Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление благоверного князя Мстислава

 Преставление благоверного князя Мстислава

Благоверный князь Мстислав, в крещении Георгий, внук блаж. великого князя Мстислава и сын блаж. князя Ростислава, в 1166 г. участвовал в победе южных князей над Половцами, потом принимал участие в войнах князя Андрея Юрьевича с Киевом и Новгородом. – Самый блистательный подвиг мужества его относился к 1173 г. Андрей Юрьевич, великий князь Владимирский, объявил Ростиславичам, что им нет места в южной России, – она его – собственность. Мстислав велел остричь послу голову и бороду и отправил его сказать Андрею: «доселе мы уважали тебя, как отца; но, когда ты говоришь с нами, как с слугами и людьми простыми, идём на суд Божий». – Андрей послал 50,000 северного войска; к этому грозному ополчению поневоле присоединились полки некоторых южных князей. У Мстислава была только своя дружина и дружина брата Давида. «Братья! ударим с помощью Господа и св. мучеников Бориса и Глеба», сказал Мстислав своим и понёсся с ними против неприятелей. Этот первый бой, исключивший множество людей из рядов неприятельских, дал знать неприятелю, что не так легко уничтожить Мстислава, как полагал Андрей. Девять недель стояли северные войска вокруг Вышгорода, где заключился Мстислав. Одни из союзных князей опасались могущества Андреева, другие – коварства Святослава Черниговского, и потому тайно желали счастья Ростиславичам; а храбрый Мстислав почти каждый день делал отважные вылазки против войска Андреева. Когда прибыл Луцкий князь Ярослав с Волынскими войсками и соединился с Мстиславом, страх напал на осаждающих. Они бросились бежать, кто куда мог. Мстислав смотрел со стороны и не верил глазам своим. Наконец, подняв руки к небу, прославил он защитников Вышгорода, св. князей Бориса и Глеба. Потом, вскочив на коня, бросился с дружиной за беглецами, топил, рубил, хватал их. Неприятельский стан, обозы, множество пленных стали добычей Мстислава. С того времени не было другого имени Мстиславу, кроме Храброго.

Мстислав не гордился в счастии. – Он примирился с князем Андреем и выпросил Киев для брата Романа. – Роман, отправляясь в Киев, оставил в Смоленске сына своего. Смоляне возмутились против молодого князя и предложили Мстиславу Смоленск. Мстислав принял (1175 г.) предложение. Между тем Святослав Черниговский выгнал Романа из Киева. – Мстислав возвратил Смоленск брату. «Береги его, сказал он Роману; я брал только для того, чтобы сохранить тебе». Он не хотел более вступаться в кровавые ссоры князей и для себя доволен был малым. Всеволод Владимирский велел вырезать глаза у князя Мстислава и Ярополка и засадил в тюрьму Рязанского князя Глеба, тестя Мстиславова. Мстислав просил Святослава вступиться за несчастного пленника, а прочее предал воле Божией. Несчастные слепцы, высланные с севера, усердно молились на Смядыне в храме св. князей Бориса и Глеба и внезапно прозрели. Это было великой радостью для благочестивого героя. – Новгородцы пригласили к себе исцелённых князей. Но Мстислав скоро умер. Новгородцы, опасаясь жестокого властолюбия Всеволода, звали к себе Мстислава Храброго. «Не пойду от братьев и из своей отчины», отвечал князь, дороживший тем, что дал ему Бог. «А мы разве – не твоя отчина?» сказали послы. На усердную просьбу Мстислав (1179) согласился. В Новгороде приняли его с восторгом. – Дав клятву оберегать Новгородцев, он тогда же вышел против хищных Эстонцев, которые перед тем осаждали Псков и не переставали грабить пограничные места. Мстислав прошёл с опустошением страну их до моря, взяв множество пленных и скота. На обратном пути (1180 г.) наказал он и Псков за мятеж. Он готовился к новым предприятиям против Всеволода. – Но неожиданно заболел, велел нести себя в церковь, причастился Св. Таин и в тот же день скончался. Это было 14 июня 1180 г.

Новгородцы горько оплакали смерть редкого князя. «Хорошо было бы нам, говорили они, умереть вместе с тобой. – Ты защитил свободу нашу от язычников, как дед твой Мстислав». А летописец прибавляет: «он был роста среднего, лицом красавец, а душа его была ещё лучше. Щедро расточал он милостыню и помогал обителям. Был храбр и мужествен; он рвался умереть за землю Русскую. Когда приходилось освобождать пленных у язычников, он говорил: «братья! если умрём за христиан, очистимся от грехов, – Бог причтёт нас к мученикам; и если не умрём теперь, умрём же когда-нибудь. Он не собирал ни золота, ни серебра, но раздавал то дружине своей, то церквам за свою душу».

Мощи благоверного князя покоятся в приделе Рождества Богородицы и память его чтится местно.

Спрашивал его (Иоанна Предтечу) народ: «что нам делать?» Он сказал им в ответ: – у кого две одежды, тот дай неимущему и у кого есть пища, делай тоже. – И мытари сказали ему: «что нам делать?» Он отвечал им: не берите больше надлежащего. Спрашивали его и воины: «а нам что делать?» И сказал им: никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем (Лк. 3:10–14). Благоверный князь жил по этим урокам и жизнью своей велит нам жить так же, в славу Божию.

Примечания
1* Летописи у Погодина в исслед. VI, 231.
2* Собр. л. II, 107–110. I, 155. 156. Погодина исслед. VI, 252.
3* Сбор. л. IV, 129–131. III, 18. IV, 15. 16. Погодина исслед. IV, 107. 114. 116. IV, 232, 233.
4* Сведен. о монаст. и церк. 410. М. 1852. Опис. святыни Новгор., стр. 7. СПб. 1850. Опис. Новг. Соф. соб., стр. 102. 103. Отенские святцы 1719 г.: «положен бысть в соборной церкви св. Софии в приделе Рождества Богородицы во гробе аспидном; мощи на верху земли, службы нет». По описанию 1634 г.: «мощи его нетленны, а рука ему правая выспрь». Чтен. общ. ист. 1862 г., кн. 4.