Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Память о убиенном князе Игоре, Георгии, в иночестве Гаврииле, благоверном великом князе Киевском

 Память о убиенном князе Игоре, Георгии, в иночестве Гаврииле, благоверном великом князе Киевском

Страдальческая смерть благов. князя Игоря была делом своеволия народного, воспитанного слабостями князей. Князь Игорь, сын Олега Святославича Черниговского, в крещении Георгий, в 1146 г. вступил на престол великокняжеский, по смерти брата Всеволода. Хотя последний объявил его своим наследником, но воля Ольговича мало значила для России. – Ольговичей не любили, а дела Всеволода до того раздражали Киевлян, что только изворотливый ум Всеволода мог до времени удерживать возмущение. Потому вслед за тем, как Игорь вступил на престол, Киевляне просили в князя избавить их от тиунов Всеволода. Игорь обещал сменить грабителей-судей; но, не исполнив в скорости обещания, усилил неудовольствие народа. Киевляне тайно дали знать кн. Изяславу Мстиславичу, внуку любимого Мономаха, что они готовы признать его великим князем. Игорь знал опасность и требовал у родичей, князей Черниговских, помощи. Те торговались, требовали выгодных городов и удовлетворённые собрались на помощь. Но их медленность дала время заговорщикам обдумать и принять меры к исполнению плана. Потому, когда Игорь и его союзники приготовились к битве, вдруг увидели, что хоругвь Изяслава развевается в полках Киевских и Игорь остался с одними наёмными помощниками. После несчастной битвы пленный Игорь заключён был сперва в Выдубицкий монастырь, потом в оковах отослан в Переяславский Ивановский монастырь. – Так едва неделю пробыл он на великокняжеском престоле. Мечты власти исчезли. Лишённый всего, оставленный всеми, томимый оковами, Игорь обратился к себе самому, к своей вечности. В прошедшем мало было у него весёлых дней, но были и дела нелёгкие для совести. Брат Всеволод, восходя на Киевский престол (1139 г.), обещал Игорю Чернигов, а отдал двоюродному брату его Владимиру; Игорь не раз брался за оружие, чтобы отнять Чернигов у Владимира, но успеха не было. В 1141 г. он и брат Святослав настойчиво требовали у великого князя Черниговских волостей отказываясь от Киевской; хотели отнять у Вячеслава Переславль, обещанный им, – но были отражены; только блаженный Николай Святоша уговорил двоюродных братьев прекратить вражду; Игорю даны были три города на Днепре, в том числе Рогачев. В 1143 г. Игорь принимал участие в войне брата Всеволода с Галицким князем, – мир заключили на том условии, что Галицкий князь будет помогать Игорю в добывании Киева, по смерти Всеволода; через год – опять война с Галицким князем, по расчётам Ольговича Всеволода, не слишком дорожившего совестью. – Так проходила жизнь в тревогах суеты, в ссорах и шуме военном, – грехи плодились. Из-за чего? В душе пусто и холодно. – Отец Игоря, известный Олег, не был наставником благочестия; но в числе ближайших родичей Игоря дяди Ярослав и Давид святой жизни, двоюродный брат Николай Святоша – высокий подвижник. Было у кого учиться и благочестью. Потому-то Игорь, даже в счастливое время, среди блеска и суеты, иногда желал расстаться с тревожным светом. Теперь, под тяжестью бед и скорбей, в душе его совершилась решительная перемена. Он горько каялся в грехах прошлых; скорби души кающейся в соединении с скорбями заключения темничного истощили силы его, и он поспешил просить себе милости – отречения от мира. – «Брат! я очень болен и прошу у тебя пострижения; хотел я того, когда ещё был князем; а теперь в нужде я сильно разболелся и не думаю, что останусь в живых»; так послал он сказать от себя великому князю. Изяслав сжалился и велел передать ему: «если была у тебя мысль о пострижении, то ты волен; а я тебя и без того выпускаю для твоей болезни». Его вынесли из темницы до того больного, что восемь дней не мог он ни пить, ни есть; но постриженный с именем Гавриила святителем Евфимием оздоровел; привезённый затем в Киевский Феодоровский монастырь, он просил игумена облечь его в схиму и стал жить для молитвы и труда. О его молитвенных подвигах говорит поздним потомкам икона Богоматери, перед которой молился он в последние дни свои. Блаженный Игорь расстался навсегда с миром и мечтами, но не расстались родичи его. Брат его Святослав не столько по любви к брату, сколько по расчётам власти и гордости, хотел во что бы то ни стало возвратить Игоря на престол великого князя. Ещё хуже были двоюродные братья Давидовичи. Сперва они положили отнять у двоюродных братьев их уделы и возбуждали в великом князе ненависть к Игорю. «Игорь зол и до тебя, и до нас, держи его крепко», говорили они Изяславу; а к Святославу послали сказать: «ступай вон из Новгорода Северского в Путивль». Началась кровопролитная война, в которую вовлекли Давидовичи и Изяслава. Война сперва шла счастливо для Давидовичей, но потом с помощью сильного Юрия Святослав приобретал победу за победой. Давидовичи переменили план действий. Они помирились с Ольговичем и хитростью хотели схватить и убить Изяслава. Коварные замыслы открылись. Изяслав, стоявший на Супое, послал бросить Давидовичам договорные грамоты; а Киевлянам дал знать о ковах Ольговичей и звал их на войну. Это было в 1147 г. Киевляне, собранные на вече, отвечали на зов любимого Мономаховича: «мы рады, что Бог сохранил тебя нам; идём за тобой все и с детьми». Но в это же время один из них сказал вслух: «мы готовы идти за князя, но прежде надобно решить другое дело: и при Изяславе Ярославиче злые люди выпустили из заточения Всеслава и поставили его князем себе, и зато много зла было нашему городу; теперь Игорь, враг нашего князя и нам, не в темнице, а в Феодоровском монастыре; убьём его и тогда пойдём к Чернигову за своим князем». Сотни голосов раздались: смерть Игорю, и народ бросился к монастырю. Брат Изяслава князь Владимир говорил им: «того брат мой не приказал вам; Игоря стерегут; пойдём к брату, как он велел нам». Киевляне отвечали: «мы знаем волю князя; но знаем и то, что добром не кончить с этим племенем ни вам, ни нам». – Напрасно удерживал их митрополит Климент. – «Не творите греха, дети, послушайтесь меня; иначе навлечёте на себя гнев Божий, а вражда между князьями не утолится», говорил он им. Они не хотели слушать ни его, ни тысяцкого, пошли к монастырю. – Владимир бросился на лошадь, чтобы мчаться туда же и спасти Игоря; но, принуждённый сделать большой крюк в пути, не мог и поспеть вовремя в монастырь, народ предупредил его. Игорь, стоявший в литургии, услыхал, чего хочет мятежная толпа. Он готовил себя ко всему мыслями о подвигах мучеников; потом пал в слезах и молился: «Господи! призри на немощь мою, чтобы, уповая на Тебя, мог я перенести всё; благодарю Тебя, что Ты смирил меня; удостой взять меня из этого мятежного и мрачного мира в Твой свет». Свирепые мятежники, не уважая святости храма Божия, ворвались в храм, схватили Игоря, сорвали с него мантию и повлекли из храма. – Игорь говорил им: «за что хотите вы убить меня как разбойника? Пусть вы нарушили клятву предо мной, – Бог вам простит; меня Он сподобил монашеского чина, и для меня довольно того». Мятежная толпа кричала: «убейте, убейте». С Игоря сорвали и подрясник, оставив в одной рубашке. «Несчастные! что вы делаете? Для меня – всё равно; наг я вышел из чрева, нагим и лягу в землю», говорил Игорь мятежным; но его повлекли к воротам. В это время подоспел Владимир. Игорь, увидав его, сказал: «брат! куда они ведут меня?» Владимир, соскочив с коня, разогнал толпу, одел Игоря своей епанчой и говорил Киевлянам: «братья мои! не делайте зла, не убивайте Игоря». Но толпа не слушала и начала бить Ольговича; Владимир также был осыпаем ударами; однако с помощью боярина Михаила успел он привести Игоря в дом матери своей и запер ворота. Но мятежники, избив Михаила, сорвав с него крест и цепь с золотой гривной, выломали ворота; увидав Игоря на сенях, разбили сени, стащили князя с них и повергли его без чувств на землю. Затем, привязав верёвку к ногам его, потащили с Мстиславова двора, на княж двор, к Десятинной церкви; отсюда, положив на попавшиеся дровни, повезли на Подол и бросили на площади. Так князь страдалец скончался 19 сентября 1147 г., в пятницу.

Убийство совершилось и – начала утихать народная ярость. Видя окровавленного невинного страдальца, одни стали покрывать наготу его своими одеждами, другие брали кровь его на исцеление себе – от болезней. Тысяцкий Лазарь сказал народу: «вот вы убили Игоря, похороним же его теперь». Ему отвечали: «не мы его убили, но Ольгович и Давидовичи, потому что они умышляли убить нашего князя, и Бог защитил его». Тело святого князя отнесли в церковь святого Михаила, приходскую Новгородских купцов. – Здесь ночью явил Бог знамение: зажглись сами собой свечи над телом мученика. На утро в субботу митрополит послал Феодоровского игумена Ананию отпеть погребальное пение над князем в монастыре святого Симеона, построенном набожностью деда Игорева. Игумен облёк тело князя-инока в иноческие одежды и совершил погребальное пение. Благочестивый игумен горько плакал и сказал вслух всем: «горе веку суетному и сердцам жестоким! Где любовь?» В то самое время загремел гром и затряслась земля и над церковью явился столп светлый. Народ в ужасе воскликнул: Господи, помилуй.

В 1148 г. Черниговские князья послали сказать Изяславу: «так как Игорь убит, пошёл к Богу, где и всем нам быть, то Бог всех нас и рассудит». Изяслав согласился на мир. И однако князь Георгий Долгорукий заставил Изяслава бежать из Киева на Волынь. В 1150 г. «князь Святослав Ольгович перенёс мощи брата своего Игоря в Чернигов и их положили у Святого Спаса в тереме». Это было 5 июля. – С того времени стали праздновать «память благоверного князя Игоря». – Икона Божией Матери, перед которой молился блаженный князь-инок, ныне находится в великой церкви Печерской лавры.

«Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога, а существующие власти от Бога учреждены. Посему противящийся власти противится Божию постановлению, а противящиеся подвергнутся осуждению» (Рим. 13:2). Таково заключение жития святого князя Игоря!

Примечания
1* В помяннике Елецкого монастыря: «кн. Георгия убиенного в Киеве»; в Любецком Синодике: «в. кн. Георгия Киевского, во иноцех Гавриила». – По летописям неизвестно ни имя крещения, ни имя иноческое св. кн. Игоря, – Хавский: «святый Игорь, он и Давид, Олегович» (см. Архангельский собор, стр. 11. М. 1862 г.). С чего это взято? Г. Хавский считает св. Игоря за одно с блаж. княз. Черниг. Давидом, современником св. еписк. Феоктиста (см. 6 авг.), потому что сей Давид восхваляется в степ. кн.; но блаж. кн. Давид был дядя св. кн. Игоря и сконч. в 1123 г.
2* Летописи у Погодина; исслед. VI, 73. 74.
3* Владимир «сскочи с коня и огну и коръзном». См. «Русские святые» июня 31, пр. 218.
4* Степен. кн. I, 276: «убиша сент. в 9 день». Киев. л.: «к Богу отъиде сент. в 19 д. в пяток». Собр. л. II. 34. По Никон. л. (Собр. л. IX, 176): «убиен же бы в пяток». Соф. лет. (Собр. л.5:159): «убиша мес. сент. в 19 день». Пятница 1147 г. была 19, а не 9 сентября.
5* Собр. л. 2, 22–24. 32. 33. I, 136–138. Карамз. 2, пр. 398.
6* Степ. кн. I. 268. Ч.-мин. и пролог 5 июня.
7* Собр. л. 2, 34–45. 53. «Везе на конец града в монастырь святому Симеону... Перенес. мощи – Игоря от святого Семена из Копырева конца». Копырев конец – между гор. Киселевкой и Скавицей, блпз Константиновской улицы.
8* Собр. л. 2, 53. Ч.-мин. 5 июня.
9* В сборнике XV в. у Румянцева № 406: «с вама же (Антонием и Феодосием) честно ублажаем князя Игоря приемша честно мучение, принесшаго жертву чисту Богови. Аще бо укоряюще Киане взложиша на (нь) честный черноризский образ: и в том въсприя нетленны венец, без укорныя славы сподобиша и себе же мукы вечныя».
10* Святыня Киева, стр. 20. К. 1850. Снимок у Фундуклея.