Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Память о пр. Тихоне Медынском

 Память о пр. Тихоне Медынском

В ркп. святцах читаем: «преп. Тихон, начальник монастыря, иже на р. Оке, преставился в л. 7000». Здесь же показан «ученик св. Тихона преп. Никифор». По старинной службе преподобному и по местному преданию, пр. Тихон в молодых летах принял пострижение в Москве и по любви к уединению удалился в глухой лес малого Ярославца, бывшего во владении кн. Ярослава Владимировича († 1426 г.), сына кн. Владимира Андреевича Храброго. Здесь, на берегу речки Вопрейки, притока р. Оки, жилищем пустынника служило дупло исполинского дуба, остатки коего сохраняются поныне; пищей была трава («были саморосленные»), а питьём – вода колодезя, выкопанного им. Когда узнали о рабе Божием, то стали приходить к нему одни для духовного совета, другие для пребывания с ним подвижнического. Тяжела была жизнь при лишениях разного рода. Но надобно было, чтобы скорби отягчались ещё особенной бедой; только терпение на этот раз награждено было осязаемой тихостью неба. Князь, владелец лесов Вопрейских, охотился за дикими зверями. Нечаянно или же, что вероятнее, по указанию людей худых напал князь на уединённое пребывание пустынника. «Как ты смел без моей воли поселиться здесь?» сказал с гневом владелец и замахнулся ударить пустынника плетью. Пустынник не трогался, а рука гневного онемела. Князь пришёл в себя и не только позволил пустыннику оставаться на его месте, но обещал помогать ему при устроении обители. Ученики пристали с просьбой к наставнику приступить к устроению обители. Невдали от своего дуба преподобный построил храм Успения Богоматери. По просьбам же учеников преподобный принял на себя сан игумена и был усердным наставником в духовной жизни для поручения себя его руководству. «Управляя ими со смирением, имел кроткий обычай и стяжал незлобивое сердце. Последуя Пастырю Христу питал алчущих и жаждущих, принимал странных, «защищал обижаемых» (икос)

Перед смертью принял он схиму и мирно почил не позже 1460 г.

Во вкладной книге обители записано: «дано в день Пречистые Богородицы честного Ея Успения преподобного отца игумена Тихона великого государя жалованье, царя и вел. кн. Иоанна Васильевича, Евангелие напрестольное». Итак ясно, что уже при царе Грозном (1533–1584 г.) преп. Тихон считался в числе угодников Божиих.

Память его чтится 15 июня значительным стечением народа из окрестностей. Мощи его почивают под спудом в Преображенской обители.

Из многих чудес его нового времени выставляем два замечательные для нашего времени.

Села Бородицка Масальского уезда поселянка вдова Александра Григорьевна Жалкова 72 лет страдала расслаблением тела. В первые 6 лет лечили её разные сельские лекарки, – но от того стало ей ещё хуже. Затем она уже лежала в бесчувствии и узнавала только немногих. «В одно время», так говорила уже исцелённая Александра, «именно 15 июня 1842 г., в полдень, лёжа в избушке, увидела я идущего ко мне старца. Одеяние на нём было чёрное, длинное, на голове полукруглая шапочка, с вышитыми зелёными крестиками (схимник, куколь), росту небольшого, худощавый, с бородой седой и не длинной. Подойдя к постели, старец, взяв за руку, сказал: «что ты лежишь, Александра?» – «Батюшка», отвечала я, «знать прогневила я Бога, все уже отступились от меня». «Нет, сказал старец, – не гневи Бога, вот тебя посещает Алексей Назарович (купец Лядов). Молись Богу! За простоту твою пришёл я полечить тебя. Хочешь ли?» «Желаю, батюшка, но уже не чается, чтобы была здорова, отвечала я». Старец сказал: «вот окроплю тебя водою из моего колодца, и ты будешь здорова». Затем достал из кармана стеклянный кувшинчик, покропил меня веничком, потом дал напиться и сказал: «вот тебе и здоровье». В ту же минуту почувствовала я облегченье – встала и с радостью спросила: «кто ты такой, дядюшка? я буду помнить тебя». Он сказал: «я Тихон из пустыни, живу от Калуги в 19 вер. А ты будешь здорова и станешь питаться своими трудами». И вышел из избы. Вслед затем вошел А. Н. Лядов и, увидав меня здоровой, спросил с удивлением: «ты ли это Александра, кто тебя вылечил?» – «Меня вылечил дядюшка Тихон», отвечала я и рассказала всё, что со мной было. А. Н. сказал: «являвшийся к тебе старец не дядюшка Тихон, а преп. Тихон, чудотворец Тихоновой пустыни, где его мощи».

Другое событие: в недавнее время крестьянин Тихоновой слободы Николай Самбуров имел видение, будто пришёл он в церковь Тихоновой пустыни, из алтаря вышел седовласый старец схимник и среди храма начал громко читать «помянник». Крестьянин подошёл и спросил старца: «а мои записаны тут?» – «Да, записаны», отвечал он и прочёл поминовение. Не слыша между именами родных имени сестры, крестьянин спросил: «а сестры нет в помяннике?» «Она была записана, но исключена», отвечал он. Крестьянин понял потом, отчего исключена сестра, и, рассказывая о видении, говорил: «бедная сестра незадолго до смерти совратилась в раскол и в расколе умерла».

Примечания
1* Калуж. епарх. ведом. 1864 г. № 1. Исследов. о древней области Вятичей – в Чтен. Общ. Ист. 1862 г., кн. 2. 46–48. В святцах показание времени кончины преподобного неопределённое: «преставися в л. 7000». Поскольку же преподобный поселился в лесу ещё при кн. Ярославе († 1427 г.) и был современником пр. Пафнутия († 1471 г.), то он почил не позже 1460 года. Рукописная служба пр. Тихону в Тихоновой пустыни. Там же книга в 1666 г. списанная с прежней. Чтен. Обиц. Ист. 1865 г. IV, 78.
2* Калуж. епарх. ведом. 1864 г. II. 2.