Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление преп. Серапиона Кожеозерского

 Преставление преп. Серапиона Кожеозерского

По ркп. святцам, «преп. отец Серапион, иже на Кожеозере, в Каргопольском уезде, новый чудотворец, преставился в л. 7000 июня в 27 д.». Преп. Серапион – прекрасное деревцо, принёсшее превосходные плоды св. любви, после того как дикой отраслью привился он ко Христу Господу. В числе Казанских пленных татар, принявших св. крещение, был молодой мурза Туртас Гравирович, принявший при купели имя Сергия. Он жил в доме боярина Захария Ивавовича Плещеева, женившегося на Астраханской царице Ельякше, в крещении Иулиании. – Царь ласкал его. Сергий так искренно, так глубоко полюбил св. веру, что решился расстаться с миром, чтобы выполнять самые высокие правила новой веры. Обойдя иноческие пустыни, на пустынном острове озера Кожи встретил он отшельника Нифонта, пленился жизнью его и остался жить с ним. Это было в 1560 г. Пищей для отшельников служила трава и частью ягоды; Сергий со всей точностью выполнял наставления Нифонта. После испытания, данного себе самому, Сергий просил старца постричь его в иночество; старец, видя искренность и чистоту желаний его, назвал его при пострижении Серапионом. Мало по малу узнали строгих отшельников, и молва о их высокой жизни стала привлекать к ним ревнителей духовной жизни; отшельническая жизнь Серапиона продолжалась почти 18 лет. Когда собралось к Нифонту и Серапиону довольное число иноков, Нифонт оправился в Москву просить земли для обители; но он скончался в Москве, не начав дела там. В обители не знали о судьбе Нифонта и по недостатку съестных припасов стали чувствовать голод. По состраданию к страждущим Серапион отправился испрашивать подаяния. Ему дали хлеба в зерне и жернова; по мхам и лому хвороста он принёс всё это на себе в обитель и спас братию от голодной смерти. Узнав о кончине Нифонта, блаж. Серапион отправился в Москву. Здесь получил он царскую грамоту от 30 сент. 1584 г., которой предоставлялась земля для новой обители по 4 версты во все стороны; а митрополитом дана грамота с благословением на устроение монастыря. Возвратясь на своё место, блаж. Серапион расчистил с иноками для пашни лес, оградил место обители оградой и соорудил храм в честь Богоявления Господня; потом отправился к новому патриарху Иову, чтобы получить антиминс, и наименован был строителем монастыря. Скоро потом построен и освящён другой храм, тёплый, в честь святителя Николая. Вот что говорил сам блаж. Серапион в просьбе своей к царю 1595 г.: «поставил он на Лонском озере, на Кожеозере, храм во имя Богоявления Господня, а другой тёплый – свят. Николая; устроил общий монастырь; а строение его продолжалось 36 лет. – Но ныне начали посылать с Москвы в их Богоявленский монастырь опальных людей, а им старцам и самим питаться нечем и беречь тех людей не кому; царской милостыни ни деньгами, ни хлебом не выдаётся; вотчинные земли Богоявленской обители, всего четыре обжи на р. Онеге, куплены, и они сами, приезжая, пашут пашню, а крестьян у них нет; сами же варят соль в Пияле для монастырского расхода; да на посаде, в Турчасове, куплен для приездов двор. – Мимо монастыря их проходили царские ратные люди, и они, помогая им и доставляя подводы, много задолжались». Вследствие сей просьбы царь освободил земли Кожеозерской обители от податей и повинностей. В 1608 г., по прошению отягчённого старостью подвижника, поставлен был в игумена обители Аврамий, ученик его. Блаж. Серапион скончался 27 июня 1611 г., оставив после себя до 40 иноков в общежительной обители своей.

Жизнь преп. Серапиона говорит нам: «мы погреблись со Христом крещением в смерть, дабы как Христос воскрес из мёртвых славой Отца, так и мы ходили во обновлённой жизни. Итак, да не царствует грех в смертном теле, чтобы вы повиновались ему в похотях (Рим. 6:11–12).

Примечания
1* Сведен. о блаж. Серапионе, извлечённые из рукоп. в статье: «Кожеозерский монастырь», помещённой в Моск. ведом. 1852 г. № 83. 34.
2* О Ельякше Никон. л. 7, 235. Туртасово или Турчасов погост в грамоте 1549 г. (Ист. Ак. I, 218. 219) и в грамоте 1536 г. (А. Э. I, 152).
3* Ист. Акт. I, № 246.