Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление святого Довмонта-Тимофея, князя Псковского

 Преставление святого Довмонта-Тимофея, князя Псковского

Литвин родом и князь Нальшанский, Довмонт долго оставался язычником и приведён был к святой вере обстоятельствами жизни. Миндовг, великий князь Литовский, заманив к себе жену Довмонта, заставил её разделять с ним ложе. Довмонт, по совести языческой, решился убить за то Миндовга. Отправясь вместе с войском Миндовга за Днепр, на войну, он вдруг объявил: «волшебство не дозволяет мне идти с вами» и воротясь напал на беззащитного Миндовга, убил его и двух сыновей его. Это было осенью 1263 года. Вслед затем в Литве началась резня, – один князь убивал другого, желая быть главным; а сын Миндовга Войшелг, достав себе престол отца, начал (с 1264 года) страшно мстить за смерть отца. Довмонт принуждён был бежать из Литвы. В 1265 году он и вместе с ним 300 семей Литовских, спасая жизнь, явились в Псков. Теперь «дохнула на него, говорит древний жизнеописатель, благодать Божия». Душа Довмонта потрясена была превратностями жизни и, прозрев, стала видеть значение прежней языческой жизни. Во Пскове не было тогда недостатка в способных учителях веры для пришельцев Литвы: Псковских священников, как знакомых с языком Литвы, по соседству с нею, вызывали тогда в Литву для служения святой вере. Довмонт крестился и с ним крестились все прибывшие с ним в Псков; Довмонт назван Тимофеем. Псковитяне были в восторге от торжества святой веры. Псковичи столько надеялись теперь на Довмонта, что в следующем же году избрали его себе в князья, на место Святослава Ярославича. Небывалый дотоле пример, что Русский город принимает князя Литвина, вместо потомка Владимирова. Новгородский князь Ярослав оскорбился тем, – он хотел идти с войском против Пскова и выгнать Довмонта, но Новгородцы удержали его. Псковичи выпросили для Довмонта руку внучки святого князя Александра Невского, Марии Димитриевны. Довмонт в том же году оправдал доверенность Псковичей к нему. Дикая Литва весьма часто вторгалась тогда в Россию из священных лесов своих, опустошала жилища и уводила с собой в плен множество христиан; князь Гердень отдал перед тем Гермейстеру Летгаллию, тогда как Псковские священники задолго перед тем насадили православное христианство в Летгаллии. Вследствие таких дел Литвы, Довмонт взял с собой 270 лучших воинов, отправился в Литву и в отсутствие Герденя прошёл с огнём и мечом по его владениям, взял в плен жену его с детьми и толпу Литвинов. Надлежало ждать погони со стороны Герденя. Довмонт, переправясь через Двину, отпустил 180 своих воинов с добычей во Псков, а сам остановился за пять вёрст от Двины. Скоро сторожевые дали знать Довмонту, что Гердень идёт с войском. «Братья Псковичи! Сказал Довмонт, кто стар из вас, тот отец мне; кто молод, тому брат я. Я слышал о вашем мужестве; перед вами жизнь и смерть. Братья мои! постоим за Святую Троицу», и так как был тогда день св. мученика Леонтия (18 числа), князь Тимофей прибавил: «Святая Троица и святый великий вождь Леонтий! Помогите нам против врагов наших!» Слова Довмонта одушевили Псковичей. Довмонт с 70 воинами разбил 700 Литовцев, князь Гедроиц (Готроп) был убит и с ним пали многие другие, иные потонули в Двине, а у Псковичей был убит только один. Эта победа христианской надежды надолго осталась в памяти Псковичей. В следующем году Довмонт снова ходил с Псковичами в Литву, страна предана была опустошению, а князь Гердень был убит.

Самые важные услуги оказаны были святой вере и России мужеством Довмонта в делах с Ливонией. Немцы, отняв у России Ливонию, готовы были простирать жадную до корысти власть свою и далее, а в отношении к святой вере они были злостнее языческой Литвы: те довольствовались грабежом, не касаясь совести; Немцы грабили всё и силой заставляли принимать папизм, объявляя Русских язычниками. В 1268 году силы почти всех Русских князей собрались в Новгород, чтобы выгнать Датчан из Эстляндии. Довмонт с Псковичами примкнул к дружинам тестя своего, великого князя Димитрия. В самом начале похода «дворяне Божии», так называли себя Ливонские рыцари, прислали своих доверенных с клятвенными уверениями, что они не станут помогать Датчанам, лишь бы их не трогали. Но когда войска Русские, разорив несколько селений, приблизились к Раковору (Везенбергу), магистр ордена Отто фон-Реденштейн и Дерптский бискуп Александр явились с многочисленным войском на защиту Датчан. Началась страшная битва. Правому крылу союзного войска, где стояли Довмонт и Димитрий, Русские одолжены были торжеством над флангами Немцев. Бискуп был убит и с ним легло, по показанию самих Немцев, до 1,350 человек. Пользуясь темнотой ночи, храбрые рыцари убежали от Русских. Новгородцы, чувствуя большой урон в войске, возвратились назад, а Довмонт с Псковичами прошёл по Везенбергскому округу до самого моря, разоряя капища Эстов, и возвратился со множеством пленных. Спустя несколько дней после Раковорской битвы, Немцы тайно вступили в пределы Псковские и ограбили несколько сёл. Довмонт с отрядом из 60 человек догнал их на реке Миронове, разбил 800; некоторые скрылись на острове; Довмонт велел зажечь траву, и низкие преступники клятвы погибли. Магистр, терзаемый злобой, собрал в 1269 году грозные силы, привёл сухопутно и на судах 18,000 войска и, имея стенобитные машины, грозил сравнять Псков с землёй. Довмонт, осмотрев силы неприятеля, собрал войско, пришёл в Троицкий собор, положил меч свой перед алтарём, пал на лице и молился со слезами: «Господи Боже, призри на кротких и смиренных рабов Твоих и смири высокие мысли гордых». Игумен Исидор препоясал князя мечом и благословил на битву за святую веру. Одушевлённый верой князь, не дожидаясь Новгородцев, спешивших на помощь, ударил с Псковскими дружинами на Немцев, ранил магистра в лицо, истребил не одну тысячу Латинян. Между тем на десятый день осады подоспели полки Новгородские. Немцы бросились спасаться бегством, нагрузив целые суда трупами начальников, и потом заключили мир, какого хотел Довмонт.

Немцы и Литва надолго оставили в покое границы Русские. В память последней победы (8-го июня) благоверный князь построил храм св. Феодору Стратилату, а в память Мироновского дела сооружён был храм великомученику Георгию. Кроме того, построил он храм в честь ангела своего, св. Тимофея. Защищая Псков мечом своим, Довмонт укрепил его и каменной стеной. Вместе с тем он зорко смотрел за тем, чтобы в судах наблюдалась правда; весьма милостивый ко всем нуждающимся, он помогал бедным в их бедности, посещал несчастных в темницах, покоил странников, любил священников. Ласковый со всеми, он был строг к себе: проводил жизнь в посте и молитве и благоговейно чтил праздники. Он построил женскую обитель Рождества Богородицы, которая и после называлась Довмонтовой; наделил угодьями обитель Предтечи, основанную блаженной Евпраксией.

На последнем году жизни блаженному князю пришлось ещё раз проучить Немцев. В начале 1299 года Ливонские рыцари, неожиданно напав на Псков, грабили и жгли монастыри, убивали беззащитных иноков и женщин. Старец-князь, до гроба пылкий, вывел дружину, сразился с Немцами на берегу реки Великой, вогнал их в воду, взял в добычу множество оружия, брошенного беглецами, и захватил многих в плен. Это было 5-го марта, а 20 мая, после тяжкой болезни, благоверный князь скончался. Псковичи от малого до старого оплакивали смерть его. Тело его было положено в соборном храме Св. Троицы, за которую он столько подвизался. Спустя год, мирно почила и святая супруга его Мария, в иночестве Марфа.

Псковичи, по кончине Довмонта, верили, что мужественный, благочестивый князь их – угодник Божий и помнит их в молитве. С молитвой к св. князю вступали они в бой со врагами и были счастливы. Так было 1341 и 1343 г. В 1374 г. построен был храм в его имя. В 1480 г. магистр Ливонский подступил под Псков с 100,000 войска. Псковитяне ужаснулись, малодушные бежали. Благоверный князь Довмонт, явясь одному из Псковичей, сказал: «возьмите одеяние гроба моего и со крестами обойдите три раза около города, молитесь и не бойтесь». Воля св. князя выполнена, – обошли ночью с его одеждой и крестами крепость. Магистр, подступив на 13 судах, старался зажечь город. Русские, одушевлённые небесным вождём, бросились в бой и смяли Немцев в воду. Немцы бросились на суда и тонули, а ночью сняли осаду и ушли. Летопись записала ещё прозрение слепой, совершившееся при гробе св. князя в Троицын день 1530 г.. На чудотворной Мирожской иконе Богоматери, прославившейся в 1567 г., представлены по правую руку Богоматери благов. князь Довмонт, а по левую – благов. Мария. Служба благов. князю составлена после спасения от Батория. Ныне в предельном храме Псковского собора стоит рака с изображением благов. князя. Здесь же и древняя икона его. На колоколе 1560 г. надпись с именем «благоверного князя Довмонта».

Примечания
1* Собр. л. II, 201, 202. Никон. л. III, 43, 49. Поздняя повесть о св. Довмонте (нап. Толстым, – святыни Пскова, Μ. 1861 г.) называет Довмонта младшим братом Войшелга. Современная Волын. летопись и Польские летописи называют Довмонта сыном князя Гуде. В той повести много и других ошибок, напр. о путешествии Войшелга на Синай.
2* Собр. л. IV, 180. V, 192. VI, 199. VII, 166.
3* Нарбут о Войшелге IV, 160.
4* Собр. л. IV, 180. V, 6. II, 201. III, 58. VII, 166.
5* Собр. л. I, 192. 193. Никон. л. III, 46.
6* Договор Герденя с гермейстером дек. 22, 1264 г. в грамот. о сношении России с Ригой, № 2. СПб. 1857 г.
7* См. в Москвитянине 1843 г. № 7, откуда жители Лифляндии получили христианство?
8* Собр. л. I, 58, 59. IV, 180, 181. V, 6, 7, 192, 193. Ник. л. III, 45.
9* Карамз. 4. пр. 194. 336, 338.
10* Собр. л. IV, 40. V, 193. Никон. л. III, 46. Поздняя повесть о Довмонте смешивает этот поход с первым.
11* Собр. л. I, 59. 60. IV, 182. 193. 194. Никон. л. III, 47. 48. Арнрот Lifländ. chronik. Степ. кн. I, 387. 388.
12* Собр. л. I, 61. IV, 42, 182. V, 195. Никон. л. III, 48, 49, 55, 56. Hiärn Lifländ. Chronik s. 134. Arndt Lifländ. chronik.
13* Степ. кн. I, 388. 389. Здесь 18 д. июня – ошибка: память св. Феодора 8 июня.
14* Собр. л. IV, 183. О Псков. княж. 3, 22. 114. 117.
15* Собр. л. V, 7. 8. IV, 182. 183. I, 67. Степ. кн. I, 389. 390.
16* По ркп. описанию святых она в числе святых и память её чтили 8 нояб.
17* Собр. л. IV, 134. 188. 193.
18* Собр. л. IV, 264. V. 39. 40.
19* Собр. л. IV, 302.
20* Слава Богоматери ч. 3, отд. 1, стр. 74. 75. Служба Мирожской иконе напеч. в сентябрьской минее, Μ. 1666 г.
21* Служба кн. Тимофею на 20 мая – у Толстого 2, № 279. О прочем у Князева в опис. Псков. соб. Μ. 1858 г. стр. 20. 25. 62. 75. 31. Летоп.: «даша меч в руце его (нового князя) князя Даманта». Собр. л. VIII. 148.