Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Память св. Никиты, епископа Ремесианского

 Память св. Никиты, епископа Ремесианского

Св. Никита родился в том же городе Ремесиане (Ремешек), в котором родился и друг его Павлин, епископ Польский, и при том в том же 353 г. Так говорит блаж. Павлин. Св. Никита не был Грек: иначе писал бы сочинения на Греческом языке; не был и Римлянин: иначе назывался бы Виктором, а не Никитой; да и не возбуждал бы Латинскими сочинениями удивление в Римлянах. Он был Славянин, но получил-обширное образование Римское, вероятно в Риме. Святителем он был в родном своём городе. Ремешек находился между Софией и Нишью; это то же, что нынешний Нирот.

Кому и как проповедовал Евангелие св. Никита, это описывает друг его епископ Павлин в своей поэме о св. Никите.

И бесы более жестокие, чем снег их,

Став овцами при тебе пастыре пасутся во дворе мира.

Словами твоими смиряется Скиф и, борясь с собой, укрощает сердце

При тебе учителе,

И Геты бегут и оба Дака,

Как тот, что обрабатывает землю,

Так и житель береговый, покрытый волосами

Более быка“.

Бесы при Страбоне «занимали большую часть горы Эмоса» – Балкан . При Юстиниане Фрак из племени Бесов лицо значительное, другой Бес-Фрак военачальник Величара в войне с Персами и потом главный начальник войск в Италии. – Иначе Бесы – Балканское племя Славян.

Скифы – Славяне Мизии, во время Павлина уже успевшие распространиться на запад от малой Скифии. Они же и Геты.

Оба Дака – житель левого берега Дуная и другой, со времени Аврелиана живший на правом берегу Дуная. Дакия собственно страна Славян на левом берегу Дуная, но где поселились колонии Римлян, известных у Нестора и других под именем Волохов.

В этом описании племён видим подтверждение той справедливой мысли, что после того, как многие Славянские племена силой оружия Филиппа Македонского вытеснены были из Фракии и Иллирии на северный берег Дуная, где они известны истории под именем Даков, некоторые племена их оставались ещё во Фракии и Иллирии, особенно в ущельях гор южных.

Св. Никите, по воле Божией, пришлось быть Апостолом этих Славянских племён юга и путешествовать из страны в страну, чтобы с Апостольской ревностью проповедовать Евангельское учение. Для Гетов проповедь не требовала даже долгого пути. «Геты бегут» сами, говорит Павлин. – Блаж. Иероним писал: «рыжее и белокурое войско Гетов носит с собой в палатках церкви».

Во время св. Никиты христианство уже сильно распространено было во Фракии: на Средечском соборе 347 г. присутствовали епископы: Средца, Скун, Липляны, Нища, Водины (Aquae) и Чехова дома (Sigindum). – При Максимиане в Потаме замучены были Боголеп (Феопрений) и Зотик с Акиндином. Но не только многие сёла Славянские, целые племена Славян как по дикости, так и по недоверчивости к Грекам, неохотно слушали проповедь Греков, которая при том большинству их была вовсе и непонятна. Св. Никита, первый епископ Ремешка, посвятил свою жизнь на проповедание веры своим родичам – Славянам. И успехи проповеди его были блистательные.

О перемене, произведённой св. Никитой между Бесами, тот же современник его блаж. Иероним говорил: «зверские Бесы и толпы тулупников (pellitorum), которые некогда приносили в жертву людей, изменили свой скрежет на сладкую песнь Христу». Блаж. Павлин поёт ещё о св. Никите:

«Не любившие склонять шею под рабство,

Не укротимые никакой войной,

Ныне покорные истинному Владыке, весело

Протягивают шею.

Ныне более богатый ценой труда

Бес радуется: из земли рукой

Копал прежде; теперь умом на небе

Собирает золото.

Какая перемена! И какая счастливая!

Непроходимые и кровавые дотоле горы

Ныне скрывают разбойников, ставших монахами,

Питомцами мира.

Где был обычай зверей,

Ныне там чин ангелов;

Скрывается праведник в пещере.

Где был разбойник».

Так деятельность св. Никиты, проповедника Славянского обращена была преимущественно на Славян Балканских. Это и естественно по близости их к месту кафедры его. Павлин восхищался тем, что неукротимые Бесы, усмирённые проповедью св. Никиты, стали мирны в отношении к империи; по отзывам же истории, один из питомцев св. Никиты уже сидел на престоле восточной империи; это Лев Великий, родом Фрак и точнее Бес; а когда имп. Анастасий начал насилиями проповедовать евтихианство в империи, воспитанные в чистой вере св. Никитой жители Фракии, Мизии и малой Скифии явились (в 514 г.) самыми жаркими защитниками православия и защищали его с оружием в руках.

Св. Никита в 392 г. по поручению собора отправлялся увещевать соседнего епископа Боноза, запутавшегося в ошибки о вере. – В 397 г. путешествовал он в Рим и в Ноле виделся с другом своим епископом Павлином. Павлину очень хотелось, чтобы святитель пробыл у него подольше; но дела паствы отозвали святителя к его пастве. Спустя четыре года (в 402 г.), св. Никита явился в Нолу к празднику св. Феликса (февр. 14), не взирая на опасность времени. Друг его Павлин был в восторге от этого неожиданного посещения. Он написал поэму о св. Феликсе, где изображает радость свою и о посещении его святителем.

Как долго после того подвизался св. Никита, точных известий о том нет. Но так как блаж. Павлин, ровесник св. Никиты, скончался в 431 г. на 87 г. своей жизни, то вероятно, и кончина св. Никиты последовала не прежде 420 г. июня 22 д..

Геннадий Массилийский писал: «Никита, епископ Ремессианы, сочинил слогом простым и чистым, приспособленным к оглашаемым в вере, шесть книг. Первая о готовящихся к вере; вторая о заблуждениях язычества; третья о вере в Высочайшее Существо; четвёртая против родословия; пятая о символе; шестая о жертве Пасхального агнца. Кроме того издал он книгу о падшей деве, возбуждающую каждого падшего к исправлению». – Кассиодор весьма хвалит сочинения св. Никиты за благочестивый дух их и за основательное знание. Сочинения св. Никиты известны и ныне.

Примечания
1* Carmen 17 Pavlini Nolani. Геннадий de script. § 22.
2* Павлин в Письме к Северу, писанном в 202 г.: «в таком виде рекомендовал я тебя уважаемому и учённейшему епископу Никите, который пришёл из Дакии и по справедливости составляет предмет удивления для Римлян». Ер. 29.
3* См. пр. 39. Гиерокл, признаваемый за современника имп. Юстиниана, пишет: «в области Дакии средиземной, находящейся под правлением консула, пять городов: Сардика (Сердика, Сердец) – главный город, Пайталия, Германа, Наис (Ниш), Ремесиана... В области Дардании, находящейся в управлении воеводы, 3 города: Скупы=главный город, Мирион, Улпиана». Тоже у Константина De themat. 3, 393. 56. 297. 298. 434. 435. Улпияна – у Славян Липляна (у Кедрина и у Анны Комниной Липенион).
4* Pavlini poema ѵ. 206–208. 246–252.
5* Strabo VIII, 7.
6* Procopius de bello Gothico 1, 5; II, 26.
7* Procopius de bello Persico 1, 13.
8* Временник M. общ. ист. X, 19. 20. 74. 105. Города Бесов – Пловдин (Филиппополь), Самаков (Uscudama); по округу Драговичи митрополит Пловдинский назывался экзархом Фракии – Драговитии. Κωνσταντινου εγχειρ. περι επαρχ. Φιλιππουπολεως. Βιεννη. 1819. Шафарик знал по Птоломею Бесов, Славянскую ветвь, в восточной Галиции, под Карпатами (древн. § 10, ч. 10), но опустил вовсе из виду Балканских Бесов, которых часть ушла под Карпаты.
9* Об этом говорено 20 января. Мальчик Гет, с Славянской надписью, приносящий в жертву гуся – у Классена в памяти. II, 12. М. 1854.
10* См. Слав. св. июнь, прим. 28.
11* Славянский перевод Зонары: «Троян воинствова на Даки, сиречь на Срьбле, начальник же их србскыи Диковал.» Чтен. общест. ист. 1847 г., стр. 57. Временник X, 40–49. 79–81. Славянская надпись о спасении некоторых Славян от Трояна – у Классена, в материал. II, 37. 38. Феодорит говорит о Сардике: «этот Иллирийский город – главный город народа Даков» (Ц. ист. 2, 4). – Нельзя не пожалеть, что даровитый Шафарик, ошибочно приняв Волхвов за Кельтов, скоро исчезнувших в истории, потерял из виду историческую нить событий, происходивших в Славянском мире со времени Александра Македонского, при императорах Римских и до самого имп. Ираклия.
12* Временник X, 1–49. 80–89. Савельева Славянский сборник, стр. 255–260.
13* Геты, Бесы, Славяно-Влахи, Скифы, как особые племена Славянские, объясняют собой известие о Славяниях, покорённых в 657 г., чего не могли понять Шафарик и другие (Христ. чтен. 1858 г.11:142). По известию Феофана (р. 288) и Кедрина (1, 4357, в 657 г. «император (Констанс 2) предпринял поход против Славиний (κατα Σκλαβινιας, κατα Σκλαβινων) и взяв в плен многих, покорил. Одной малой Скифии нельзя здесь разуметь; дело идёт о Славяниях, о нескольких областях и княжествах Славянских. Даже в Македонии было несколько жуп Славянских. В 758 году Копроним ворвался «В Славянии, лежащие в Македонии» τας κατα Μακεδονίαν Σκλαβινιας. Stifferi 11. 79. Шафарик то говорит, что в Македонии занята область Славянами, поселившимися за Дунаем в первых столетиях (III, 398); то пишет (III, 259), что поселение Славян в Мизии, Дардании и Македонии относится к концу V столетия. Эта колеблемость – улика в том, что почтенный учёный потерял верную дорогу. – О войне Славян во Фракии и Паннонии с Готами в 334 г. и с Греками в 358 г. см. Классена материалы 2, 34. 34. М. 1854 г.
14* О путешествиях Павлин:

«Ты проходишь по полям Филиппов Македонии,

Шествуешь чрез город Томы,

И близкие к очизне Скупы,

Дарданский гость».

15* Epist. 107 ad Laetam. Письмо писано в 403 г.
16* О кафедрах Wiltsch kirchl. stat. 1,128.
17* Память их августа 22 д. Менолог Василия: «когда, прибыл (префект) в город Патаму, то умертвил Зенона, Феопрепия (Боголепа) и Акиндина». Синаксарь минеи: «прибыв в местечко называемое Патама умертвил катапультой св. Зотика, Феопрепия (Боголепа) и Акиндина». – О Боголепе – в Изв. Археол. Общ. IV, 521. 523.
18* Epist. 60 ad Heliodorum ined. Vallars. О приношении людей в жертву Славянами см. мар. 28, пр. 42.
19* Блаж. Иероним, сказав о Гетах, что у них походные храмы, прибавляет: «потому-то конечно, что у них одинаковая (с нами) вера, они мало воюют с нами».
20* Павлин:

«Искусных копателей золота превращаешь

В золото и сам подражаешь Бесам.

Из них словом проникающим живоеˆдобываешь золото», v. 269–272.

21* Poema ѵ. 209–225. Под руководством св. Саввы Палестинского (484–532) спасались иноки из Бесов. Cyrilli Scytho р. vita Sabbae in Cotelerii monum. Graec. Eccl. 3, 265.
22* Менолог Василия под 6 ноября: «в последнее время импер. Льва В Великого, называемого Беса (επιλεγόμενου Βεσσου), небо покрылось облаками и пр. Лев был императором 457–473 г.
23* Феофан chronog. 107–411. Кедрин hist. 1, 285 ed. Uen сл. Черткова о Монассииной летописи, стр. 39–41.
24* Амвросий epist. 9 Weiss Leben d. Heiligen 8, 360.
25* Poema 27.

Venisti tandem, quarto mihi reditus anno,

Sed grates Christo, quia te res Sero revexit, v. 373. 315–350.

26* Martyrologia Adonis, Usuardi ad X calend. iulii. Бароний поставил того же святого под 7 января. Weiss Leben d. Heiligen 8,361. 358.
27* De vir. illustr. c. 22.
28* Institut. c. 238.
29* Иэд. 10 Patrologiae t. LII. Здесь же помещены сомнения о подлинности сих, но вовсе напрасные. Особенно странны объяснения слов Павлина о св. Никите; автор, не зная истории Славян, перетолковывает слова Павлина наперекор значению их. Да и никто из Славянских писателей доселе не обращал внимания на Апостольскую деятельность св. Никиты между Славянами, описанную Павлином.