Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление преп. Андроника Московского

 Преставление преп. Андроника Московского

Блаж. Андроник, уроженец Ростова, рос и укрепился духовной жизни под, надзором великого аввы, пр. Сергия Радонежского. Он был любимым учеником святого: это одно показывает, что он был в числе искренних ревнителей духовной жизни. О том же говорит и выбор святителя Алексия, павший на Андроника, при избрании настоятеля новой обители. Святитель, быв в лавре, сказал Сергию: «возлюбленный, хочу просить одного благодеяния у твоей духовной любви ко мне». – «Ничто не возбранено в моей обители для твоей святыни», отвечал Сергий. «Хочу, сказал Алексий, чтобы ты дал мне одного из твоих учеников, – я намерен с помощью Божией построить монастырь в исполнение обета моего. Когда плыл я из Царяграда, поднялась великая буря на море, так что корабль сокрушался от волн, и мы все отчаялись в жизни. Тогда дал я обет соорудить храм в честь того празднества, в какое счастливо достигнем пристани. Море улеглось, и мы вошли в пристань 16 августа. Потому положил я устроить обитель в честь нерукотворенной иконы Спасителя; приспело время исполнить обещание». «Доброе дело», сказал преп. Сергий: «да даст тебе Господь выполнить его! А всё, чего потребуешь от сына твоего, готово перед тобой». Тогда святитель попросил у него в настоятели обители ученика его Андроника, и преп. Сергий с любовью отдал его. Взяв с собой Андроника, святитель поручил ему построение обители и храма. Место избрано на речке Яузе, то самое, на котором кн. Всеволод Юрьевич встретил полчище Батыя кровопролитным боем. Преп. Сергий приходил молиться на избранном месте за новую обитель. Храм и обитель Всемилостивого Спаса устроены, и пр. Андроник поставлен был в игумена обители. Это было в 1361 г..

Препод. Андроник при строгом постничестве отличался кротостью и глубоким смирением, и эти качества привлекали к нему многих; многие приходили в обитель его поучаться закону Божию и принимали здесь иночество. Ещё цел колодезь, в 100 саженях от обители, выкопанный трудами Андроника. – По благословению святителя Алексия в обители устроено было общежитие. Препод. Сергий по временам посещал ученика своего и своим посещением одушевлял его любовью твёрдой к подвигам. Однажды, говорит предание, великий подвижник приходил поклониться образу Спаса, перед отправлением в дальний путь, и при прощании долго беседовал с Андроником. – На месте прощания их поставили потом часовню. Это – на пути во Владимир. А такое направление пути показывает, что это духовное беседование было тогда, как Сергий (1365 г.) отправлялся в Нижний-Новгород для умирения князя Бориса. Точно так позже того святитель Алексий и вел. кн. Димитрий останавливались в обители Андроника молиться перед иконой Спасителя, когда святитель (1381 г.) провожал вел. князя до Оки, на пути его к хану.

Духовная жизнь цвела в Андрониковой обители под надзором бдительного настоятеля; ученик Сергия пас стадо своё Богоугодно. «Святой Андроник», пишет преп. Иосиф Волоколамский, «сиял великими добродетелями. С ним жили ученики его Сава и Александр, чудные, знаменитые иконописцы, Даниил и ученик его Андрей и многие другие таковые же. Иконописцы отличались таким подвижничеством, такой ревностью к посту и иноческой жизни, что удостоились Божественной благодати; они столько возвысились в святой любви, что никогда не занимались земным; ум и мысли их обращены были к невещественному, Божественному свету, а чувственное око их с любовью смотрело на написанные вещественными красками лики Владыки Христа, Пречистой Богоматери и всех святых. – В самый праздник светлого Воскресения Христова, сидя на скамейках и имея перед собой честные иконы, смотрели они на них неуклонно и исполнялись святой радостью и светом. Так поступали они и в другое время, когда не занимались писанием икон. – Потому Владыка Христос прославил их в последний час смерти. Сперва преставился Андрей, потом заболел и спостник его Даниил и, будучи при последнем издыхании, видел своего спостника Андрея в великой славе, с радостью приглашающего его в вечное и бесконечное блаженство». – Блаж. Андрей Рублёв в 1405 г. расписывал стены придворного Благовещенского храма и писал иконы его; в 1408 г. он и Даниил украшали соборный храм во Владимире. – Затем украсили они стенописью Спасский храм в Андрониковой обители. Последние же труды их посвящены были, по просьбе преп. Никона, памяти преп. Сергия. «Преподобный, говорит летопись, поспешно собирает живописцев, мужей отличных, совершенных в добродетели, Даниила, спостника его Андрея и их помощников (поспешно совершает он дело, потому что предвидел духом скорое преставление тех живописцев, как это и было по окончании дела); при помощи Божией они усердно принялись за дело и весьма украсили разными чудными изображениями, изумляя поныне всех этим конечным трудом своим. Преподобные, оставив память о себе, спустя немного времени, в доброй старости прияли благий конец. – По этому известью, преп. Андрей и Даниил преставились не позже 1424 г.. Наставник их преп. Андроник почил прежде их. В 1403 г. инок Анфим списывал сборник Святославов «в монастыре Андроникове и при игуменстве Саввине. По этим словам, при уважении пр. Андроника к пр. Сергию, надобно признать за несомненное, что Андроник, достигши глубокой старости, передал управление обителью ученику своему Савве, а сам, по примеру наставника своего, готовился к переходу в другую жизнь в глубоком безмолвии, и кончина его последовала июня 13 не позже 1404 г.. Мощи преп. Андроника и его ученика преп. Саввы покоятся в храме Спасителя, под спудом.

Примечания
1* Никон. л. 4, 59. 60. 231. 232. Степ. кн. 1, 450. Русск. времен. 1, 276. 277.
2* Никон. л. IV, 231. 232.
3* Житие свят. Алексия в анфологионе (Львов. п. 1694 г.): «монастырь устрой (св. Спаса) и в нем составы общее житие».
4* Иванчина-Писарева Спасо-Андроников монастырь, стр. 13.14. 46. 67. 71. М. 1842 г.
5* Русск. Времен. 1, 277.
6* Духовная грамота пр. Иосифа, гл. 10.
7* Никон. л. V, 14. III, 257. Летопись (Карамз. V, пр. 254) говорит, что в пожар 1547 г. в Благовещенском соборе «Деисус Андреева письма Рублева сгоре».
8* Собр. л. VI, 138. В Клинцовском подлиннике сказано, что пр. Андрей, пребывая в послушании у пр. Никона, в его присутствии написал лик Св. Троицы, в похвалу св. отцу Сергию. – Это тот самый образ, который ныне стоит в иконостасе на правой стороне царских врат (Древн. гос. Росс. 1, 23–25. Ровинского история иконописания, стр. 29. СПб. 1857 г.).
9* По ркп. святцам, «пр. отцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, спостник его, иконописцы славний, преставися в л. 6938 (1430) и положены быша в Андроникове монастыре». Год кончины показан неверно, несогласно с житием Никона. – В сказании о иконописцах сказано, что они скончались при игум. Александре, ученике Андроника. Буслаева Словесн. 2, 380.
10* Описание Синд. рукописей 2, 408.
11* В ркп. уставе 1608 г. (Румянцева № 449) под 13 июня сказано: «на сий день Андроникова память». – По ркп. святцам, пр. Андроник преставился «в л. 6982 (1474) мес. июня в 13 д.». Вслед за святцами тот же год кончины показывали в Ист. иер. VI, 192. 197, в Словаре святых и у Писарева в Опис. монастыря. Но такое показание очевидно неверное. В 1361 г. Андронику не могло быть меньше 30 лет: он был уже иеромонахом. Потому в 1474 г. ему было бы не меньше 143 лет, а такая старость выходит из круга вероятия. В начальной записи конечно сказано было: «преставися в л. 6812 (1404) м. июня в 13 д.». Такое показание, вероятное по обстоятельствам жизни Андроника, оправдывается памятниками. В 1410 г. свидетелями завещания кн. Владимира Андреевича были Никон, игумен Троицкий, и Савва, игумен Спасский (Полевого ист. V, 274). В клятвенной записи кн. Даниила Холмского 1474 г. видим Андрониковского игумена Иоанна; а прежде того после Андроника и Саввы были игуменами Александр, Ефрем, Исаак.
12* Иванчина-Писарева, стр. 20. 21. Сведен. о мон. 226. 247. По одному числу Святцев, «пр. Савва игумен Спасский, ученик Андроника, игумена того же мон., преставися в л. 6900 (1392) и положен обще с Андроником в том же Андрониевом мон.». Служба есть.