† Преставление преподобного Евфросина Псковского
Родители преп. Евфросина, в мире Елеазара, были простые поселяне Псковского края. Они желали, чтобы вступил он в брак, но он скрылся из дома их и на Снятной горе, что близ Пскова, принял монашество. Здесь он служил братии в поварне и пекарне и усердно молился Богу. Потом, по любви к безмолвию, удалился он на реку Толву и в 30-ти верстах от Пскова, построив себе келью, стал подвизаться в молитве и посте; это было в 1425 году. Первым сожителем его в пустыни был инок Серапион; пробыв несколько времени у преподобного, он вздумал, без его благословения, строить себе келью на другом берегу Толвы, но наученный несчастием (повреждением ноги) остался навсегда послушником его. Приходивших в пустыню Евфросин благословлял жить скитски. Когда число пустынников умножилось, по их просьбе Евфросин построил храм молитвы в честь трёх святителей, с тёплым приделом во имя преп. Онуфрия. Вместе с построением храма устроено было и общежитие. Преподобный был строг к себе, отказывал себе и в естественных утешениях. Раз пришла к нему мать, желая взглянуть на давно утраченного сына; Евфросин не отворил ей двери кельи своей, а упросил постричься где-либо в обители. По той же строгости к себе, не принял он на себя звания игумена, а предоставил его одному из учеников своих, сам же продолжал он жить уединённо. Благоговейные ученики почтили места уединённой молитвы его памятниками. Каменный крест сохраняет память о молитвах его в лесу, близ озера; деревянный столб на восточной стороне, за оградой обители, говорит о том же.
Мысли подвижника об общежитии, а частью и жизнь его видим в завещании его. Здесь писал он:
«Вот я, раб Божий, инок Евфросин, ещё при жизни моей установляю о монастырской жизни, об усадьбах и постройках и о всём вообще. Поручаю всё это духовному отцу моему, игумену Харлампию, служителю Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и преп. Онуфрия, а вместе и всей братии о Христе. Ни игумену, ни братии моей, ни келарю, ни живущим в поселении, ни служащим в обители, не следует пользоваться тем для себя, а всё употреблять на общую пользу. Если придёт брат и станет просить игумена и братию (о принятии его), то принимать его, как заведено. Если чернец или белец даёт что-нибудь в обитель по своей воле, для спасения души своей, то пусть даёт как милостыню, а не в складчину («а не вскуп»); складчины нет в монастыре; данного не искать на игумене и чернецах, поскольку дано то св. церкви, а не игумену и братии; пусть чернец или белец не ищут того на св. церкви. Правила св. отцов подвергают проклятию тех, которые отнимают приношение у св. церкви, и они умирают внезапной смертью. Надобно помнить, как Анания и Сапфира обещали дар свой Богу и потом солгали перед Господом и вдруг поражены были жестокой болезнью. Надобно страшиться такого дела: подобную обиду Себе отмщает Бог и здесь, и в будущей жизни. По правилам св. отцов, чернецы не должны вкушать пищу по кельям, кроме разве праздника, или особого угощения. Жёнам не бывать в монастыре, бани не иметь; немецких одежд не носить монахам, ни шуб с пухом. Если брат умрёт в монастыре, то отправлять по нём сорокоуст. Если мирянин послужит обители года два или три, то и по нём отправлять (сорокоуст). Кто будет обижать дом святителей и преп. отца Онуфрия, да будет под тяжестью святой Церкви. Свидетель всему тому игумен Харлампий, служитель святителей и преп. отца Онуфрия. Если умрёт игумен Харлампий, то кого возлюбят святители и преп. Онуфрий, кого по благословению игумена Харлампия изберут братия, тот пусть и будет игуменом. Да будет Бог помощником нам». Это завещание в кратком виде предлагает правила устава Евфросинова, сохранившегося до нашего времени. Вот замечательные мысли устава: настоятель не должен иметь ничего лишнего против братии, «ни ризы более нарядной и мягкой, ни пищи более вкусной» (гл. 3). Братия должна слушаться настоятеля со всей покорностью. «Послушание – лествица на небо; оно выше поста и пустынного подвига. Ангел Господний ходит за послушливым, считает шаги послушания и представляет их лицу Божию, как благовоние приятное; если же видит капли пота его, то приносит как кровь мученическую» (гл. 5). Куда бы настоятель ни послал на службу, должно идти без всяких отговорок и ослушания; «без благословения же настоятеля и особенно по своим каким-либо личным надобностям никуда не следует отлучаться» (гл. 16). Если кто начнёт противоречить настоятелю и заведёт спор и смуту, то запереть его в тёмное место, пока не покается; непокорного же и после вразумления высылать из монастыря, как гнилой член, и из внесённого им в монастырь ничего назад не отдавать (гл. 17). Странников питать в обители 3 дня, не требуя от них работы или платы (гл. 23).
В то время часто переходили из одной обители в другую, считая это духовной свободой, и то отдавали Богу в дар имущество, то хотели располагать им как собственностью. Один инок, отдав преп. Евфросину серебро на устроение обители, после стал жалеть о том. Преподобный велел отдать ему серебро. Инок удалился в другую обитель, но здесь скоро ослеп. Приведённый к Евфросину в раскаянии, по молитве его, исцелился душевно и телесно, прозрел.
Преподобный Евфросин воспитал между учениками своими усердных подвижников благочестия. Таков был преп. Серапион, предваривший учителя кончиной за 8 месяцев; одежды его не хотел взять никто, даже из нищих; так она была ветха и плоха. Таков был Досифей, составивший пустынное общежитие на великом озере, в честь святых Апостолов. Игнатий был первым игуменом обители Евфросиновой и с ревностью совершал подвиги иноческие; родной брат его Харлампий был преемником его; другой брат Памфил также был игуменом и известен посланием об Иванове дне или против языческих суеверий сего дня.
Подвижник Божий почил от трудов на 95 году жизни своей, 15 мая 1481 года. Он был роста среднего, сухой телом, с лицом кротким и очами приветливыми.