Успенской церкви, в хижине, построенной для него набожным Андреем Мишневым. Здесь он ночи проводил в молитве, а днём бегал по улицам в виде юродивого и отдыхал на навозе. Так жил он зимой и летом. Чего стоило ему выносить в такой одежде северные морозы? Много пришлось ему вытерпеть побоев, насмешек, брани от людей, не понимавших ни себя, ни его. Чтобы выносить столько страданий, надобно было глубоко чувствовать смысл слов Апостола: «нынешнее страдание наше, которое мгновенно и легко, готовит для нас в величайшем избытке вечную славу» (2 Кор. 4:17). Блаж. Иоанн скрывал свою жизнь от глаз человеческих, опасаясь известности людской, тлетворной для духа. Набожному священнику Григорию захотелось дознать тайные занятия Иоанна; священник смотрел сквозь щель из другой комнаты на блаж. Иоанна. Осмотревшись и не видя никого в комнате, блаж. Иоанн стал молиться с воздетыми к небу руками за творящих неправду, – так молился он не один час; окончив молитву, стал мешать уголья в печке, – тогда была зима жестокая; потом, оградив себя крестным знамением, лёг на уголья, Иерей, испуганный мыслью, не испёкся бы Иоанн, вошёл в комнату. Блаженный вышел из печи и, грозно посмотрев на пытливого, сказал: не смей никому говорить о том до моей смерти. Священник дал слово исполнить волю его с точностью. Жена Устюжского наместника кн. Феодора Красного, княгиня Мария, была больна жестокой горячкой и послала слугу к блаж. Иоанну с просьбой помолиться за неё. Иоанн лежал на навозе, но лишь только увидел слугу, сказал: «здравствуй, добрый князь Феодор и с княгиней своей». Слуга по возвращении нашёл княгиню уже здоровой. Кончина его последовала 29 мая 1494 г. и он был погребён в соборной церкви. В подлиннике писали: «Иоанн юродивый, Устюжский чудотворец, подобием молод, борода только расти зачала, в наусии; волосы просты; риза на нём раздранное рубище, исчерна бело, и свилося по нём; плечо голо, а также и рёбра голы и ноги, выше коленей».
Служба блаж. Иоанну написана во время царя Иоанна. В 1610 г. писали, что услышав о победе царского войска над Сапегой, под Дмитровом, они «воздали славу Богу в Троице славимому – и Устюжским чудотворцам Прокопию и Иоанну». В 1613 г. Устюжане, молитвами Устюжских чудотворцев, не только защищали город свой от Поляков, но и разбили их.
«Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом; а одно только нужно» (Лк.10:41,42). Не каждая ли христианская душа должна повторять себе эти слова Спасителя, которые так помнил блаж. Иоанн, как видно из всей жизни его?