† Память св. Никиты, епископа Ремесианского
Св. Никита родился в том же городе Ремесиане (Ремешек), в котором родился и друг его Павлин, епископ Польский, и при том в том же 353 г. Так говорит блаж. Павлин. Св. Никита не был Грек: иначе писал бы сочинения на Греческом языке; не был и Римлянин: иначе назывался бы Виктором, а не Никитой; да и не возбуждал бы Латинскими сочинениями удивление в Римлянах. Он был Славянин, но получил-обширное образование Римское, вероятно в Риме. Святителем он был в родном своём городе. Ремешек находился между Софией и Нишью; это то же, что нынешний Нирот.
Кому и как проповедовал Евангелие св. Никита, это описывает друг его епископ Павлин в своей поэме о св. Никите.
И бесы более жестокие, чем снег их,
Став овцами при тебе пастыре пасутся во дворе мира.
Словами твоими смиряется Скиф и, борясь с собой, укрощает сердце
При тебе учителе,
И Геты бегут и оба Дака,
Как тот, что обрабатывает землю,
Так и житель береговый, покрытый волосами
Более быка“.
Бесы при Страбоне «занимали большую часть горы Эмоса» – Балкан . При Юстиниане Фрак из племени Бесов лицо значительное, другой Бес-Фрак военачальник Величара в войне с Персами и потом главный начальник войск в Италии. – Иначе Бесы – Балканское племя Славян.
Скифы – Славяне Мизии, во время Павлина уже успевшие распространиться на запад от малой Скифии. Они же и Геты.
Оба Дака – житель левого берега Дуная и другой, со времени Аврелиана живший на правом берегу Дуная. Дакия собственно страна Славян на левом берегу Дуная, но где поселились колонии Римлян, известных у Нестора и других под именем Волохов.
В этом описании племён видим подтверждение той справедливой мысли, что после того, как многие Славянские племена силой оружия Филиппа Македонского вытеснены были из Фракии и Иллирии на северный берег Дуная, где они известны истории под именем Даков, некоторые племена их оставались ещё во Фракии и Иллирии, особенно в ущельях гор южных.
Св. Никите, по воле Божией, пришлось быть Апостолом этих Славянских племён юга и путешествовать из страны в страну, чтобы с Апостольской ревностью проповедовать Евангельское учение. Для Гетов проповедь не требовала даже долгого пути. «Геты бегут» сами, говорит Павлин. – Блаж. Иероним писал: «рыжее и белокурое войско Гетов носит с собой в палатках церкви».
Во время св. Никиты христианство уже сильно распространено было во Фракии: на Средечском соборе 347 г. присутствовали епископы: Средца, Скун, Липляны, Нища, Водины (Aquae) и Чехова дома (Sigindum). – При Максимиане в Потаме замучены были Боголеп (Феопрений) и Зотик с Акиндином. Но не только многие сёла Славянские, целые племена Славян как по дикости, так и по недоверчивости к Грекам, неохотно слушали проповедь Греков, которая при том большинству их была вовсе и непонятна. Св. Никита, первый епископ Ремешка, посвятил свою жизнь на проповедание веры своим родичам – Славянам. И успехи проповеди его были блистательные.
О перемене, произведённой св. Никитой между Бесами, тот же современник его блаж. Иероним говорил: «зверские Бесы и толпы тулупников (pellitorum), которые некогда приносили в жертву людей, изменили свой скрежет на сладкую песнь Христу». Блаж. Павлин поёт ещё о св. Никите:
«Не любившие склонять шею под рабство,
Не укротимые никакой войной,
Ныне покорные истинному Владыке, весело
Протягивают шею.
Ныне более богатый ценой труда
Бес радуется: из земли рукой
Копал прежде; теперь умом на небе
Собирает золото.
Какая перемена! И какая счастливая!
Непроходимые и кровавые дотоле горы
Ныне скрывают разбойников, ставших монахами,
Питомцами мира.
Где был обычай зверей,
Ныне там чин ангелов;
Скрывается праведник в пещере.
Где был разбойник».
Так деятельность св. Никиты, проповедника Славянского обращена была преимущественно на Славян Балканских. Это и естественно по близости их к месту кафедры его. Павлин восхищался тем, что неукротимые Бесы, усмирённые проповедью св. Никиты, стали мирны в отношении к империи; по отзывам же истории, один из питомцев св. Никиты уже сидел на престоле восточной империи; это Лев Великий, родом Фрак и точнее Бес; а когда имп. Анастасий начал насилиями проповедовать евтихианство в империи, воспитанные в чистой вере св. Никитой жители Фракии, Мизии и малой Скифии явились (в 514 г.) самыми жаркими защитниками православия и защищали его с оружием в руках.
Св. Никита в 392 г. по поручению собора отправлялся увещевать соседнего епископа Боноза, запутавшегося в ошибки о вере. – В 397 г. путешествовал он в Рим и в Ноле виделся с другом своим епископом Павлином. Павлину очень хотелось, чтобы святитель пробыл у него подольше; но дела паствы отозвали святителя к его пастве. Спустя четыре года (в 402 г.), св. Никита явился в Нолу к празднику св. Феликса (февр. 14), не взирая на опасность времени. Друг его Павлин был в восторге от этого неожиданного посещения. Он написал поэму о св. Феликсе, где изображает радость свою и о посещении его святителем.
Как долго после того подвизался св. Никита, точных известий о том нет. Но так как блаж. Павлин, ровесник св. Никиты, скончался в 431 г. на 87 г. своей жизни, то вероятно, и кончина св. Никиты последовала не прежде 420 г. июня 22 д..
Геннадий Массилийский писал: «Никита, епископ Ремессианы, сочинил слогом простым и чистым, приспособленным к оглашаемым в вере, шесть книг. Первая о готовящихся к вере; вторая о заблуждениях язычества; третья о вере в Высочайшее Существо; четвёртая против родословия; пятая о символе; шестая о жертве Пасхального агнца. Кроме того издал он книгу о падшей деве, возбуждающую каждого падшего к исправлению». – Кассиодор весьма хвалит сочинения св. Никиты за благочестивый дух их и за основательное знание. Сочинения св. Никиты известны и ныне.
«Ты проходишь по полям Филиппов Македонии,
Шествуешь чрез город Томы,
И близкие к очизне Скупы,
Дарданский гость».
«Искусных копателей золота превращаешь
В золото и сам подражаешь Бесам.
Из них словом проникающим живоеˆдобываешь золото», v. 269–272.
Venisti tandem, quarto mihi reditus anno,
Sed grates Christo, quia te res Sero revexit, v. 373. 315–350.