Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление св. Симона, епископа Владимирского

 Преставление св. Симона, епископа Владимирского

Блаженный Симон, писатель житий подвижников Печерских и Владимирский епископ, полагал начало иноческому житию в Печерской обители преп. Антония и Феодосия и здесь провёл долгое время в иноческих подвигах. В 1206 году видим его игуменом Владимирского Рождественского монастыря и духовником благочестивой княгини Марии, основательницы женского монастыря. Когда благоверный князь Георгий Всеволодович пожелал иметь особого епископа Владимиру Клязменскому, дотоле зависевшему от Ростовского епископа, блаженный Симон поставлен был в епископа Владимиру и Суздалю. Это было в 1214 году. В 1217 г. князь Константин вытеснил князя Юрия из Владимира и сел на столе великого князя. Блаженный Симон разделил с любимым князем удаление из Владимира в бедный городок Радилов. Хотя скоро затем добродушный Константин помирился с братом и, объявив его наследником своим, предоставил ему Суздаль, хотя при этом примирении Константин с любовью принимал Симона, одарил его подарками, но Симон и после того не разлучился с князем Георгием, остался при нём в Суздале; только по смерти Константина он «опять вступил в свою епископию Владимир». В сентябре 1218 года блаженный Симон в присутствии великого князя Георгия освящал новый храм в том монастыре, где был он игуменом. Князь Георгий любил блаж. Симона, который так много оказал любви к нему в горькое время: он объявил готовность свою открыть для друга его Поликарпа особую епископию в Суздале, но блаж. Симон, не находя того полезным для Поликарпа, отклонил князя от его намерения. Дочь великого князя Всеволода Верхуслава, с 1189 года супруга князя Ростислава Рюриковича, была духовной дочерью блаж. Симона и также готова была на всякие жертвы из уважения к блаженному епископу. Но Симон твёрдо шёл путём духовной жизни, не увлекаясь счастьем и не поблажая самолюбию. В 1225 году освящал он соборный храм в Суздале, построенный им вместе с князем на место древнего разрушившегося собора. В мае 1226 года, чувствуя близость кончины своей, облёкся он в схиму и 22-го мая «блаженный, милостивый и учительный епископ» скончался. Он погребён был во Владимирском соборе, но впоследствии мощи его перенесены в Киевские пещеры, где они и ныне покоятся.

Летопись справедливо называет блаж. Симона учительным. Превосходное послание его к Поликарпу, Печерскому иноку и духовному другу, вполне оправдывает это название. Оно же показывает, каким искренним благочестием полна была душа блаж. Симона.

Инока Поликарпа тревожили помыслы честолюбия, гнавшие его из обители Печерской то в одно, то в другое место. Для уврачевания друга Симон изображает важность Печерской обители в духовной жизни и не щадит Поликарпа в обличениях.

«Брат!» так пишет святитель, «сядь в безмолвии, собери ум твой и скажи: человек, не оставил ли ты мира и родителей плотских? Если ты пришёл сюда для спасения, а делаешь не духовные дела, то для чего облёкся ты в иночество? Чёрные ризы не избавят тебя от муки. Вот видишь, тебя хвалят здесь князья, бояре и все друзья твои; они говорят: счастлив он, что возненавидел мир и славу его, – уже не печётся ни о чём земном, желая небесного. А ты живёшь не по-монашески. Стыдно мне за тебя. Что, если ублажающие нас предварят нас в Царствии Небесном? Они будут в покое, а мы будем, жестоко мучимые, кричать. Кто помилует тебя, когда ты сам себя погубишь? Пробудись, брат, пробудись и позаботься о душе своей; работай Господу со страхом и со всем смирением; не будь ныне кроток, а завтра – гневен и зол; ненадолго молчалив, а потом опять готовый роптать на игумена и его служителей. Не будь лжив, не оставляй церковного собрания под предлогом болезни. Как дождь растит семя, так Церковь оплодотворяет духовную землю для произращения добрых дел. Что ни делаешь в келье, не имеет той силы, как совершаемое в церкви. Читаешь ли псалтирь, или поёшь 12 псалмов, – это не сравняется с одним соборным пением: Господи, помилуй. Вспомни, брат, что верховный Апостол Пётр, сам будучи церковью Бога живаго, взятый Иродом и посаженный в темницу, церковной молитвой избавлен из рук Ирода. Давид в молитве говорит: одного прошу у Господа и того ищу, чтобы жить в доме Господнем, видеть красоты Господни и посещать святую церковь Его (Пс. 26:4). Сам Господь говорит: где двое или трое собраны в Моё имя, там и Я посреди их (Мф. 18:20). Если же их соберётся более ста, тем более веруй, что Бог там с ними. От церковного огня готовится и обед у них; одной крупицы сего обеда желаю я более всего, что у меня есть. Свидетельствуюсь Господом, что не желал бы коснуться другой пищи, кроме куска хлеба и гороха, приготовленных при той святой братии. А ты, брат, не делай так, что ныне с удовольствием разделяешь эту трапезу, а завтра ропщешь на повара и служащего брата и тем, оскорбляя начальствующего, подвергаешься одинаковому наказанию с тем недовольным, о котором говорит патерик. Не брани келаря: кто ропщет, тот себе причиняет вред. Бдите ли, пьёте ли, всё творите во славу Божию. Терпи, брат, и оскорбление: претерпевший до конца спасётся (Мф. 24:13). Если и случится тебе быть оскорблённым и кто-нибудь скажет тебе: такой-то очень не хорошо говорил о тебе, скажи вестнику: хотя он и укорил меня, но он – мой брат, а я стою того, да и не он делает то, а враг, который хочет рассорить нас; пусть же Господь накажет лукавого и помилует брата. Скажешь, он в лицо оскорбил меня перед всеми. Не смущайся, сын, и не предавайся гневу, но поклонись брату и скажи: прости меня. Исправив свои грехи, победишь вражью силу. Если же на брань будешь отвечать грубостью, то вдвойне оскорбишь себя. Разве ты больше царя Давида, которого Семей бранил в глаза? Он хотевшему отмстить за него слуге сказал: не делай сего; пусть видит Господь смирение моё и заплатит ему добром за его брань! Вспомни, сын, и больше того, как Господь смирил Себя, быв послушливым до смерти Отцу Своему. Он, страдая, не угрожал (1 Пет. 2:23), слушал хулу, терпел пощёчины и оплевание, но не гневался; молился за распинателей Своих и тебя учил молиться за врагов. Любите, говорил, врагов ваших, делайте добро ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас, молитесь за наносящих вам напасть (Мф. 5:44). Довольно, брат, и того, что учинил по своей гордости. Тебе следует оплакивать то, что, оставив святой монастырь и св. отцов Антония и Феодосия и св. черноризцев, которые с ними, взял на себя быть игуменом св. бессребреников. Хорошо ты поступил, когда скоро оставил это и не подставил спины врагу своему, который хотел погубить тебя. Разве ты не знаешь, что дерево не поливаемое и часто пересаживаемое скоро засыхает? И ты, отказавшись от послушания отцу и братии, скоро погиб бы. Овца в стаде безопасна, а отдалясь от стада, скоро становится добычей волков. Тебе бы следовало прежде ещё подумать, для чего хотел ты выйти из святой блаженной и честной обители Печерской, где так удобно спасаться всякому ищущему спасения? Я думаю, брат, что Сам Бог попустил это в наказание за гордость, за то, что ты не хотел служить святому человеку, господину своему, а нашему брату, архимандриту Акиндину, Печерскому игумену. Ты писал о своей досаде? Горе тебе! Ты погубишь душу свою. Спрашиваю тебя: чем ты надеешься спастись? Будь ты по истине всегда трезв и беден, проводи ночи без сна, но если не переносишь оскорблений, не спасёшься. Порадовались было о тебе игумен и братия, и мы утешились мыслью о твоём обретении. Но ты и ещё попустил быть твоей воле, а не воле игумена, – захотел ещё раз быть игуменом у св. Димитрия, хотя никто не принуждал тебя: ни игумен, ни князь, ни я. И вот теперь уже испытал. Пойми же, брат, что Богу не угодно твоё начальствование, и потому послал Он тебе слабость зрения. Но и тем не вразумился ты, чтобы сказать: благо мне, яко смирил мя еси, да научуся оправданием Твоим. Вижу, что ты самолюбив и ищешь славы у людей, а не у Бога. Разве не стою я такого сана? Чем я хуже, например, эконома? Так говорил ты. И супруга князя Ростислава Верхуслава пишет ко мне, желая видеть тебя епископом в Новгороде, на месте Антония, или в Смоленске на месте Лазаря, или в Юрьеве на месте Алексия. Она говорит: для тебя и Поликарпа готова я потратить хотя бы до тысячи серебра. Но я отвечал: дочь моя, Анастасия! не Богоугодное дело ты хочешь делать; если бы Поликарп оставался в монастыре с чистою совестью, в послушании игумену и братии и жил в строгом воздержании, то удостоился бы не только святительского сана, но и Небесного Царствия. Ты, брат, пожелал епископского сана? Конечно, доброго дела желаешь. Но послушай, что говорит Апостол Павел Тимофею и подумай, имеешь ли ты те качества, которые должен иметь епископ? Если бы ты был достоин такого сана, я не отпустил бы тебя от себя, своими руками поставил бы тебя наместником на обе епископии – во Владимир и Суздаль, как хотел князь Георгий, и не захотел я. Брат! не в том совершенство души, чтобы быть в чести у людей, а в том, чтобы улучшиться в жизни и быть чистым. Из Печерского монастыря многие поставлены в епископы. Как Самим Христом были посланы Апостолы во всю вселенную, так Матерью Его, Госпожой нашей, Богородицей, из её монастыря многие поставлены были в епископы по всей земле Русской. Первым был Ростовский епископ Леонтий священномученик, которого Бог прославил нетлением. Это был первый престольник; неверные мучили и убили его, и он стал третьим гражданином земли Русской, получив вместе с двумя Варягами венец от Христа, за Которого пострадал. О митрополите Кларионе ты сам читал в житии св. Антония, что им он пострижен и сподобился священства. После них поставлены были епископы Николай и Ефрем в Переяславль, Исаия в Ростов, Герман в Новгород, Стефан в Вышгород, Нифонт в Новгород, Лаврентий в Туров, Марин в Юрьев, Мина в Полоцк, Николай в Тмуторакань, Феоктист в Чернигов, Лука в Белгород, Ефрем в Суздаль. Если хочешь знать всех, прочти старую Ростовскую летопись; там найдёшь, что всех было более 30, а если читать далее, до нас грешных, то думаю, будет около 50. Пойми же, брат, какова слава того монастыря и, утвердясь, покайся. Полюби тихую и безмятежную жизнь, к которой Господь привёл тебя. Я рад оставить епископию и служить игумену в Печерском монастыре. Но ты знаешь, что удерживает меня. Кто не знает, что у меня, грешного Симона епископа, соборная церковь во Владимире, красота города, а другая в Суздале, которую сам я построил? Сколько они имеют городов и сёл! И десятину собирают со всей земли той. И всем тем владеет худость наша. Но перед Богом говорю тебе: всю эту славу и власть сочёл бы за ничто, если бы мне хотя колом торчать за воротами Печерского монастыря и быть попираему людьми. Один день в дому Божией Матери лучше тысячи лет временной чести. В нём хотел бы я жить лучше, чем в селениях грешников».

Так поучал блаженный Симон!

Примечания
1* Переслав. летоп. стр. 107. 108. В печатном патерике сказано, что Симон из Печерской обители взят в епископа Владимирского. – Это неточность.
2* Собр. л. VII, 119. Пересл. лет. стр. 112. Иные упорно хотят следовать мнению Суздальского ключаря Анании и Симона писателя житий отделяют от Симона епископа 1214–1226 г. (Чтен. общ. ист. 1860 г. 4, 116–126). Но: а) не понятно, с чего такой авторитет получил Суздальский ключарь 1770 г. при решении вопросов о событиях XII стол.? Анания, как очевидно, не имел у себя никаких свидетельств о своём первом Симоне епископе, когда сказал: «бе в лето 6600». – Напротив летописи говорят другое. Путаница в голове Анании – от того, что он принял Полнкарпа, писателя житий, за одно лицо с св. архимандритом Поликарпом; б) Симон, писатель житий, говорит: «супруга кн. Ростислава Верхуслава пишет ко мне, желая видеть тебя (Поликарпа) епископом в Новгороде на месте Антония». – Антоний рукоположен в Новгород в 1211 г. на место изгнанного Митрофана, а в конце 1218 г. Новгородцы приняли опять Митрофана, а в следующем году Антоний и Митрофан были на суде митроп. Матфея (см. февр. 10 ч.). Это-то замешательство на Новгородской кафедре и имеет в виду блаж. Симон. Итак, писатель житий Симон был епископом Владимирским в 1218 г., а не прежде того. По летописи «в л. 6697 (1189) князь в. Всеволод отда дчерь свою Верхуславу Белугороду за Рюриковича Ростислава м. июля 30 д.» (Собр. л.1:171). Ясно, что писатель житий вступил на кафедру после 1189 г, и напрасно придумали первого Симона епископа, будто бы предшествовавшего Луке, посвящённому в 1186 г. (Собр. л.1:166). Иначе Симон получил бы письмо от Верхуславы тогда, как уже лежал в земле.
3* Никон. л. II, 333, 336, 340.
4* Послание Симона.
5* Собр. л. 1, 188–191.
6* Описание лавры 109, ч. минея 10 мая. Вероятно 10 мая, когда лавра празднует день памяти св. Симона, был днём перенесения мощей его в Киев. По ркп. святцам св. Симон показан и между почивающими в К. пещере, и между святыми г. Владимира.
7* Памятники XII в. Буслаева христом. 763–767.