† Преставление св. Серапиона, архиепископа Новгородского
Блаженный Серапион родился в селе Пехорке (Пехре) невдали от Москвы. Обученный грамоте на 7 году, он рано хотел расстаться с миром; но родители заставили его вступить в брак, и он принял сан священства; но через год после брака супруга его скончалась. Приняв иноческий образ, он для покоя родителей оставался священником при Покровской церкви; по смерти же родителей, отпустив работников и раздав имущество бедным, вступил в Дубенский Успенский монастырь, что на острове. По смерти настоятеля братия упросили Серапиона принять на себя должность строителя обители Дубенской, состоявшей тогда в ведении Сергиевой лавры. Преподобный столько известен был здесь духовными подвигами и так много со делал для Островской пустыни, что пустынь называлась потом пустынью Серапиона. – Тяготясь заботливой должностью, он отказался от неё и перешёл в Сергиеву лавру. Но и здесь не долго был в покое. Волей митрополита и великого князя определён он (1493 г.) в игумена лавры. – Великий князь Иоанн уважал подвижника игумена. Три боярыни обвинены были перед великим князем в волшебстве; строгий Иоанн велел сжечь их. Блаженный Серапион, уверенный в невинности несчастных, после усердной молитвы к Св. Троице, явился к великому князю и убеждал его отменить суровый приговор; великий князь послушался благочестивого игумена, и жизнь трёх невинных была спасена. Заботливый о благоустройстве великой обители и особенно о жизни достойной иночества, блаж. Серапион был и на соборе о церковных имениях; здесь старался он согласить пользы Церкви и государства и подавал голос одинаковый с голосом игумена Волоколамского Иосифа.
Великий князь Иоанн, передавая управление сыну своему Василию, указал ему на Серапиона, как на достойного занять святительскую кафедру в Новгороде, и 15 января 1506 г. собором архипастырей Серапион посвящён в архиепископа Новгородского. – Это возведение на высокую степень власти было для Серапиона призывом к самым сильным скорбям. В феврале прибыл он в Новгород; а осенью открылся мор. То же бедствие возобновлялось и в следующие два года, также осенью. В последнюю осень померло в Новгороде от язвы 15,398 человек. Между тем в августе того же 1508 года был такой страшный пожар и в Новгороде, что трудно указать в летописи другой подобный: страшная буря усилила свирепость огня до крайней степени. Святитель во время пожара выходил с крестным ходом на Волховской мост к чудному кресту». Молясь об утолении гнева Божия, он не только лил слёзы, но рыдал и от рыданий не мог читать молитв; он продолжал дотоле молиться, пока пожар стал ослабевать. Когда всё кончилось, оказалось, что одних людей сгорело до 3,315 человек.
Во время, столько тяжёлое для Новгорода и его архипастыря ревностного, началась горькая история по Волоколамскому монастырю. – Теснимый Волоколамским князем, блаженный игумен Иосиф обратился с просьбой о защите к великому князю и был принят с обителью в ведение митрополита и великого князя. Серапион подверг Иосифа запрещению за то, что он без ведения и воли своего архиепископа уклонился из его епархии. Великий князь Василий принял за личное оскорбление себе запретительную грамоту архиепископа. Архипастырь, обличая в Иосифе недостаток терпения, если не земную суетность, писал Иосифу: «почему ты отдал монастырь свой в ведение великого государства? Ты отступил от небесного и пришёл к земному». Василий в тревогах самолюбия объяснил себе это так: «ты назвал князя Феодора небесным, а меня земным. Что я земной, это я знаю; но скажи мне, почему ты князя Феодора назвал небесным?» На третьей неделе после Пасхи, в конце апреля 1509 г., не только без суда, но даже не выслушав объяснения со стороны Серапиона, Василий объявил Серапиона лишённым кафедры, вытребовал его в Москву и заключил в Андрониковом монастыре. В заключении своём страдалец терпел много оскорблений от Андроньевского настоятеля Симеона, постриженца игумена Волоколамского. На соборе (в июле 1509 г.) обвинили Серапиона за отлучение Иосифа, желавшего, но не могшего, получить благословение архиепископа, и признали его лишённым кафедры. – Но если Иосиф не был виновным за то, что без благословения своего архипастыря перешёл в другую епархию, так как на деле желал, но не мог, получить его, – то и Серапион не был виновен перед церковным законом, произнося суд свой над Иосифом по сведениям, какие были тогда у него. Потому суд собора был только уступкой насилию власти. В сильном и пространном послании к митрополиту Симону, написанном в тяжёлом заточении, Серапион жаловался первосвятителю на то, что увлёкся он пристрастными внушениями Ростовского архиепископа Вассиана и других нерассудительных друзей Иосифа. Называя митрополита святейшим архиепископом, своим отцом и господином, себя же смиренным сыном и заточённым, он вместе с тем говорил, что и он сам по милости Божией архиепископ, которого не следует оскорблять несправедливо. Показывал вину Иосифа в том, что он вопреки церковным правилам удалился из его епархии без его благословения и возбудил смущение в целой Церкви. Напоминал митрополиту, что просил он дозволения явиться в Москву и объясниться перед государем на соборе и однако не был допущен до того; вместо же того вопреки правилам Церкви без суда лишили его кафедры и заточили. – «Вспомни, святейший, говорил далее страдалец, с какими обетами поставили вы меня, и что ты заповедовал мне? Не обещался ли я тебе, господину моему и отцу, и всем епископам, в святой церкви у Пречистой Богородицы, у цельбоносного гроба Петра чудотворца, сохранить заповеди, никого не боясь, и стоять в правде, по наставлению псалмопевца: «глаголах перед цари и не стыдяхся» (Пс. 118:46). Тогда дал я слово Богу и вам поступать по преданиям Апостолов и святых отцов. А ты преподал мне хиротонию и власть вязать и решать, которую и употребил я над моим чернцом, когда он нарушил уставы прежних архиепископов Новгорода». В заключении писал: «мне, еже жити Христос и еже умрети приобретение (Фил. 1:21). Кто ны разлучит от любве Божия? (Рим. 8:35.) Ожидаю воздаяния праведным от Христа Господа моего».
Митрополит Симон перед своей смертью († 1511 г.) с согласия великого князя пригласил к себе Серапиона, и – спросил у него прощения и сам, простив его, дозволил ему жить в любезной его лавре Сергия. Тогда же примирился с высоким по жизни архипастырем преподобный Иосиф Волоколамский; а по его убеждению согласился на увольнение Серапиона в лавру великий князь. Слишком строго судившие и осуждавшие Серапиона по видам человеческим испытали на себе суд Божий, как видели это современники. В тот самый час, когда Иосиф переходил в жизнь вечную, блаженный Серапион встал и сказал вслух бывших с ним: «брат наш Иосиф преставился; да простит его Бог»; потом, смотря на икону Богоматери, прибавил: «бывает подобное и с праведными». Блаженный страдалец и строгий подвижник, приняв схиму, мирно почил 16 марта 1516 г.. Святые мощи его обретены нетленными в следующем году, апреля 7 дня, и остаются под спудом в так называемой Серапионовой палатке лавры.
В 1608 г., во время осады лавры ляхами, св. Сергий, как видели лучшие старцы, будил иноков и звал в храм молитвы; сюда вошёл «святой архиепископ Серапион в одежде святительской и стал в алтаре, перед образом Пресвятые Богородицы. Чудотворец Сергий, обратясь к нему, сказал: «отче Серапионе! не медли вознесть моление к милостивому Спасителю и Пресвятой Богородице». Святой архиепископ с поднятыми к небу руками воззвал: «о! всепетая Мати! от всякия избави напасти всех». Вместе с другими прославленными Новгородскими святителями святой Серапион призывается на помощь в церковных грамотах 1628 и 1654 г..