Собор св. славных и всехвальных Апостолов двенадцати
Православная Церковь, празднуя каждому из двенадцати Апостолов порознь, равно благоговеет и перед всем их собором вместе. Ибо Писание и предание, восхваляя труды и мученическую смерть каждого отдельно из 12 Апостолов, прославляют всех их купно и равночестно. По словам Писания, все они суть друзи Божии (Ин. 15:14), и егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, и они все сядут на двоюнадесяте престолу судяще обеманадесяте коленома Израилевома (Мф. 19:28). А священное предание называет всех двенадцать славными и всехвальными. Посему для равнодостойного и одинакового прославления всех их вместе и для предохранения верующих от тех суетных споров разделений, в коих Ап. Павел обличает первых христиан, говоривших: аз Павлов, аз же Аполлосов, аз же Кифин (1 Кор. 1:12), Церковь соединяет дванадесять в один день для празднования всем им вместе, называя этот день Собором дванадесяти славных и всехвальных Апостолов. Они суть:
1) Пётр Первоверховный (июня 29 и января 16).
2) Андрей Первозванный (ноября 30).
3) Иаков Зеведеев (апреля 30).
4) Иоанн Евангелист (26 сентября и 8 мая).
5) Филипп (14 ноября).
6) Варфоломей или Нафанаил (11 июня и 25 августа).
7) Фома (6 октября).
8) Матфей Евангелист (ноября 16).
9) Иаков Алфеев (октября 9).
10) Иуда Иаковлев – брат Ап. Иакова из 70 (19 июня).
11) Симон Зилот (10 мая).
12) Матфий (августа 9).
13) Павел Первоверховный.
Хотя собор Апостолов, прославляемых Церковию 30 июня, заключает в себе 13 Апостолов, но в книгах Богослужебных этот день называется Собором дванадесяти, потому и что это число Апостолов первоначальное и Христово (Мф. 10:1–5); посему оно сохранилось и тогда, как к собору Апостолов причислен Ап. Павел.
Начало Собора в честь дванадесяти относится к первым временам христианским, как можно заключать из постановлений Апостольских, предписывающих праздновать дни Апостолов. Евсевий в истории своей о Константине Великом пишет, что сей благочестивый государь в честь двенадцати Апостолов соорудил храм в новой своей столице, в Константинополе, возобновлённый императором Констанцием. Отцы Церкви в день Собора в честь 12 Апостолов произносили поучения. Так св. Иоанн Златоуст в похвальном слове 12 Апостолам говорил: «12 Апостолов избраны, и ни один из них не остался не увенчан. Здесь Пётр просвещает Рим; там Павел благовествует миру; Андрей вразумляет мудрецов Эллады; Симон научает Богопознанию варваров; Фома убеляет крещением Ефиоплян; кафедру Иакова чтит Иудея; престол Марка объемлет Александрию Нильскую; Матфей и Лука пишут Евангелие; Иоанн Богослов и по смерти своей, как живой, врачует Ефес; Варфоломей руководствует Ликаонян; Филипп спасает чудесами Иераполь. Все они не престают всюду благотворить всем. В гробах своих они оставили нетленные мощи. Будучи теперь врачами мира, они будут наконец его судиями». Хотя не все из перечисленных св. Златоустом Апостолов принадлежать к 12, но Церковь некоторых и из 70 Апостолов, напр. Евангелистов и Марка и Луку, прославляет издревле равночестно с 12 Апостолами, называя всех Евангелистов славными и всехвальными Апостолами. В IX веке Феофан, митрополит Никейский, в честь 12 Апостолов сложил канон, поемый ныне Прав. Церковью в день Собора их.
В день Собора в честь 12 Апостолов Церковь прославляет особенно Ап. Павла, яко каменя веры, и с Павлом весь дванадесяточисленный Собор.