Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление преп. Ферапонта Можайского

 Преставление преп. Ферапонта Можайского

Преп. Ферапонт, в мире Феодор, происходил из рода дворян Поскочиных и родиной его был Волоколамск. С юного возраста исполненный страха Божия, он думал только о том, как бы избавиться ему от мятежного мира. Он любил беседовать о благочестии и молил Господа – сподобить его ангельского жития. Избрав благоприятное время, он тайно ушёл из родительского дома и в Симоновой обители упросил настоятеля постричь его в иночество. Здесь с полным послушанием выполнял он чёрные работы и вместе с тем всегда бывал на бдениях храма и на молитве келейной. Тайные помыслы свои искренно открывал он старцу своему и тем соблюдал чистоту душевную и телесную. По временам слушал он наставления преп. Сергия. Настоятель, заметив его способности и усердие к выполнению послушаний, делал ему разные поручения, между прочим послал и в дальнюю Белозерскую сторону. С странническим посохом ходил он по пустынной Белозерской стороне и пленился тишиной лесов её. Возвратясь в Симонову обитель, он принёс с собой жажду уединения пустынного. Преподоб. Кирилл в это время жил уже на старом Симонове, в уединении. Стремясь душой к более глубокой тишине, спросил он Ферапонта: есть ли на Белом озере место, где бы можно было безмолвствовать иноку? Ферапонт отвечал, что их там много, и оба согласились тайно идти в пустынную сторону. Кирилл нашёл здесь место, указанное ему в видении: оба водрузили крест и выкопали землянки для жилища. Однако Ферапонт не долго пробыл с Кириллом и удалился за 15 вёрст, на место прекрасное, между двух озёр, для пребывания наедине с Господом. Здесь расчистил он землю для насаждения овощей и, по преданию отцов пустынных, прогонял уныние безмолвия то трудом, то молитвой и бдением; не мало ему пришлось испытать страха и от разбойников, которые не терпя праведника близ себя, гнали его из пустыни. К нему стали приходить люди с желанием делить пустынные подвиги его. По их просьбе построил он храм в честь Рождества Богоматери и учредил общежитие. Это было в 1398 г. Прибытие старца иеромонаха обрадовало преподобного, так как сам он не хотел принять на себя ни старейшинства, ни иеромонашества. Он по-прежнему подвизался в тяжких работах, не упуская церковной службы и правила келейного. По временам ходил он для духовных бесед к преп. Кириллу. Братство его умножалось и пример преподобного одушевлял всех любовью к суровым подвигам. Люди зажиточные стали наделять обитель подаяниями. Братия просили преподобного, чтобы принял на себя управление обителью; преподобный говорил: «не я оградил это место, а Пречистая Богородица: Она и может наставить вас на всё полезное». Видя твёрдое нежелание старца принять на себя настоятельство над ними, они избрали себе игумена. Для всех, однако, преподобный оставался отцом и наставником. К нему в келью приходили за советами в смущениях душевных. По его мыслям располагалось всё в обители. Никто не смел держать в кельи что-нибудь, кроме икон святых, назидательных книг и орудий простого рукоделия. Братия занимались то списыванием книг, то плетением мрежей для ловли рыбы. В храме и трапезе наблюдалась глубокая тишина. Князь Андрей Дмитриевич Можайский, которому принадлежала и Белозерская страна, услышав о новой обители в его пустынной отчине, пожаловал новой обители землю и озёра, прислал утвари для храма её и просил молить за него. Так «сей нищий воззва и Господь услыша и от всех скорбей его спасе» (Пс. 33:7).

Наместник Можайского князя, возвратясь с Белоозера, рассказал князю, каков подвижник бл. Ферапонт в его Белозерской стране. Князь, давно желавший построить обитель близ Можайска, послал боярина своего пригласить старца в Можайск для беседы с князем о нужном деле. Это приглашение обеспокоило старца, но он сказал: да будет воля Господня, и, согласно с мыслями братии, отправился в Можайск. «Господь воздаст тебе награду за труд твой, я же навсегда останусь твоим должником», сказал обрадованный князь при встрече с преподобным. Потом, открыв ему давнее желание, просил его принять на себя устроение новой обители. На первый раз преподобный отвечал только слезами, потом помолился Господу и согласился исполнить волю князя. При богатых средствах князя монастырь в честь Рождества Богородицы в Лужках, в версте от города, устроился скоро. Это было в 1408 г. Пр. авва пользовался уважением первосвятителя Фотия, который с любовью беседовал с ним о духовной жизни и облёк его саном архимандрита. Под надзором опытного аввы в новой обители процвела жизнь иноческая; число братии было значительное. Преп. авва повторял братии, жившей не вдали от города, наставление Апостольское: «ночь прошла, а день приблизился. Итак, отвергнем дела тьмы. Как днём станем ходить, не предаваясь пированиям и пьянству, сладострастию и распутству, распрям и зависти. Но облекитеся в Господа нашего Иисуса Христа и попечение о плоти не простирайте до похотей» (Рим. 13:12–14). Преп. Ферапонт преставился в глубокой старости мая 27-го 1426 г. Св. мощи его почивают под спудом в соборном храме Лужецкой обители, источая чудеса для верующих. В Белозерской пустыни посвящён его имени храм.

Примечания
1* Ржи. житие пр. Ферапонта у Царского № 136.
2* Пахомиево житие пр. Кирилла.
3* Преп. Кирилл Белозерский писал к кн. Юрию: «был здесь брат твой, князь Андрей; здесь вотчина его и нам было необходимо отдать ему, государю нашему, поклон». А. э. I, 24. 28. 31.
4* Пролог 27 мая; ист. иер. 6, 850. 851. 855. 5, 26. Между рукоп. п. Филарета по описи 1630 г., «книга преп. отец Ферапонта и Мартемьяна». Иванова опис. госуд. арх. 292. Μ. 1849.