Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Святого Никифора исповедника, патриарха Цареградского

Никифор, сын знатного и благочестивого человека, по имени Феодора, потерпевшего истязания и изгнание за почитание св. икон, получил от родителей настоящее христианское воспитание, подкреплённое примером их собственной жизни, так как мать его, благочестивая Евдокия, была участницей всех испытаний своего мужа и последовала за ним и в изгнание – (в Пимолину, укрепление в Каппадокии, на реке Галисе). По кончине же его переселилась в Царьград, где молодой Никифор получил блистательное научное образование, и по сведениям приобретённым и по природным дарованиям проявил себя впоследствии «украшением века и кафедры».

В звании секретаря при дворе императрицы Греческой Ирины и как уполномоченный императора, Никифор присутствовал на 7-м Вселенском Соборе. – Тяготясь придворной жизнью, он оставил двор и поселился в уединении при Босфоре, проводя жизнь в научных трудах, посте и молитве; в это время он построил церковь и основал монастырь. – В 806 г. (на 48-м году своей жизни) Никифор, по смерти Тарасия, был избран в патриархи, принял сначала иночество, потом – священнический сан и возведён на патриарший престол в самый день Пасхи, 12-го апреля. Во время посвящения он держал в руке своё исповедание веры и потом положил его в алтаре, как знак обета душевного – хранить истину. Приняв управление Церковью, он прежде всего обратил внимание на поведение духовенства и принял меры против разврата. С еретиками вступил в последовательную и неослабную борьбу. Вскоре заявил себя исповедником – оказав твёрдое сопротивление императору Льву Армянину. На все старания императора ласками и угрозами склонить на свою сторону сильного уважением к нему народа патриарха, Никифор отвечал: – «напрасны труды твои, Государь! Мы не можем изменить древнего предания, мы чтим изображения святых, как Крест и Евангелие». И за тем, ища подкрепления в молитве, убеждал православных остерегаться еретиков и не страшиться преследований за правое исповедание. В церкви св. Софии совершил он соборно всенощное бдение, моля Бога о мире Церкви и об избавлении от ереси.

Узнав об этом, и опасаясь народного мятежа, император послал в церковь сказать патриарху: – «зачем он смущает народ и восстановляет его против царской власти?» – Мы собрались в дом Божий не на совет против царя, но на славословие Божие и для того, чтобы молиться, чтобы Господь уничтожил ересь и утвердил всех в единомысленном правоверии!

После беседы с народом патриарх отправился во дворец, чтобы успокоить и убедить царя. – «Не вводи в св. Церковь нечестивого мудрования, – говорил он ему, – не следует спорить о том, что давно уже отвергнуто святыми отцами и предано анафеме». Император с гневом изгнал из дворца патриарха и всех бывших с ним. Епископы были сосланы в разные места в заточение; клириков и многих иноков склоняли к ереси голодом, узами, различными муками, но патриарх до времени был оставлен на своём месте, так как можно было опасаться мятежа в народе.

В 814 году император созвал собор почти из единомышленных с ним епископов, которые призвали на собор патриарха; но Никифор велел им сказать, что они не имеют права быть судьями в его области. Тогда епископы объявили его лишённым сана, а император послал его в заточение сначала в монастырь Доброго (Благого – Христа); этот монастырь был основан самим патриархом; потом переведён был св. Никифор в другой монастырь – св. великомученика Феодора, им же основанный на острове Проконисе близ Царьграда, где он и скончался 8-го июня, 818-го года. Мощи св. Никифора были перенесены в Царьград в 846-м году.

Св. патриарх Никифор оставил после себя много замечательных сочинений. В сочинениях его «Апология» и четыре антирретика за православие «обнаружены, – как говорит Бандурий, приготовлявший эти сочинения к изданию, – все нечестивые мысли иконоборцев, все замыслы их тайные, которые и преследуются здесь критикой самой внимательной; в этом отношении до сих пор не написано ничего подобного. О втором Никейском соборе предлагаются такие сведения, каких нет ни в одном собрании соборных деяний, и которые предлагает современник. Очень много приведено мест из отцов и учителей Церкви, мест до того времени неизвестных; притом свидетельства приведены не без разбора, напротив, патриарх рассматривает подлинность сочинений со вниманием и приводит её в ясность.

«Предание, – говорит св. патриарх, которое святая Божия Кафолическая и Апостольская Церковь и все христиане сохраняли издревле и сохраняют, они (иконоборцы) отвергли и ниспровергли. А всем явно, что древнее предание Церкви весьма важно, очевиднее и сильнее всякого доказательства. Так учат святые отцы наши, следуя Апостольским изречениям. Ибо великий Апостол повелевает сохранять предания, которые, как говорит, приняли вы на письме и без письма, и если кто благовествует вам противное сему, анафема да будет».

Примечания
1* «Уч. об Отц. Церкви» архиеп. Фил. Черниг. Ч. III, стр. 213–214.