Преставление преп. Александра Куштского
На пустынный остров Кубенского озера, в Спасокаменную обитель, является неизвестный молодой странник, робко подходит он к инокам, стоявшим перед вратами обители, и смиренно кланяется. «Бог благословит тебя, чадо; что нужно тебе?» сказали иноки. Молодой человек отвечал, что желает видеть игумена. Хорошо, сказали добрые старцы. – Игуменом был Афонский постриженик Дионисий, который ввёл в Каменном монастыре строгий Афонский устав и примером жизни своей привлёк многих в уединённую обитель. Братия привели странника к Дионисию. Пав к ногам настоятеля, молодой странник со слезами просил облечь его в иноческий образ. «Чадо! сказал ему игумен, понимаешь ли, что это место весьма скорбно и требует подвигов? Ты юн, – не можешь перенести всего». Странник отвечал: «Бог желает всем спасения, – Он привёл меня сюда, и всё, что повелишь, готов я исполнять, только не отвергай меня». Игумен велел ему служить братии. Этот молодой странник был родом из Вологды и назывался Алексием. Игумен вскоре по прибытии его в обитель облёк его в иноческое одеяние с именем Александра. Новый инок предал себя Богу, выполнял все послушания, соблюдал строгий пост, не ослабевая пребывал в молитве и сонливую леность прогонял рукоделием. Братия дивились подвигам инока. Блаженный возрастал в жизни духовной, и уважение братии к его духовной жизни было наконец так велико, что они смотрели на него, как на ангела Божия.
Тяготясь известностью в обители, которую посещали многие, и стремясь душой к подвигам, незримым людями, блаж. Александр помышлял, как бы найти ему пустыню по сердцу своему. Тайно оставив монастырь, отправился он искать безмолвного места и, обойдя многие пустынные места, пришёл на р. Сянжему, где были густой лес и озеро. Здесь поставил он себе кельицу и проводил жизнь в молитвах и в крайнем лишении нужного. Мало по малу стали приходить к нему люди и изумлялись жизни пустынника. Любитель безмолвия и смирения удалился и отселе. Он пришёл на берег Кубенского озера, на устье речки Кутты. Здесь встретил он преп. Евфимия, о котором прежде слышал, и провёл с ним несколько времени в духовных беседах. Потом просил он Евфимия уступить ему свою келью, предлагая взамен оставленную им на Сянжеме. Евфимий согласился и на прощанье оставил ему на благословение свой крест. Тихая пустыня очень понравилась блаж. Александру. Подойдя ближе к озеру, погрузил он крест и перед ним пролил молитву, дабы благословил Господь собрать здесь ревнителей крестного пути. Построив себе келью, одиноко копал он лопатой землю и сеял рожь для своего пропитания. Спустя некоторое время пришёл в его уединение старец; с ним он провёл пять лет, изнуряя плоть подвигами поста и трудов и очищаясь в душе молитвой. Когда пришёл ещё третий брат: «братья, сказал преподобный, желаю, если угодно Господу, построить на этом пустынном месте храм в честь Успения Богоматери». – Воля Господня да будет, отвечали они, радуясь желанию старца. Преподобный отправился в Ростов к бывшему игумену своему, а с 1418 г. архиепископу Дионисию – и тот с любовью благословил его устроить пустынную обитель с храмом. «Епископ же Дионисий, говорит благочестивый Паисий Ярославов, духовно поучив его и душеполезная словеса беседовав с ним, благослови его и рече: – о Св. Дусе возлюбленному сыну моему и сослужебнику нашего смирения Александру мир и благословение буди, и даст ему вся потребная на устроение пустынное». Заозерский князь Дмитрий Васильевич очень рад был тому, что являются новые молитвенники в его отчине. Местом пребывания князя было местечко, ныне село, Кубенское Устье, в 3 верстах от скита преп. Александра. Особенно супруга князя Димитрия, княгиня Мария, часто присылала жизненные припасы для обители. Спустя несколько времени кн. Димитрий отправился на войну, а татары напали на его отчину, опустошили сёла на устье р. Кубены и пять татар прискакали в пустынь Александра. Преподобный покойно встретил их, осенил крестом, и враги креста Христова пали как мёртвые. Они пролежали без чувств несколько часов, пока преподобный не пробудил их от омертвения именем живоначальной Троицы. По смерти кн. Димитрия княгиня отдала на его поминовение сельцо в пользу обители Александра. Раз она нечаянно пришла в обитель и вошла в храм, где блаженный Александр читал псалтырь в простоте пустынной, с обнажённой грудью, которую терзали насекомые. Преподобный огорчился таким посещением её и сказал: «не следует тебе, княгиня, надзирать за нашим убожеством». Княгиня смиренно просила прощения. Преподобный простил, но сказал в наставление: «корми свою нищету в доме». Возвратясь, она скоро занемогла и прислала просить молитв. Преподобный послал сказать: «пусть готовится к той жизни». Спустя 20 дней она скончалась. Раз поселянин захотел воспользоваться чужим добром. На монастырском гумне собрана была пшеница, плод трудов преподобного и братии, а рабочие пошли отдыхать. Поселянин насыпал мешок пшеницы, но никак не мог поднять. Преподобный застал его за этой работой и сказал: «напрасно ты, сын мой, поднимаешь не по силам». Обличённый вор бросился к ногам блаженного, но он велел ему ещё прибавить пшеницы и, сделав наставление вперёд не брать чужого, велел взять мешок и идти с Богом. Прощённый поселянин легко поднял благословенную ношу и пошёл, благословляя великодушного старца. Предчувствуя близость кончины своей, преподобный сказал пребывавшим с ним: «слабею я, – а вы терпите на этом месте, храните смирение и любовь взаимную». В день воскресный совершил литургию и причастился Св. Таин. Потом со слезами на коленах помолился за себя и за обитель свою, и на 68 году мирно предал дух свой Господу, 9 июня 1439 г. Преподобный «был роста среднего, телом весьма сухой, с головой умеренной величины, с лицом круглым, с бородой полной и круглой, доходившей до груди, с волосами русыми, перемешанными проседью, с очами кроткими».
Святое тело преподобного положено было, по его завещанию, у полуденной стороны алтаря. Год спустя после его кончины, выросло над гробом его рябиновое деревцо. Раз в праздник Успения отрок из поселян отломил ветку от сего дерева, и внезапно разболелась рука его; родители привели сына на гроб преподобного, и больной исцелился. С тех пор народ стал брать ягоды с дерева на исцеление себе. Особенно одержимые духами нечистыми скоро исцелялись у гроба преподобного. Ученики в исполнение воли учителя построили тёплую церковь во имя свят. Николая и освятили её в день памяти блаж. учителя. Многие больные, которых приносили в эту церковь, видели преподобного вместе с свят. Николаем в молитвенном виде или кадящим храм; больные получали исцеление при гробе его. «По смерти его, говорит благочестивый Паисий, многа исцеления бывают у гроба его». Потому и в начале XVI века называли Александра пр. чудотворцем Куштским, хотя служба ему была составлена после того. Пустынь преподобного Александра ныне считается приписанной к Спасо-Каменскому монастырю.