Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Святого Кирилла, архиепископа Александрийского

Святого Кирилла, архиепископа Александрийского

Кирилл, родом Египтянин, племянник патриарха Александрийского Феофила, родился во второй половине IV столетия, получил замечательное образование, почерпнутое им преимущественно, как он сам говорит, из учения писаний древних учителей, причём ему хорошо были известны и языческие писатели’. Довольно долго жил он с иноками в Нитрийской пустыне – под руководством благочестивого старца Серапиона. Потом был вызван в Александрию дядей своим патриархом Феофилом, и поставлен им в диаконы; продолжал своё духовное образование под руководством дяди; был с ним в 404-м году на соборе, осудившем святого Златоуста (и, к сожалению, долго ещё оставался предубеждённым против этого святителя под влиянием враждебных отношений к нему Феофила.

Ещё при жизни Феофила Кирилл успел приобрести общее уважение безукоризненною строгостью своей жизни и прославился, как красноречивый проповедник; поэтому, по смерти Феофила, в 412 г. был избран преемником своего дяди на патриаршем престоле Александрийском и вскоре оказался одним из самых влиятельных деятелей своего века, в особенности в делах Востока.

В это время Церковь страдала от различных ересей; великие испытания предстояли в борьбе с представителями этих разнообразных ересей, между которыми иные пользовались большой силой, опираясь на сочувствие к значительно распространённым лжеучениям. Кирилл выступил твёрдым и неуклонным до конца жизни борцом за православие. Первым делом его было изгнание из Александрии новатиан, но так как они были значительно распространены в этом городе, то эта мера возбудила против Кирилла многочисленных врагов. Число их ещё увеличилось, когда он прибегнул и к другой крутой мере против Евреев, а именно – за произведённое ими в городе ночью смущение, среди которого они погубили множество христиан, Кирилл осудил иных на смерть, иных – на изгнание и конфискацию имущества. Этим восстановил он против себя и начальника города – Ореста, державшего сторону Иудеев, и он открыто стал действовать против патриарха; подал даже на него жалобу императору. Кирилл старался о примирении, но не успел предупредить смут в городе, которым содействовало ещё и то обстоятельство, что монахи Нитрийские, полагая, что Кирилл не в безопасности, явились на защиту его, публично осыпали ругательствами начальника города, а один из них Аммоний даже ранил Ореста в голову. За это он был предан смерти, узнав о чём, Кирилл послал взять тело Аммония и похоронить его с почестью. Это ещё усилило смуты в городе. К несчастью, Кирилл не сумел сдержать излишней ревности своих приверженцев и тем навлёк на себя упрёки в потворстве мятежникам, вражда между которыми обострилась до крайней степени и довела до многих гибельных последствий. Между прочими пострадала в это время девица Ипатия, дочь философа Феона, всеми уважаемая, добродетельная, учёная и даже сама преподававшая философию; она вышла из дома, чтобы примирить враждующих, но была умерщвлена разъярённой толпой... Тело её было рассечено на части и предано сожжению.

Все эти беспорядки были наконец принятыми строгими мерами прекращены, но тогда возникли смуты в другом роде, смуты, угрожавшие миру и покою целой Церкви Христовой. Святителю Кириллу пришлось вступить в борьбу с ересью Нестория и с еретиками несторианами, между которыми Несторий распространял своё лжеучение посредством письменных бесед, рассылаемых по церквам и монастырям. Эти беседы произвели такое влияние между Египетскими иноками, что Кирилл счёл нужным употребить все меры для ограждения своей паствы. В увещательном письме к Несторию и в письмах к императору Феодосию Младшему, к сестре его Пульхерии и к другим двум сёстрам императора, он убедительно опровергал мнения Нестория (что Иисус Христос родился не Богом, а человеком и стал причисленным Божеству только святостью Своей жизни, и что поэтому Дева Мария не должна именоваться Богородицей), и вместе с тем ясно излагал истинное христианское учение о воплощении Сына Божия. Он убеждал также Римского папу Целестина принять решительные меры против опасной ереси Нестория. Целестин для рассмотрения этого нового учения созвал в Риме собор, который определил низложить патриарха Константинопольского Нестория, если он не откажется от лжеучения. Собор, созванный Кириллом в Александрии согласился с определениями Римского собора. Сверх того, Кирилл от имени собора отправил Несторию изложения 12 анафематизм, т. е. объявлений осуждения против двенадцати пунктов лжеучения. Несторий и его приверженцы отвечали на это обвинением с своей стороны Кирилла в ереси; спор ожесточался, а ересь, между тем, распространялась всё больше и больше. Тогда император Феодосий решился созвать новый (Третий) Вселенский Собор в г. Ефесе. Но и на соборе (открывшемся шестнадцатью днями позже назначенного срока – 7-го июня 431 г.) еретики одолевали и успели даже возбудить пробив Кирилла гнев императора...

Дело в том, что собор открыл заседания, не дождавшись Иоанна, патриарха Антиохийского с еретиками епископами (прибывшими только 28 июня) и в отсутствии Нестория, который отказался являться на собор, ссылаясь на отсутствие Сирских епископов (на поддержку которых он рассчитывал). На этом соборе – под председательством святителя Кирилла – произнесено было осуждение ереси Нестория; но против постановлений этого собора, состоявшегося в отсутствии многих подлежащих лиц, протестовал и донёс императору представитель его, граф Кондидиан, вследствие чего император остановил действия собора. Патриарх Иоанн, при общем открытом восстании против Кирилла приверженцев Нестория, отказался от приглашения присутствовать при общем совещании и решил составить свой собор из 43-х епископов, на котором анафематизмы Кирилловы были признаны еретическими; Кирилл и Мемнон Ефесский объявлены лишёнными сана, как нарушители церковных и императорских постановлений.

Между тем, к 10-му июля прибыли послы папские; Несторий был снова осуждён на соборе, защищавшем Кирилла, а Кирилл и Мемнон были освобождены от приговора после того, как Иоанн Антиохийский отказался дать объяснение о винах их, и на сам собор Иоанна произнесено осуждение.

От императора, до которого долго не доходило сведений о делах на соборе, не получалось сначала никакого решения; окружённый ловкими приверженцами Нестория, он сам находился в недоумении. Наконец полномочный от него приехал с поручением примирить враждующие стороны, а Кирилла и Мемнона, так же как и Нестория взять под стражу. С полной твёрдостью и кротостью переносил Кирилл тяжёлые испытания. Не казались ли они ему теперь очистительным искуплением его собственных заблуждений и бывшей – под влиянием дяди его Феофила – неправоты в отношении к Иоанну Златоусту...

Когда, однако же, народ в Константинополе узнал о взятии под стражу святителя, то многие пришли в негодование, – св. Далмат, покинув своё 44-х летнее уединение, во главе иноков и сопровождаемый народом, явился перед дворцом Феодосия и просил его вновь рассмотреть дело. Царь обещал вызвать уполномоченных от обеих сторон, и огромная толпа с радостными восклицаниями устремилась в церковь, воспевая псалом: «хвалите Бога во святых Его!» Когда же Далмат прочёл народу письмо, полученное им от Кирилла с изложением всего дела, то послышались многочисленные возгласы: «анафема Несторию!»

Когда явились доверенные обоих соборов, и Кирилл представил тогда через своих доверенных свой апологетик императору, Феодосий, выслушав несколько раз послов, признал невинность святителей Кирилла и Мемнона. Таким образом истина наконец восторжествовала, император, поняв дело в точности, потребовал от Иоанна Антиохийского примирения с Кириллом и решил, что, по определению собора, Несторий должен быть осуждён.

После нескольких ещё обсуждений между епископами, состоялось наконец соглашение двухсот из них с постановлениями Ефесского собора, – святитель Кирилл с торжеством возвратился в Александрию, где и продолжал управлять Церковью до самой кончины своей – вследствие расстроенного трудами и заботами здоровья – в 444-м году.

Он оставил по смерти много замечательных сочинений; главные из них: пять книг против Нестория; изъяснения на Пятокнижие Моисея, на пророчества Исаии, на двенадцать меньших пророков, на Евангелистов Иоанна и Луку, на послания; книга о поклонении духом и истиной; учение о Св. Троице.

(О них см. в «Уч. об Отц. Церкви» § 214, Фил. архиепископа Черниговского).

Примечания
1* Так как не по злобе, а по недоумению и неведению великий Кирилл, проникнутый вообще духом Евангельского учения, несправедливо относился к умершему Иоанну Златоустому, то и не оставил Господь без вразумления верного служителя Своего. Однажды, в знаменательном сновидении, Кирилл увидел себя в прекрасном и величественном храме, где была Матерь Божия, окружённая множеством ангелов и святых. Среди святых увидел он Иоанна Златоуста, стоящего возле Богородицы с книгой учений и сияющего чудным светом. – Когда Кирилл пожелал приблизиться к Божией Матери, то св. Златоуст и прочие предстоящие отталкивали его и изгоняли из храма. Но Сама Божия Матерь препятствовала изгнанию Кирилла из храма и Своим посредничеством устроила примирение святителей... После этого видения, имев ещё случай слышать от св. Исидора Пелусиота разъяснение и обличение его в несправедливом мнении о дивном угоднике Божием, Кирилл сознал свой грех против вселенского святителя и, немедленно созвав собор епископов, составил духовное празднество в честь Златоуста и до конца жизни не переставал ублажать его.
2* Секта, возникшая ещё в III веке, со временем получившая сходство с учением фарисеев, так как, подобно им, гордясь строгостью своих постановлений и собственным превосходством, новатиане презрительно относились к другим, носили в отличие от них белую одежду, а главное, не признавали спасительного значения раскаяния и того, чтобы Церковь имела право снова принимать тех, которые однажды отступили от веры.
3* Сократ, рассказывая о происшествиях, относящихся к этому времени, прибавляет: «благоразумные из христиан не одобряли заботливости Кирилла об Аммоние, которого предал смерти Орест, ибо знали, что тот понёс казнь за безрассудство». Что касается до Ипатии, строгой жизни и любительницы философии, то смерти её одинаково причастны Кирилл и Орест (ради примирения которых она подвергалась гибели) и, как замечает в «Уч. об Отц. Церкви» § 212 архиеп. Фил. Чернпг., «язычник, обвиняющий Кирилла за Ипатию – худой судья в этом деле»...