† Преставление св. Игнатия, епископа Ростовского
В жизни святителя Игнатия по памятникам открываются три высокие черты: подвижническая жизнь, просвещение Белозерского края св. верой и правление паствой патриотическое, но для него иногда скорбное.
Подвижническая жизнь в Ростовском Богоявленском монастыре украсила его саном настоятеля той же обители. Она же в 1261 г. возвела его на архипастырскую Ростовскую кафедру. Подвижнически жил он и в сане святительском, как показывали дела и кончина его.
Князь Глеб Василькович, принявший в удел Белозерскую страну, тогда как старший брат его оставался Ростовским князем, раз отправился рекой Позоровицей на Кубанское озеро, чтобы потом рекой Сухоной достигнуть Устюга. На озере застигла его страшная буря с громом и молнией и суда его были близки к тому, чтобы погибнуть в волнах глубокого озера. В такой опасности жизни князь дал обет на первом месте, где пристанет спасённый, построить храм празднику дня спасения. – Суда принесены к Каменному острову. Здесь встретил князь 23 пустынника. Они занимались обращением к св. вере Чуди и Корелов, живших по северо-восточному берегу Кубенского озера. «Еще бо тогда не вси прияша святое крещение, но бе многое множество неверных человек вскрай Кубенского озера великого по брегом». Пустынники для молитвы собирались в бедную часовню: построить церкви не имели они средств. – Князь приказал построить для пустынников храм Преображения Господня и кельи. Потом он прислал для храма иконы и книги, а святитель посвятил старца Феодора в настоятеля обители и преподал с благословением антиминс для храма. С того времени успехи святой веры на Кубенском озере трудами подвижников и содействием святителя пошли быстрее. В 1269 г. на устье реки Шексны, на берегу Белоозера, поставлена обитель Святой Троицы, первая в Белоозерском краю; она также много содействовала распространению света Евангельского между Чудью. Всё это было в правление святого Игнатия Ростовской епархией.
В 1269 г. Юрьевский князь Димитрий Святославич, больной и онемевший, принимал от св. Игнатия пострижение в иночество; едва окончился обряд, князь – инок обратился к святителю и внятно проговорил: «Господь да воздаст тебе за труд твой, святой владыко! ты приготовил меня в дальний путь добрым воином Христовым; там Царь-Бог, иду к Нему с верой и надеждой». В Ростове при святителе Игнатии доживала последнее десятилетие своё княгиня Мария, вдова князя – мученика Василька Ростовского и дочь князя мученика Михаила Черниговского, которая, оставшись юной вдовой с малыми детьми, посвятила себя воспитанию их; ею основан был в Ростове Спасский монастырь и в 1271 г. святитель сам погребал её здесь. В 1274 г. св. Игнатий присутствовал на знаменитом соборе Владимирском, исправлявшем церковные дела. В 1276 г. отпевал он в Ростовском соборе князя Василия, того самого, которого прежде сам благословлял для брачной жизни. В 1278 г. похоронен им князь Глеб Василькович в Ростовском соборе, – усердный строитель храмов в Белозерской стране, выкупивший в свою жизнь много пленников в орде и щедрый для бедных. Спустя 9 недель, тело князя вынуто было из могилы и похоронено в Спасской обители, построенной матерью его. Из того вышли тяжкие неприятности для святителя. Митр. Кирилл подвергал его запрещению за перенесение тела князя. Летопись не говорит прямо, почему святитель велел вынести тело кн. Глеба из соборного храма. Но если было допущено по настоянию кн. Димитрия Борисовича, который негодовал и на кн. Глеба и на сына его, отняв у последнего волости его; а на такой ход дела указывает и то, что сам князь Дмитрий просил митрополита за Игнатия: то распоряжение святителя о почившем теле было уступкой насилию сильного, охранявшей покой края, а не желанием поругания над усопшим, как это однако объясняли другие. Отселе становится понятным как сильное негодование митрополита, так и скорое прощение Игнатию. Одна из летописей прямо говорит, что митр. Кирилл только по клевете подвергал Игнатия осуждению и, узнав состояние дела, благословил блаж. Игнатия. В 1280 г. св. Игнатий во второй раз путешествовал в орду для ходатайства за церковный причт. И в том же году участвовал в отпевании тела почившего митр. Кирилла. В том же году покрыл он оловом и вымостил мрамором храм Богородицы в Ярославле. Блистательным подвигом его было примирение князей Димитрия и Константина Борисовичей Ростовских. Отняв Белозерский удел у кн. Михаила, они перессорились между собой и едва не дошли до кровопролития: внушениями святительской любви братья доведены были до того, что возвратили князю Михаилу Глебовичу удел его, а в прочем поделились между собой. В память Евангельского мира св. Игнатий заложил в Ростове храм Бориса и Глеба и в следующем году, мая 28, скончался.
Св. Игнатий процвёл нетлением и цельбоносной силой мощей своих прежде погребения. Чудеса, открывшиеся тогда, как отпевали тело его, заставили поставить открыто мощи там, где остаются они доселе. Когда св. тело несли, по тогдашнему обычаю, на одре в собор, две благочестивые инокини видели, – святитель встал с одра, взошёл на высоту по воздуху, как по лестнице, стал над собором, благословил народ и весь город, потом сошёл к месту, где положили похоронить его тело. Тогда же исцелился архим. Стефан, перст которого, скорченный со дня рождения, выпрямился, лишь только коснулся св. мощей. На другой день, когда, по совершении литургии и погребального пения, переложили тело с одра в гроб и подали список священников и диаконов, посвящённых Игнатием во время его святительства, усопший простёр руку и взял свиток. По летописи XV века св. Игнатий «великий чудотворец» и в грамотах XVI века – он «св. чудотворец».
«Как блудница, мытарь и разбойник, вопию Тебе от сердца: согрешил я; прости мне, Владыко, многие злые прегрешения мои и избавь от всякого зла молением святителя Игнатия, да величаем милость Твою непрестанно».