Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление св. Михаила, митрополита Киевского

 Преставление св. Михаила, митрополита Киевского

В великой церкви Киевской лавры с 1730 г. открыто почивают мощи св. Михаила, митрополита Киевского, перенесённые сюда из Антониевой пещеры. Кальнофойский в своём описании Антониевой пещеры (1638 г.) говорил: «здесь лежит святой митрополит Михаил, тот, который послан был Цереградским патриархом с крестившимся Владимиром Святославичем для крещения Руси и крестил её».

Что говорят нам древние памятники о великом святителе Михаиле?

К сожалению, пр. Нестор в своей летописи ни слова не сказал о первом митрополите Михаиле, как не сказал он и о двух преемниках его. Тем не менее не остаёмся мы без известий древних о первом митрополите Киевском. Современный св. Владимиру западный писатель говорит, что при Владимире «Греческий епископ пришёл в Россию и обратил к христианству самую средину страны». Длугош, повторявший Несторову историю св. Владимира, относительно епископа, действовавшего при крещении Киевлян, повторяет известие западного современника Владимирова, но точнее определяет это известие по указаниям Нестора. Он пишет, что вместе с священниками, крестившими народ в Днепре, действовал епископ «Корсунский» или прибывший из Корсуня. Ничего нет удивительного, если западные писатели называют блаженного Михаила епископом: и Нестор включает митрополита в число епископов. Для нас важно то, что при крещении России Владимиром, по верным памятникам, действовал святитель, хотя Нестор и не упоминает о нём. В летописи Иоакима читаем следующее: «Владимир послал в Царьград к царю и патриарху просить митрополита; весьма обрадованные тем, они прислали митрополита Михаила, человека учёного и благочестивого, родом Болгарина, и с ним четырёх епископов, многих иереев, диаконов и демественников из Славян». – По грамоте св. князя Всеволода и по памятникам XII в. блаж. Михаил, первый митрополит Киева, действовал с Апостольскою ревностью при введении св. веры в Россию. – В Киеве всего естественнее было сохраниться памяти о первом митрополите Киева. И этот отзыв сохранился из времён до-татарских. М. Сильвестр, показывая в Антониевой пещере мощи первого митрополита Михаила, указывает на надпись пещерную древнюю: «надпись, говорит, висит издавна», и конечно с того времени, как положены мощи св. Михаила в Антониевой пещере. По надписи, вот какое известие сообщает он о св. Михаиле: «когда крестился Русский государь Владимир Святославич, то взял от патриарха первого митрополита Михаила; он, прибыв в Киев, освятил святым крещением Русский народ и научил правой вере; за такие подвиги и жизнь благочестивую он поныне лежит нетленным в пещере св. Антония, как свидетельствует таблица, издавна висящая над ним». По степенной книге и Никоновой летописи, блаж. Михаил, выпрошенный Владимиром у патриарха ещё в Корсуни, не только усердно действовал в Киеве для св. веры, но сам отправлялся в 990 г. в Новгород, а с 991 г. в Ростов для проповедания св. Евангелия. – По тому и другому памятнику, он был «учительный, очень образованный, великий по жизни, весьма милостивый и кроткий, а где нужно, и строгий; после того, как много перенёс он трудов для Господа, истреблял идолов, многих неверных обратил к христианской вере, мирно он почил в 992 г. Благов. Владимир любил его и, когда умер он, сильно скорбел» о скорой потере его для новой церкви, «так что едва могли утешить его». По рукоп. святцам, он преставился 15 июня 992 г..

Вот всё известное о жизни св. Михаила.

Примечания
1* Надпись на раке святителя в опис. Киев. лавры, стр. 299. 300. М. Евгений и в опис. лавры (стр. 79), и в опис. Софийского собора (стр. 64) говорит, что по этой же надписи св. Михаил погребён был в Десятинной церкви и в Антониеву пещеру перенесён при игум. Феоктисте в 1103 г. В надписи нет этих известий: откуда взяты они, неизвестно. Но в том нельзя сомневаться, что в Антониевой пещере мощи св. Михаила положены гораздо после 991 г., так как в этом году ещё не было Антониевой пещеры.
2* Teraturgima р. 15.
3* Писали неосторожно: «мы знаем по летописи Несторовой, что святитель Михаил был родом из Сирии и во время крещения Владимирова прислан был к нему (к кому? к крещению?) в Херсонь»;
4* Монах Адемар у Нарушевича, hist. norodu Polskiego.
5* Populus Ruthenorum – in flumine Dniepr ab episcopo Corsunensi et presbyteris ex Graecia adductis baptisatur. hist. Polon. I, 113. Слова Длугоша повторяют Меховита (per episcopum Korshcimiensem, p. 26 chron. Polon) и Стрыковский (od. biscupa Korsunskiego... p. 132 Kronika Polska).
6* Под 1090 г. говорит он, что Переяславская церковь освящена «Ефремом митрополитом», а в следующем году «собрашася епископи Ефрем Переяславский» и проч. Собр. л. I, 89. 90.
7* Татищева ист. I, 38.
8* Переяслав. лет., стр. 34 Супральск. л., стр. 10. Кормчая 1286 г. В муз. Румянц. 310. 312. 313, Грамота Всеволода в Прав. Собесед. 1861 г. III, 212, у преосв. Макария в ист. 2, 359.
9* Patericon р. 169. 170. О важности пещерных надписей ся. 28 авг.
10* Никон. л. I, 92–94. 103. 104. Степ. кн. I, 134–136. 143–146. 150. Здесь только одно известие о св. Михаиле, что будто он родом из Сирии, не может быть принято критикой, так как оно невероятно само по себе, тогда как известие Иоакимовой летописи – самое естественное.
11* Ркп. святцы: «святый первый митрополит Михаил, иже крестил Русскую землю, преставися в л. 6500 м. июня в 15 д. и положен бысть в пещере». И по описанию лавры, стр. 300, прим. 271, до 1730 г. память св. Михаила праздновали 15 июня, а после того положена память 30 сент.