Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Святого Леонтия, епископа Ростовского

 Святого Леонтия, епископа Ростовского

Св. Леонтий – один из самых великих святителей земли Русской. Он велик по действиям земной жизни, как равноапостольный просветитель Ростовского края. Он велик на небе, как сильный молитвенник за землю Русскую.

По словам блаж. Симона, св. Леонтий был постриженником Печерского монастыря; в пещеру св. Антония пришёл он, конечно, не прежде 1032 г., так как Феодосий нашёл тогда у Антония только Никона. В епископа Ростову посвящён он прежде, чем Иларион, второй святитель из пещерян, поставлен был, в 1051 г., в митрополита. В Ростове святитель встретил язычников упорных, суровых и диких. Предшественники его, Феодор и Иларион, первые Ростовские епископы, принуждены были бежать из Ростова от ярости язычников. – Ростов до 1054 г. был в ведении великого князя Ярослава, жившего в Киеве; а по завещанию Ярослава, Ярославль, Белоозеро и всё Заволожье достались сыну его Всеволоду, который постоянно жил в южном Переяславле. Таким образом св. Леонтий должен был бороться с язычеством в Ростове без близкой помощи князя, а закоренелые язычники не хотели слушать его. Увещания и мольбы любви христианской пожалеть себя самих, не губить себя мраком и грехами, не склоняли заблудших к добру. Мало того, они осыпали святителя бранью, подвергли его побоям и выгнали из города. Но он решился не оставлять вверенного ему стада. Поселясь за городом близ ручья Брутовщицы, построил здесь небольшой деревянный храм архистратига Михаила. Видя невозможность действовать с успехом прямо на застарелое поколение, окрепшее в язычестве, он обратился к поколению юному, ещё не испорченному: стал приглашать к себе детей, кормил их и ласкал; обласканные дети ходили к нему, а он учил их началам св. веры и потом крестил; за детьми вслед принимали слово веры и некоторые из возрастных. Зато старые закоренелые язычники сильно раздражались успехами св. веры. Святитель, «укрепясь силой крестной, постом и бдением», не смотрел на волнения слепцов и возвратился в соборный свой храм. Здесь он продолжал ласками приманивать к себе детей и учить их св. вере, – а в храме проповедовал о пустоте и нечестии идолослужения. Закоренелые язычники взволновались: огромной толпой, одни с дубинками, другие с оружием в руках, отправились они к собору, чтобы убить или выгнать Леонтия. Причт соборный испугался. Святитель был покоен и укреплял бывших с ним пресвитеров и диаконов. «Не бойтесь, дети, говорил он им. Без Божией воли ничего они не сделают нам». Он облёкся в священные ризы и повелел священникам и диаконам также облечься в ризы. Святитель, облачённый в святительские одежды, вышел к язычникам спокойный и твёрдый. Это спокойствие неземное, эта твёрдость небесная, являющаяся в виду смерти, поразили язычников; «увидев лицо его, подобное лицу ангела, они пали, одни – полумёртвые, другие слепые. Святой же молитвой восставил их и сотворил здоровыми». Он преподал им наставление в св. вере, полное духа и силы, и язычники приняли крещение. С того времени учение небесное находило себе свободный доступ в народе Ростовском. Древняя летопись говорит: «св. Леонтий, священный епископ, просвети св. крещением град Ростов». «Тогда начал отходить от нас мрак идольский и воссиял свет благоверия», говорит древнее Ростовское слово в память Леонтия. Новый летописец пишет: «древле чудотворец Леонтий Ростовский приводяше заблудящую Чудь в православную веру». Эти известия вместе с тем, как показывают нам бесплодную деятельность равноапостольного Леонтия в Ростове, дают видеть и то, что святителю Божию, при всей его ревности, не привелось довести до св. веры всю «заблудящую Чудь». И действительно, по житию св. Аврамия, «в Чудском конце Ростова» ещё стоял Велес, после св. Леонтия. Мало того, святитель рукоположил многих священников и диаконов; но Апостольский подвиг его окончился мученической смертью. Блаженный Симон, сказав, что из Печерского монастыря многие поставлены были в епископы, пишет: «первым был Ростовский епископ Леонтий священномученик, которого прославил Бог нетлением; это был первый (из пещерян) престольник; неверные мучили и убили его и он стал третьим (небесным) гражданином из Русской земли, получив вместе с двумя Варягами венец от Христа, за Которого пострадал». Когда это было? Известия молчат о годе кончины святого; но, по всей вероятности, это было в 1073 г., когда видим по летописи страшные злодейства проповедников Чудского язычества в пределах Ростовской епархии.

Мощи св. Леонтия открыты 23 мая 1164 г. Когда копали рвы для нового соборного храма, говорит древнее известие, «нашли гроб, покрытый двумя досками; в недоумении открыли гроб и увидели лицо (Леонтия) светящееся славой; ризы на нём как вчера надетые; столько лет минуло и не изменялось священное тело его». В руке держал он свиток, на котором написаны были пресвитеры и диаконы, поставленные его рукой. Ныне св. мощи почивают в приделе собора, куда перенесены они из церкви св. Иоанна в 1230 г. февр. 25 д..

В праздник святителя пономарь, отворив двери храма к утрени, увидел свечи зажжённые и святителя восставшего из гроба и молящегося с воздетыми к нему руками. Затем случилось, что небрежный клирик погасил негасимую свечу у гроба святителя, но зато наказан был расслаблением тела, глухотой и немотой, а покаявшись исцелился у раки святителя. Ростовский князь Иван Александрович († 1400 г.) три раза исцелялся по молитве св. Леонтия, два раза в детстве, от глазной болезни, а в третий раз, уже женатый, от горячки. После пожара 1408 г. по освящении соборного храма «в один месяц совершилось до 40 чудесных исцелений – слепых, хромых, сухоруких, больных расслабленных». В летописи записали: в 1418 г., «молитвами святого чудотворца Леонтия» поставлен был новый епископ Ростову; равно в окружной грамоте свят. Ионы 1448 г. Леонтий «святый чудотворец». При великом князе Иоанне и при архиепископе Трифоне (1462–1467 г.) свирепствовала «короста», от которой многие и умирали; у раки св. Леонтия многие из этих больных получили исцеление. При том же архиепископе Захария, слуга князя, спорил с кафедрой об участке земли. «Обычай издавна бе и у прежних епископов, яко егда с кем спорное слово о земли, то священника с Леонтиевым крестом на размежевание посылают». Так поступили и теперь. Захария нашёл свидетелей лжи и с их помощью завладел участком. Но лишь только засеял он похищенный участок, как начал кричать, что та земля стоит над ним облаком и засыпает ему глаза; слепого в раскаянии привели к раке чудотворца и, когда архиепископ отслужил молебен св. Леонтию, Захария стал здоров. – В 1521 г., во время неожиданного нашествия Махмет-Гирея, святитель Леонтий вместе с Московскими святителями являлся ходатаем перед Богом за Москву.

«Общник Апостолов, верный молитвенник перед Богом, святитель Леонтий! добродетелями достиг ты небесного, при сильной любви к Любящему тебя; неверных людей освятил ты верою. – Потому, ликуя с ангелами, стоишь пред престолом Царя всех, Христа Бога. Молися Ему, да спасет души наша».

Примечания
1* Житие св. Леонтия в кратком и распространённом виде издано в Правосл. Собеседнике, февр. 1858 г. Краткое житие писано по открытии мощей, около 1165 г.; оно называет кн. Андрея Боголюбского нашим князем, повелевающим в Ростове. – Пространное принадлежит 16 веку. Впрочем, по спискам видно, что краткое житие дополняемо было и прежде 16 века. В Сннод. р. б. 1459 г. № 637. XV в. № 550. XVI в. № 90. 948.
2* По ркп. житию, св. Леонтий (преосв. Макария ист. I, 201. II, 273), поставлен в епископа в 992 г. – Это очевидная неправда. В кратком житии не определён год посвящения; но и это житие, как приметно, относит пребывание Леонтия в Ростове к первым временам христианства. Приняв же неосторожно одну ложную мысль, будто Леонтий рукоположен во Владимире, допустили и другую такую же, что он «родился и воспитался в Царьграде», именно потому, что епископы времени Владимирова были Греки. Дополнявший житие св. Леонтия в 16 в. прибавил к тому ещё сказку, что Леонтий посвящён п. Фотием (Преосв. Макария Ист. II, пр. 59). Св. Симон: «от того Печерскаго монастыря Пречистыя Богородицы мнози епископы поставлены быша и яко светила светлая осветиша всю Русскую землю святым крещением: первый Леонтий епископ Ростовский священномученик, его же Бог прослави нетлением и се бысть правыя престольник, его же невернии, много мучивше, убиша. И се третий гражданин бысть Русского мира, со онема Варягома венчался от Христа, Его же ради пострада». Памятники XII в. стр. 256.
3* См. о св. Феодоре июня 8. Краткое житие св. Леонтия: «зде бо Апостоли не были». В Синодальном цветнике XVI в. (№ 687): «не бывшу никоему же Апостолу в Русской земли, но по истине Русскому языку милость Божия открыся».
4* Собр. л. III. Карамз. 2. пр. 50.
5* Только на короткое время был здесь Мономах в 1068 г. В завещании своём пишет он: «первый поход мой был в Ростов, по стране Вятячей; послал меня отец, когда сам пошёл в Курск. Затем ещё ходил я к Смоленску со Ставком Скордятичем»... Зачем был? По всей вероятности, для сбора дани. «И вручил я отцу три ста гривен золота», говорит он в описании путешествий своих.
6* Ркп. житие по второй редакции. – В кратком житии не сказано о том ни слова. Но и по летописи, на месте деревянного храма кн. Константин построил каменный храм Архангела, освящённый 25 ноябр. 1205 г.
7* Житие св. Леонтия по обеим редакциям.
8* Собр. л. I, 195.
9* Слово на память св. Леонтия в правосл. собесед. 1858 г. I, 425. Издатель уверен, что оно писано около 1164 г. Но более вероятно, что сочинено оно около 1231 г. См. опис. муз. Румянц. № 156.
10* Никон. л. VIII, 245.
11* Послание Симона по списку Акакия. См. пр. 361. По житию: «с миром отъиде к Богу». Слова верные, если означают только счастливое переселение к Богу. Иначе: а) то же краткое житие говорит: «непостыдно предался за веру». б) Только не полная ясность слов слишком краткого жития и заставляла вводить разные перемены в известие св. Симона о св. Леонтии. Один заменял слово: «священномученик» словами: «великий святитель», другой написал: «много мучивше» и опустил «убиша», оставив речь не конченной (христ. чтен. 1853 г. I, 283. Пр. Макария ист. I, пр. 59). Но слова Симона, как их ни извращали, все остаются с мыслью о мученической кончине св. Леонтия за веру. Иначе с чего бы ставить Леонтия на ряду с мучениками Варягами?
12* См. о св. Исаие мая 15. Только в одном позднем списке святцев сказано: «преставися в л. 6581» – 1073 г.
13* Краткое житие. Никон. л. собр. л. IX. 230. 231.
14* Преосв. Макария ист. 3, 277.
15* Собр. л. I, 220. V. VII. 137. Муз. Румянц. № 156. В уставе 1428 г. видим: «мая 23 обретение честного телеси св. отца нашего Леонтия епископа Ростовского, чудотворца». Здесь же тропарь ему. Myз. Румянцева 712. В Ладожском трефологе XI в. (Извест. акад. I, 187) служба св. Леонтию.
16* Ник. л. собр. л. IX. 231. Краткое житие· Опис. муз. стр. 675.
17* Ист. акт. I, 87. Собр. л. VI, 141.
18* Ркп. минея Моск. дух. акад. № 73. Сказание о Захарии напеч. в чтен. Μ. общ. ист. Μ. 1848 г. № 2, стр. 61. 62. Оно же и два другие и Буслаева в христом. 735–741. В соборной грамоте 1488 г. архипастыри призывают помощь «великого святителя и чудотворца Леонтия». Ист. акт. I, 138. В 1519 г. «священа бысть церковь Леонтий чудотворец за Неглимной». Собр. л. VI, 263.
19* Степ. кн. 2, 197. 200.
20* Тропарь в минее. Μ. 1646 г.