Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Память о блаженном старце Мартине

 Память о блаженном старце Мартине

В Царстве Христовом нет ни раба, ни свободного (Кол. 3:11). Никакое звание не унижает христианина и никакое занятие не составляет непреодолимой преграды к совершенству духовному. Земледелец, дровосек, кожевник, повар в Царстве Христовом имеют то же значение, что военачальник, градоправитель, судья. Наоборот гражданская свобода – не то же, что духовная свобода; с ней одной человек может остаться не выше степного животного. – В Царстве Христовом нет места для гордости и своеволия. Смирение – основа и краса христианства. Оттого-то бывает, что, пренебрегаемые миром, но верные закону Божию, неожиданно и для них самих, оказываются великими перед Небом, удостаиваются посещения небожителей.

В городе Турове, ныне местечке Минской губернии, был монастырь св. князей Бориса и Глеба. Здесь была и кафедра Туровских епископов, впоследствии Минских. Здесь был повар Мартин. «Он служил при Туровских епископах Симеоне, Игнатии, Иоакиме и Георгии», из которых Иоаким известен по летописи в 1144–1146 (?) г.. «Епископ Георгий уволил Мартина от поварской службы по его старости». Благочестивый старец не хотел расстаться с монастырём; он «принял монашество и жил в епископском монастыре св. мучеников на болонье» (на выгоне). «Живя один, он часто бывал болен: кишки у него выходили в лоно», вследствие прежних тяжёлых работ, от которых усердие его никогда не отказывалось. В припадках тяжкой болезни лежал он неподвижный, кричал от боли и не мог служить себе самому. «Раз, когда страдал он от той же болезни и лежал в келье, изнемогал он от жажды, так как никто не посещал его тогда и не служил ему, – около монастыря была сильная вода». – Монастырь стоял на р. Припяти, у которой под монастырём был рукав – Струмень; весной вода, разливаясь, покрывает окрестности, так что сообщение Турова с ближними деревнями бывает возможно только на лодках. «На третий день» беспомощного положения «входят к Мартину св. мученики Борис и Глеб, явно, в своём виде, как пишутся они на иконе, и говорят: «чем ты болен, старец?» Он рассказал им о своей болезни. «Не хочешь ли воды?» спросили они. – О! господа мои! отвечал он, уже давно жажду. Один взял ведро (ручку) и принёс для старца воды; а другой взял ковш и напоил старца. И старец спросил: «чьи вы детки»? – «Ярославовы, отвечали они». Св. братья называют старшего брата, в. кн. Ярослава Владимировича отцом своим. Таково уважение святых к старшим! И при жизни своей св. Борис называл Святополка отцом своим, как старшего брата. Но когда Святополк «окаянными» делами своими лишил себя прав на всякое уважение, святые называют Ярослава отцом своим. «Старец Мартин подумал: верно это слуги Ярослава Георгиевича». В 1146 г. в. кн. Изяслав (Георгий) посадил в Турове сына своего Ярослава. И старец сказал: «да умножит Господь Бог годы жизни вашей, господа мои, возьмите сами хлеб и соль и кушайте, а я уже не могу послужить вам». Они отвечали: «нет, побереги себе; мы уйдём, а ты не болей и усни». Они перестали быть видимы, а старец оказался здоровым, сам встал, прославил Бога и святых мучеников. Он жил ещё год. Об этом рассказал он духовному отцу своему.

Память «об иноке Мартине» видим и в печ. прологе под 27 июня.

Примечания
1* Собр. л. 1, 136. 2, 19. 25.
2* Собр. л. 1, 55.
3* Собр. л. 1, 186. 2, 19. Догадка, будто старец Мартин разумел Пинского князя Ярослава Георгиевича, известного в 1184 г. (Карамз. 2, пр. 415. 3, пр. 64) вовсе не «всего естественнее» (Макария Ист. Русск. Церк. 3. 256). Напротив, вовсе непримирима со временем епископа Иоакима, тогда как Ярослав Юрьевич с 1416 г. князь Туровский и епископ Иоаким 1144–1147 г. точно современники в Турове.
4* «Слово о Мартине мнисе», помещённое в прологе Румянцева XV в. № 321 под 27 июня, напечатано у преосвящ. Макария в Ист. Русск. Церк. 3, 256. 257. Здесь в вариантах напечатан и другой текст, из Макариевской минеи; но последний текст во многом переделан против древнего. Русский перевод следует первому тексту.
5* См. пр. 182. Повесть о блаж. Мартине из пролога 27 июня перенесена в повествование о чудесах св. князей, помещённое в минее под 2 мая. Так видим её и в минее св. Димитрия под 2 мая.