Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Память о преподобном Софронии

 Память о преподобном Софронии

Скажу любви вашей о личности дивной, говорит современный описатель подвигов св. Георгия мученика († 1515 г.). Пресвитер Стефан, из села Пенковца, что близ Софии (Средца), из-за Турецкого насилия оставил родину свою и с своей супругой придя жил в моем доме; с ним мы довольно поучались о полезном. Отсюда удалился он в Валахскую землю и принят был великим воеводою Радулом. Там супруга его переселилась к Богу, а он стал иеромонахом Софронием. По смерти воеводы Радула опять пришёл он на Дунай, поселился в монастыре близ Русы и укреплял себя постом, молитвами, трудом, терпением и милостыней. Тут он жил недолго: диавол не терпел подвигов его, поднял против него слугу его; тот ударяет его топором по голове и лишает жизни. Погребённый «он, спустя три года, являлся живущим в монастыре; те открывают гроб и находят его как будто уснувшим и издающим благоухание. Они положили его в раке. По всей стране творит он чудеса и исцеления. Кто не доверяет, пусть идёт сам и уверится». Воевода Радул, покоивший преп. Софрония – Стефана, известен как один из лучших воевод Валахии; он выпросил себе у султана блаженного патр. Нифонта, жившего в заточении в Адрианополе; при содействии святого Нифонта Радул успел многое сделать для благоустройства дел гражданских и церковных в Валахии. Он умер в 1508 г.. Так как преп. Софроний, по словам современника, жил «недолго» по смерти Радула, а мощи его открыты спустя три года после его кончины; то ясно, что страдальческая смерть его последовала не позже 1510 г., а мощи открыты в 1512 г..

Примечания
1* Житие св. Георгия – в летописи археогр. комиссии, ч. 2. СПб. 1864 г.
2* Палаузова Валахия и Молдавия, стр. 262–264. О св. Нифонте Афонский патерик 2, 18–38.
3* Сербляк в предисловии жалеет, что не мог приготовить службы «св. Стефану, его же мощи почивают в Пипере». Пр. Филофея, коей память 28 мая и житие, описанное Перновн. п. Евфимием в минеях м. Макария была родом, как оказалось по житию, из Пафлогониц Гречанка и Евеимий описал жизнь её только по тому случаю, что мощи её перенесены были в Тернов. Потому не помещаем жития её между житиями святых Славян, как не поместим под 2 июня жития муч. Иоанна, уроженца Трапезунтского, след. Грека, хотя почивающего в Молдавии (Жития святых, июнь, стр. 42–50).