Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Св. муч. Авдиисуса, Авделая и других, в Персии

По условиям мира, заключённого в июне 363 года между Римской империей и Персией, последняя приобрела пять провинций за рекой Тигром, в большинстве населённых христианами, и потому правительство Персидское нашлось вынужденным дать больше прежнего свободы христианам и в старых областях. По Сирским известиям, кафедру Селевкии-Ктезифона занимал в это время Тамуза, о коем, кроме имени, иных сведений не сохранилось. Лет двенадцать продолжался покой церкви, как возобновилось гонение по следующему поводу. Авдиисус, епископ области Каскарской в Вавилонии, вероятно города Бизетуна, имел племянника диакона, которого за развратную жизнь лишил сана. Бывший диакон, желая отмстить, отправился в Сузу, где находился тогда царь, и донёс ему, что «в провинции Каскарской живёт глава христиан, по имени Авдиисус (Ebedjesu), и при нём священник Авделай (Abdalaha). Они имеют сношения с Римскими соглядатаями, сообщают им о внутренних делах Персии и пишут императору обо всём, что происходит на востоке. Указы твои пренебрегают, слова твои осмеивают и не исполняют, солнце и луну, огонь и воду не признают за богов и смеются над ними». Царь тотчас велел Ардширу, правителю Адиабены, схватить епископа и его пресвитера и посредством пыток довести до сознания. Почему Авдиисус и Авделай были приведены в некое населённое место близ города Бет-Лапета и подвергнуты допросу. На вопрос «кто они», отвечали: «мы – христиане», и затем на речь, что если они христиане, то, значит, и враги царя, сказали: «нет, он – наш враг, потому что ненавидит истинного Бога и убивает истинных почитателей Его». На требование говорить понятнее, если не хотят умереть поносной смертью, они сказали: «мы любим истину и не позволяем себе обольщаться ложью; а ты довершай своё плутовство. Пусть нас постигнет всякая смерть, какую ни придумает твоя алчность; мы с радостью умрём ради Бога». Дальнейшее обвинение в сношении с Римлянами Авдиисус совершенно отверг, а относительно непочитания Персидских богов выразился, что об этом не следует и говорить, так как они – совершенно иной веры. Тогда палачи каждого связали тремя верёвками, так что одна тесно обхватывала ребра, другая ляшки, третья голени, и под всякую верёвку вложили дерево, которое ворочали и тем постепенно закручивали ее так, что трещали кости и жилы. Руки были связаны назад. В продолжение этих пыток им повелевалось почтить солнце, бога государева, и выдать тайны императора. И так как исповедники веры пребыли непоколебимыми, то пытки возобновлялись семь раз и наконец полумёртвых снесли в тюрьму. И здесь не допускали к ним никого и давали им хлеб и воду только для поддержания жизни; но целые шесть дней они не могли употреблять грубой пищи и истаивали голодом. Наконец одна сострадательная вдова, не смотря на запрещение, спустила им через небольшое оконце тюрьмы более пригодную и укрепляющую пищу, которой и подкрепились они, благодаря Бога. О положении заключённых Ардшир донёс царю, присовокупив, что, не смотря на всякого рода пытки, обвиняемые не сознаются в преступлениях. Царь, полагая, что этого можно достигнуть и иным путём, позвал обвинителя и спросил его, есть ли в Каскаре и ещё подозрительные христиане? Предатель указал ему на Каскарского епископа Авду, тамошних священников и диаконов. Тогда царь поручил ему привести их, давши для сего отряд воинов (десять конных и двадцать пеших). Между тем Авда, нисколько не предчувствуя готовящихся ему испытаний, со своими священниками и диаконами оставил город для исправления церковных дел вне его. Он находился в некотором христианском селении, когда вступили туда посланные воины и схватили как его, так и сопровождавших его; всех схваченных было двадцать восемь, в том числе семь дев, посвятивших себя Богу. В оковах они были приведены в Леду, где находился царь, который и поручил сановнику вместе с двумя магами расследование. Судьи спросили: «для чего вы держитесь заблуждения, обольщаете души невежественных людей и вносите развращение своим льстивым учением?» На это отвечал Авда: «мы с полной уверенностью идём прямым путём, и всякий, присоединяющийся к нам, поступает разумно, идёт не в потьмах и не блуждает, потому что идёт в свете, слушает нас в прекрасной надежде на будущую жизнь и отстаёт от заблуждения своего». Когда же за сим сановник велел им кланяться солнцу, потому что в противном случае поступит с ними на основании данных ему полномочий, то Авда сказал: «ни царь твой и его повеление, ни ты и твоя власть, ни бичевания не в состоянии отлучить нас от любви и милости Бога нашего и от нашей истинной веры в Иисуса Христа. Никогда не станем поклоняться творению, солнцу, вместо Творца его, и всевышнего и святого Царя не переменим на какого бы то ни было ничтожного и безбожного царя». Эта решительная речь возбудила гнев судьи, и он велел, повергши на землю, дать всякому из них по сотне ударов бичом. Затем сказал исповедникам: «как вы осмеливаетесь уничижать Сапора, царя царей, того, который подобно Богу владычествует над тварями?» Авда отвечал: «Сапор есть не что иное, как человек, и подвержен всем человеческим слабостям и недостаткам; он ест и пьёт, как всякий другой, одевается, трудится и утомляется, бывает радостен и печален, слаб и болен, и наконец должен умереть. Это господство дано ему от всевышнего Бога, чтобы он по Его правде управлял землями и народами». Присутствовавшие при этом маги пришли в раздражение и били его кулаками по лицу, упрекая за поношение государя. Когда судьи убедились, что все попытки преодолеть твёрдость узников безуспешны, то сочли за лучшее уведомить царя об этом и просить его дальнейших приказаний. Царь спросил их: «как находите сих чародеев? остаются ли при своих убеждениях, и что они говорят?» Председатель ответил, что не смеет и повторить говоримого ими. Но по настоянию царя сообщил всё происходившее и то, что Авда не считает его божеством, а обыкновенным человеком. Царь рассмеялся и сказал, что Авда прямо разумен, потому что царь человек только. Не совсем довольный сообщениями, царь назначил для окончания суда нового сановника, который в сопровождении прежних судей прибыл на место и начал допрашивать узников, сказавши: «вы ли не повинуетесь велениям царя?» Они ответили: «мы повинуемся велениям Бога, Владыки всех тварей, а воле беззаконного царя не покаряемся». Тогда он объявил, что имеет полномочие пощадить их, если поклонятся солнцу, а в противном случае прикажет казнить их. Спокойно выслушали они это, и Авда тотчас от лица всех сказал, что не желают и не ожидают пощады, так как не могут повиноваться сему приказу. Тогда сняли с них оковы и всех казнили. К этому часу прибыли два брата, Баргадбесиав и Самуил, из свиты епископа Авды, не бывшие при взятии его под стражу потому, что высланы им были перед тем для собрания милостыни и покупки съестных припасов. Когда они узнали о судьбе епископа и других с ним, то поспешили на место казни, бросились к телу священномученика, лобызали его, кропили себя кровью его и сказали палачам: «убейте и нас, потому что для нас смерть приятнее и дороже, нежели бесчестная и унылая жизнь; и мы презираем и поносим царя; и мы христиане, как и они». Поражённые судьи не решились сами произнести приговора над новыми исповедниками, потому что имён их не было в списке осуждённых царём, и донесли обо всём дарю. Решение последнего скоро получено, и в тот же день, 15-го мая, оба исповедника казнены.

Занявшись делом Авды и его спутников, судьи совершенно забыли об Авдиисусе и Авделае. Царь первый вспомнил о них и велел обезглавить. Они находились в таком жалком состоянии, что сами не могли идти на место казни; их принесли туда на плечах. Вид их был ужасен. На них заметны были только кости да кожа; волоса с головы выпали, рёбра и члены переломлены; едва можно было различить в них образ человеческий. Прямо стоять они не могли. Ещё раз им было предложено отречься от своей веры, и за отказом последовало обезглавление, 16-го мая. В городе находились тогда Римские военнопленные христиане; они тайно взяли тела мучеников и положили их в скрытном месте.

Так пострадали мужчины, а семь святых дев царь велел отвести в Бет-Лапет на казнь. Когда их вели через город, то раздались из толпы голоса, что проливается неповинная кровь, но это не остановило решения. На месте казни были они спрошены, не покорятся ли воле царя и не вступят ли в брак? Девы отвечали: «мы возложили все свои надежды на Бога, и Его одного почитаем; каких-либо других богов не признаём. Делай, что поручено тебе и не медли! Потому что, знай, воле беззаконного царя не повинуемся и солнцу, творению, кланяться не будем, и никто нас не убедит вступить в брак». Обезглавление их последовало 22-го мая, и в ту же ночь христиане тайно похоронили тела их.