† Преставление преп. Корнилия Комельского
Преп. Корнилий родился в Ростове и воспитывался в Москве. Родители его были люди богатые и знатные, по фамилии Крюковы; они служили при дворе вел. кн. Марии, супруги вел. кн. Василия Тёмного, впоследствии инокини Марфы; при ней же служил и дядя Корнилия Лукиян, которому при смерти поручен был Корнилий отцом. Дядя Лукиян, удалясь от двора в Белозерскую обитель, взял Корнилия с собой; здесь, будучи 12 лет, Корнилий принял пострижение иноческое и выполнял послушание в хлебне. «Кто не знает Кирилловских хлебней?» говорит жизнеописатель его, давая тем знать о тяжести трудов, которые должен был нести молодой дворянин инок Корнилий. Но Корнилий не только трудился за себя, но охотно принимал на себя труды и за других. К тому же носил он тяжёлые вериги. В свободное от послушаний время занимался он списыванием книг. Совершив путешествие в Ростов, чтобы убедить младшего брата идти в монастырь, Корнилий отправился странствовать. Он был в Новгороде у св. Геннадия, который желал, но не мог, удержать его при себе. Преподобный поселился в пустыни, не вдали от Новгорода, и по временам приходил к мудрому святителю. Любитель безмолвия удалился и из пустыни, когда часто стали посещать её, и поселился в Савватиевой пустыни Тверской области. Это странствование по разным местам не было странствованием праздным: преподобный собирал опыты жизни духовной и терпел голод и жажду, холод и зной, для Господа. – И в Савватиевой обители Корнилий не нашёл, чего искал, безмолвной тиши. Он перешёл в Вологодский Комельский лес, тогда ещё глухой и дикий. Это было при вел. кн. Иоанне в 1497 г.
В 45 верстах от Вологды и в 5 от Грязовца, поселился Корнилий в разбойничьем жилье и подвизался безмолвно; разбойники напали на жильё пустынника, но могли унести у него только книги. Потом стали собираться к нему любители безмолвия; он построил (1501 г.) деревянный храм Введения Богоматери во храм и митр. Симоном посвящён был в сан священства. Решась жить в обществе братий, блаж. Корнилий не щадил себя для их пользы. Он сам наряду с другими трудился в лесу и в обители, рубил и очищал лес. Разбойники, досадуя на старца как на помеху ремеслу их, избили его до того, что едва добрёл он до кельи. Раз шёл он с братией по лесу и на него упало дерево, мимо которого другие прошли счастливо; последствием была тяжкая болезнь, от которой пролежал он на одре полтора года; а рана на голове его оставалась ещё долго. – Едва оправился он от этой болезни, как, будучи на работе, оскользнулся и покатился по рёбрам страшной стремнины; он разбился до того, что отчаявались в его жизни; но Господь сохранил раба Своего. – Не мало пришлось ему перенести огорчений и за само место, где основалась его пустынная обитель. На него жаловались даже вел. князю, будто он отнимает чужую собственность, тогда как заселял он непроходимый лес. Когда число братии его увеличилось, он построил (в 1512 г.) новый, более прежнего обширный, храм; – при этом одни из братий плотничали, другие писали иконы или занимались резной работой; третьи списывали книги. Корнилий построил и ещё храм – в честь начальника пустынной жизни Антония Великого; при тёплом храме устроена братская трапеза. – Для наблюдения за порядком в храме назначил он экклесиарха, а для хозяйственных дел – келаря; установил чин утренних и вечерних служб. В постоянное руководство всем членам духовного братства дал он письменный устав обители. Для больных и странников поставил больницу и странноприимный дом. – Если приходилось преподать кому-либо из братии наставление в присутствии других, старец не обличал его лично, а говорил против греха его. – Если же кто сам приходил исповедовать грех свой, для облегчения совести его возлагал епитимию.
Спаситель поучает нас: «будьте милостивы, как и Отец ваш милосерд есть. Давайте и дастся вам: мерою доброю, утрясённой и переполненной отсыплют вам в пазуху; ибо какой мерой мерите вы, такой же мерою возмерится и вам». (Лк.6:36,38). Преподобный особенно любил выполнять эту заповедь Спасителя. Он раздавал милостыню щедрою рукою и твёрдо верил обетованию Господа своего. – Случилось, что к дню праздника преподобного Антония запасы вышли и раздавать было нечего. Преподобный обратился к молитве и на рассвете дня праздничного посланный великого князя Василия принёс богатую милостыню, так что весь народ питался с избытком. Милосердие и вера его открылись в блистательном виде во время голода, посетившего Вологодскую страну. Для всех приходящих отворены были клети с мукой, хотя мука покупалась дорогой ценою. Родители оставляли детей у стен обители, не имея чем кормить их: преподобный устроил для них богадельню на монастырском дворе и кормил. Иные по два и три раза получали милостыню, во зло употребляя доброту старца, и приставники говорили о том старцу: но он приказывал подавать помощь всем просящим, без различия. За подвиги любви утешен он был видением. В праздник вел. Антония вечером после обычного правила, сел он отдохнуть и в тонком сне видит преп. Антония: Египетский отшельник приказывает ему идти за ним и выводит на обширное поле с грудами просфор и калачей. «Вот твои подаяния нищим, сказал небесный посетитель, собирай себе в полы». Корнилий стал собирать, но их так много собралось, что посыпались они из полы. Корнилий проснулся и с радостными слезами дивился видению. Потом рассказал он о том братии и заповедал, чтобы при жизни и по смерти его щедро подаваема была милостыня нищим.
Преподобный жил упованием на Господа, и Господь охранял его Своей защитой. За версту от обители поставил он часовню и в ней крест, с тем, чтобы проходящие могли оставлять здесь свою милостыню, не заходя в обитель; не хотел он, чтобы мирские люди тревожились для обители и тревожили иноков посещением. По его молитве в часовне были щедрые подаяния. Брат, приставленный тут, стал употреблять собственность обители в свою пользу, но был чудно обличён перед всеми. Когда братия после антидора пошли прикладываться к иконе Богоматери, виновный брат не был допущен до того невидимой силой и со слезами исповедал свой грех перед всеми.
Нашлись однако между братиями такие, которые покусились даже на жизнь преподобного настоятеля. Старец рано вышел из обители и с молитвой в сердце спокойно перешёл по мосту через р. Нурму. Приставленные к полевой работе два брата ждали его у моста, чтобы его убить; но им показалось, что с старцем идёт много людей. Они решились ждать обратного пути его по мосту и, сидя под мостом, опять увидели то же. – Объятые ужасом, со слезами раскаяния, пали они к ногам старца, испрашивая прощения в страшном грехе своём. Незлобивый старец простил их.
Устроив обитель свою, старец, по случаю неудовольствий, поднятых против него некоторыми строптивыми людьми, решился удалиться в новое уединение. Напрасно уговаривали его лучшие из братии не оставлять обители своей. Сказав им, что он не расстанется с ней духом, он поручил управление обителью 12 ученикам, а сам с учеником Геннадием отправился искать себе уединения и за 70 вер. от своей обители, на Сурском озере, стал подвизаться в посте и молитве. В 1526 г. в. к. Василий с молодой супругой Еленой ходил на Богомолье в Кириллов монастырь – и на пути, посетив Корнилиеву обитель, узнал, что Корнилия нет в его обители. В. князь послал сказать Корнилию, что желает видеть его. Преподобный явился к в. князю в Вологду. Василий рад был свиданию с великим старцем; он просил его молить Господа и Богоматерь, дабы даровано было ему чадородие; потом изъявил желание, чтобы старец возвратился в свою обитель. Старец кротко объяснил в. князю, что дряхлость его имеет нужду в безмолвии. – В. князь назначил от себя оброчное содержание для Сурской пустыни, дал 50 рублей для Корнилиева монастыря и велел возобновить в последнем Антониев храм. Прожив два года в Сурском уединении, старец отправился в Москву просить дозволения – построить храм в Сурской пустыни. В. князь, дав слово искренним ученикам его возвратить его в обитель, решительно отказал старцу в просьбе и объявил, что должен он возвратиться в свой монастырь. Старец огорчился и скрылся из Москвы в Сергиеву лавру. В. князь прибыл сюда к празднику Богоявления и снова требовал, чтобы Корнилий шёл к своим ученикам. Корнилий повиновался и в. князь сказал ему: «слышал я, отче, что монастырь твой не имеет ни сёл, ни деревень: проси, что тебе нужно, – дам всё». Преподобный благодарил в. князя и просил утвердить за монастырём окружающую его землю с лесом, дабы братия спокойно, трудами рук своих, доставали себе хлеб. В. князь исполнил желание старца.
В обители с радостью встретили старца. Он принялся по-прежнему трудиться здесь и очищать лес для нивы. Раз в полдень братия отдыхали, а он собирал хворост; внезапно поднявшееся пламя обхватило вокруг него лес и едва не сгорел он, но поднявшийся ветер открыл ему дорогу среди пожара. Не взирая на старость, он не уклонялся ни от каких трудов по обители и первый являлся на церковную службу. – Одежду любил он самую бедную. Инок Закхей просил его, чтобы мантия Закхеева, связанная лыками, заменена была другой. Преподобный игумен отдал Закхею свою, а на себя надел Закхееву.
При старости лет управление умножившеюся братией было тяжело для преподобного, и он хотел провести остаток дней в Кирилловом монастыре, в затворе. Настоятельная просьба учеников возвратила его из Кириллова затвора в свою обитель; но он не принял на себя управления ею, а затворился в келье. – Слух о приближении татар встревожил учеников Корнилия, Когда сказали ему о татарах: «сотворям человеческое, сказал он, удалимся, чтобы иначе не явилась гордость и тщеславие›. И вместе с прочими ушёл в Белозерские пределы. Но неприятели не коснулись обители, устрашённые видением охраняющих воинов. – Св. старец возвратился потом в свой затвор.
Великий подвижник примером жизни своей и наставлениями воспитал мужей высокой духовной жизни. – Преп. Геннадий Любимский, пр. Кирилл Новоозерский, преп. Иродион Илозерский, пр. Адриан Пошехонский – основатели обителей, пр. Лаврентии Комельский были учениками его. – Сила Божия, действовавшая в нём могущественно, действовала через него и в других, которых сердца были открыты для неё. – Осязаемый опыт тому был следующий: инок, посланный на работу, принесён был в монастырь едва живой, быв избит разбойниками. Преподобный велел позвать духовника, а сам пошёл к больному и лишь только коснулся перстом ран его, как тот встал здоровым.
За год до смерти передал он управление обителью ученику своему Лаврентию. На четвёртой неделе после Пасхи, изнемогший от лет старец велел вести его в церковь, чтобы ещё раз причаститься Святых Таин. Возвратясь из церкви, простился со всеми, выслушал акафист Спасителю и Богоматери и тихо предал дух свой Господу; это было 19-мая 1537 г. на 82 году жизни.
По наружному виду «Корнилий чудотворец сед, кудреват, брада тупая».
Преподобный оставил после себя устав иноческой жизни, отличающийся простотой и опытностью духовной. После предисловия 1 глава устава говорит о церковном благочинии; 2. о благочинии трапезы; 3. о пищи и питии; 4. о том, чтобы не пить и не есть нигде, как только в трапезе; 5. об одежде. «Каждый брат пусть имеет две одежды, одну ветхую, с заплатами, другую крепкую». Прочее – дело тщеславия и соблазн для братии. 6 глава: не следует просить себе ничего у сторонних, 7-я: не следует иметь никакой собственности. «Инок, имеющий в общежитии что-либо своё, малое ли или великое, чужд любви Божией... Устрашимся, чтобы в час, в который не знаем, не постигла нас смерть, и не застала совесть нашу осквернённой сребролюбием, чтобы не сказал нам Господь: «безумный, в сию ночь берут душу твою, а то, что собрал ты, кому будет?» Желающий сподобиться Божией благодати, здесь и там, должен быть с полным нестяжанием и с нищетой, подобно убожеству Христову». 8 гл.: не следует брать ничего без благословения настоятеля. 9-я: не должно ходить в трапезу безвременно. 10-я: на общей работе следует быть с молчанием и молитвой. 11-я: без особенной нужды не посещать ни родных, ни чужих. 12-я: не принимать подаяний для себя. «Если бы кто из великих людей или кто бы то ни был, захотел раздавать милостыню по рукам, пусть лучше не будет такой милостыни, нежели принимать её на разорение общежития». 13-я: не терпеть в обители хмельных напитков. «Всё то, говорится в заключении, написал я, недостойный и грешный инок Корнилий, моею рукою и предаю братии моей. Желаю, чтобы как при жизни моей, так и по смерти, соблюдалось это предание».