† Благоверных князей Давида и Евфросинии, Муромских чудотворцев
Блаженный Давид, в иночестве Пётр, князь Муромский, был второй сын князя Юрия Владимировича Муромского. Старший брат его Владимир Юрьевич с 1170 г. наследовал после отца Муром. – После того как Болгары опустошили (в 1183 г.) окрестности Мурома, Муромские князья Владимир и Давид вместе с несколькими другими вступили в землю Болгаров с мечом и огнём и вознаградили потери поданных. В 1186 г. Владимир и Давид Юрьевичи участвовали в походе великого князя Всеволода против Рязанских князей, нападавших на своих братьев, князей Пронских. – В 1196 г. три брата, князья Муромские, были у Всеволода на брачном пиру сына его; а в следующем году один Давид Юрьевич был у великого князя при выдаче дочери его в замужество. По повести, пока жив был старший брат, «имеяше обычай блаженный Пётр всегда приходити к брату своему на поклонение»: так уважал он старшего брата! В конце 1203 г. (дек. 18 дня) князь Владимир умер и «на Муроме остался брат его Давид Юрьевич.
По повести, когда св. князь принял правление после брата, пришлось ему испытать сильную борьбу с собой, но он вышел победителем. За несколько времени перед тем долго страдал он опасной болезнью, – тело его покрыто было струпьями. – Славившаяся умом своим дочь «древолазца», бортника, излечила его мазью. По разговору и поступкам девушки князь признал высокие качества ума и сердца в дочери бортника и дал слово взять её в супругу себе; но потом нашёл неприличным для князя супружество с простой девушкой.
Болезнь возобновилась. Евфросиния вновь вылечила князя, и признательный князь выполнил своё слово, сочетался с ней браком. – Когда же после смерти брата вступил он на престол, Муромская знать, конечно, подстрекаемая младшим братом и племянником, объявила: или пусть отпустит от себя супругу, оскорбляющую своим происхождением знатных жён, или же, оставит Муром. – Князь твёрдо помнил слова Господа: «что Бог сочетал, того человек да не разлучит. Кто отпустит жену свою и женится на другой, тот прелюбодей». Потому, верный долгу христианского супруга, князь согласился отказаться от княжества. Он остался после того с небогатыми средствами к жизни, и печальные мысли невольно приходили ему на ум. Но умная княгиня говорила ему: «не печалься, князь, – милостивый Бог не оставит нас в нищете». В Муроме скоро открылись раздоры непримиримые, искатели власти схватились за мечи и многие из вельможных потеряли жизнь. Бояры Муромские принуждены были просить князя Давида и княгиню Евфросинию возвратиться в Муром. Так князь, верный долгу своему, восторжествовал и над врагами своими.
По летописям видим затем князя Давида принимающим участие в событиях России. – В 1207 он уличает перед великим князем Всеволодом старших Рязанских князей в их неверности Всеволоду и дружинами своими помогает великому князю в войне с Пронскими и Рязанскими князьями. По окончании войны, Всеволод отдал ему богатое Пронское княжество. В следующем году Пронские князья осадили его в Пронске. Добродушный Давид послал сказать им: «братья! Я – не сам собой занял Пронск; меня посадил тут Всеволод, – Пронск – ваш». И спокойно возвратился в Муром. – Какое высокое бескорыстие! Какое глубокое уважение к долгу любви и чести! В 1214 г. князь Давид ходил вместе с великим князем Георгием против Ростовского князя, но на этот раз не было пролито крови, князья помирились. В 1220 г. войска князя Давида с воеводой участвовали в славном походе против Болгар.
В Муроме правление князя Давида было правдолюбивое, но без суровой строгости, милостиво, но без слабости. Умная и благочестивая княгиня помогала супругу советами и делами благотворительности. Оба жили по заповедям Господа, всех любили и не любили ни гордости, ни неправедной корысти; покоили странников, облегчали участь несчастных, чтили иноческий и священнический чин, ограждая его от нужд. – Оба вели жизнь постническую, чистую, целомудренную. – Один женатый возмущался нечистыми мыслями, смотря на прекрасную княгиню. «Почерпни воды из реки с этой стороны судна», сказала княгиня (это было во время плавания по реке Оке); тот почерпнул; «испытай, какова?» Тот исполнил приказание. – Почерпни воды с другой стороны судна и попробуй её, и сказала княгиня. И когда тот выполнил волю её, она спросила: «находишь ли разность между той и другой водой?» – Никакой, отвечал тот. Святая сказала тогда: «точно так одинаково естество женское; напрасно ты, оставляя свою жену, думаешь о чужой». Когда князь и княгиня достигли старости, то в одно время облеклись в иноческое одеяние, один с именем Петра, другая с именем Февронии. На Пасхальной неделе 1228 г. умер сын князя Давида, потом на той же неделе преставился сам князь-инок, а в один день с ним почила и блаженная Феврония. Князь и княгиня, согласно с завещанием, положены были в одном гробе.
В начале ΧVΙ века «по всем странам прошла весть, что в городе Муроме явились славные чудотворцы, дарующие исцеление приходящим к ним». – Собором 1547 г. положено местно праздновать память кн. Петра и Февронии; тогда же и написана и служба им. – Впоследствии празднование стало повсеместным, и вероятно вскоре после того, как царь и Иоанн Васильевич, на походе против Казани, в 1552 г. благоговейно «покланялся в Муроме сродникам своим великим чудотворцам, князю Петру и княгине Февронии». Блаженные Давид и Евфросиния в жизни своей были в образцом христианского супружества, готовые на все лишения для Евангельской заповеди о нерушимом союзе. И ныне они молитвами своими низводят небесное благословение на вступающих в брак. – Так показывают многие опыты загробной жизни их.
«Сыны человеческие! доколе быть вам с тяжёлым глупым сердцем? Почему вы любите суету и ловите ложь» (Пс. 2:8)? «Что пользы, братия, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли вера спасти его?» (Иак. 2:14).