† Преставление преп. Андроника Московского
Блаж. Андроник, уроженец Ростова, рос и укрепился духовной жизни под, надзором великого аввы, пр. Сергия Радонежского. Он был любимым учеником святого: это одно показывает, что он был в числе искренних ревнителей духовной жизни. О том же говорит и выбор святителя Алексия, павший на Андроника, при избрании настоятеля новой обители. Святитель, быв в лавре, сказал Сергию: «возлюбленный, хочу просить одного благодеяния у твоей духовной любви ко мне». – «Ничто не возбранено в моей обители для твоей святыни», отвечал Сергий. «Хочу, сказал Алексий, чтобы ты дал мне одного из твоих учеников, – я намерен с помощью Божией построить монастырь в исполнение обета моего. Когда плыл я из Царяграда, поднялась великая буря на море, так что корабль сокрушался от волн, и мы все отчаялись в жизни. Тогда дал я обет соорудить храм в честь того празднества, в какое счастливо достигнем пристани. Море улеглось, и мы вошли в пристань 16 августа. Потому положил я устроить обитель в честь нерукотворенной иконы Спасителя; приспело время исполнить обещание». «Доброе дело», сказал преп. Сергий: «да даст тебе Господь выполнить его! А всё, чего потребуешь от сына твоего, готово перед тобой». Тогда святитель попросил у него в настоятели обители ученика его Андроника, и преп. Сергий с любовью отдал его. Взяв с собой Андроника, святитель поручил ему построение обители и храма. Место избрано на речке Яузе, то самое, на котором кн. Всеволод Юрьевич встретил полчище Батыя кровопролитным боем. Преп. Сергий приходил молиться на избранном месте за новую обитель. Храм и обитель Всемилостивого Спаса устроены, и пр. Андроник поставлен был в игумена обители. Это было в 1361 г..
Препод. Андроник при строгом постничестве отличался кротостью и глубоким смирением, и эти качества привлекали к нему многих; многие приходили в обитель его поучаться закону Божию и принимали здесь иночество. Ещё цел колодезь, в 100 саженях от обители, выкопанный трудами Андроника. – По благословению святителя Алексия в обители устроено было общежитие. Препод. Сергий по временам посещал ученика своего и своим посещением одушевлял его любовью твёрдой к подвигам. Однажды, говорит предание, великий подвижник приходил поклониться образу Спаса, перед отправлением в дальний путь, и при прощании долго беседовал с Андроником. – На месте прощания их поставили потом часовню. Это – на пути во Владимир. А такое направление пути показывает, что это духовное беседование было тогда, как Сергий (1365 г.) отправлялся в Нижний-Новгород для умирения князя Бориса. Точно так позже того святитель Алексий и вел. кн. Димитрий останавливались в обители Андроника молиться перед иконой Спасителя, когда святитель (1381 г.) провожал вел. князя до Оки, на пути его к хану.
Духовная жизнь цвела в Андрониковой обители под надзором бдительного настоятеля; ученик Сергия пас стадо своё Богоугодно. «Святой Андроник», пишет преп. Иосиф Волоколамский, «сиял великими добродетелями. С ним жили ученики его Сава и Александр, чудные, знаменитые иконописцы, Даниил и ученик его Андрей и многие другие таковые же. Иконописцы отличались таким подвижничеством, такой ревностью к посту и иноческой жизни, что удостоились Божественной благодати; они столько возвысились в святой любви, что никогда не занимались земным; ум и мысли их обращены были к невещественному, Божественному свету, а чувственное око их с любовью смотрело на написанные вещественными красками лики Владыки Христа, Пречистой Богоматери и всех святых. – В самый праздник светлого Воскресения Христова, сидя на скамейках и имея перед собой честные иконы, смотрели они на них неуклонно и исполнялись святой радостью и светом. Так поступали они и в другое время, когда не занимались писанием икон. – Потому Владыка Христос прославил их в последний час смерти. Сперва преставился Андрей, потом заболел и спостник его Даниил и, будучи при последнем издыхании, видел своего спостника Андрея в великой славе, с радостью приглашающего его в вечное и бесконечное блаженство». – Блаж. Андрей Рублёв в 1405 г. расписывал стены придворного Благовещенского храма и писал иконы его; в 1408 г. он и Даниил украшали соборный храм во Владимире. – Затем украсили они стенописью Спасский храм в Андрониковой обители. Последние же труды их посвящены были, по просьбе преп. Никона, памяти преп. Сергия. «Преподобный, говорит летопись, поспешно собирает живописцев, мужей отличных, совершенных в добродетели, Даниила, спостника его Андрея и их помощников (поспешно совершает он дело, потому что предвидел духом скорое преставление тех живописцев, как это и было по окончании дела); при помощи Божией они усердно принялись за дело и весьма украсили разными чудными изображениями, изумляя поныне всех этим конечным трудом своим. Преподобные, оставив память о себе, спустя немного времени, в доброй старости прияли благий конец. – По этому известью, преп. Андрей и Даниил преставились не позже 1424 г.. Наставник их преп. Андроник почил прежде их. В 1403 г. инок Анфим списывал сборник Святославов «в монастыре Андроникове и при игуменстве Саввине. По этим словам, при уважении пр. Андроника к пр. Сергию, надобно признать за несомненное, что Андроник, достигши глубокой старости, передал управление обителью ученику своему Савве, а сам, по примеру наставника своего, готовился к переходу в другую жизнь в глубоком безмолвии, и кончина его последовала июня 13 не позже 1404 г.. Мощи преп. Андроника и его ученика преп. Саввы покоятся в храме Спасителя, под спудом.