Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление преподобного Арсения Коневского

 Преставление преподобного Арсения Коневского

В 1373 г. в Новгородской Лисичьей обители, что близ Хутыня, облечён в монашество молодой человек с именем Арсения. Откуда и чей он сын, неизвестно; но потому, что уже умел он ковать медные изделия, видно, что воспитан он добрыми родителями. В Лисичьей обители терпеливо проходил он разные послушания и прожил 11 лет. Затем отправился в Афонскую гору и здесь в одном из монастырей подвизался три года. Он безвозмездно готовил для старцев Святогорских разную медную посуду и тем приобрёл любовь их. Возвращаясь в Россию, получил он от игумена Иоанна икону Божией Матери и устав общежития, с заповедью основать обитель на дальнем севере.

Посетив Лисичий монастырь и получив благословение игумена своего, отправился он странствовать по холодному северу. Он жил на Валааме, потом поплыл к устью реки Городецкой (по-Фински Воксы); здесь за бурей остаётся он долгое время и молится со слезами, да укажет Сам Господь место для желаемой обители. Буря утихает; странник садится на чёлн; но едва началось плавание, как снова поднялась буря и приносит странника к острову Коневцу. Преподобный поставил крест и остался здесь для подвигов. Это было в 1393 г..

Выстроив часовню на высоте острова, Арсений вёл скитскую жизнь. Трудна, тяжела была жизнь его на холодном и диком острове, но он терпел и подвизался в молитве. – Напрасно убеждал его инок Лаврентий возвратиться на Валаам по зову игумена Силы. Он решился с помощью Божией превратить остров служения лжи в обитель святости и истины. До его поселения на Коневце береговые жители пользовались островом для конского пастбища. Они верили, что скот их остаётся здесь целым и невредимым от того, что его берегут духи, живущие под огромным камнем, и в знак благоговейной признательности оставляли у камня каждую осень одного коня. Конь погибал от голода в какой-нибудь трущобе, а они верили, что благосклонно принят он в жертву духами. От того огромный камень называли Конь-каменем, а остров Коневым или Коневцем. Преподобный Арсений, узнав о таком языческом суеверии народа от рыбака Филиппа, ещё в начале поселения своего на острове, приступил к камню с молитвой, окропил его святой водой, и духи – наставники лжи – отлетели в виде воронов на Выборгский берег в большую губу, которая поныне называется: Чёртова лахта. Это предание не в противоречии с несомненно известными событиями. ещё в 1227 г. Корелы здешних краёв были крещены и с того времени конечно переняли у Русских Русский язык, но не все расставались с поверьями язычества. Даже и в 1554 г. архиепископ Макарий писал, что в Водской пятине во всей Корельской земле до Коневых вод и за Ладожское озеро остаются в силе идолопоклоннические суеверия, благоговейное почтение камней, холмов, озёр. Преподобный Арсений пять лет подвизался в скиту своём, показывая собой суеверам, что их духи, благотворители и каратели, не смеют коснуться до него. В 1398 г. преобразил он скит свой «на Коневском острове» в обитель общежития и построил храм в честь Рождества Богоматери, – изображённого на той иконе, которую принёс он с собой из Афона. Это было совершено по благословению Новгородского архиепископа Иоанна.

При архиепископе Симеоне преподобный Арсений снова отправился в Афонскую гору – испросить молитв и благословения для новой обители своей. Без него братия терпели во всём недостаток, готовы были оставить основавшуюся обитель; но старец Иоаким, прибывший на остров ещё в начале поселения на нём Арсения, крепко молился за них на высоте острова. «Скажи сетующим братиям, что Арсений скоро доставит им всякое продовольствие», сказала старцу во сне Богоматерь. И точно: скоро за тем преподобный Арсений возвратился и привёз с собой богатые запасы всего нужного, на двух судах. Эта высота с тех пор называется святой. В 1421 году необыкновенный разлив Ладожского озера, смывший некоторые постройки бедной обители, заставил преподобного Арсения поставить обитель на нынешнем её месте, где мало по малу сооружён им каменный храм с деревянными кельями и оградой. Архиепископ Евфимий, поступивший на кафедру с Лисичьей горы, много содействовал преподобному в устроении новой обители. Коневец стал тогда известным для многих в Новгороде. Благочестивые Новгородцы стали посещать уединившуюся на острове обитель и доставляли ей свои пособия. Боярин Михаил Кобылка одарил обитель богатой милостыней. Арсений, следуя правилу странноприимства, с радушием угощал посетителей в своей келье. Но прозорливый Симон сказал Арсению: бесы радуются, когда игумен угощает у себя мирян. С того времени преподобный угощал посетителей не иначе, как в братской трапезе. – Святитель Евфимий также посещал Арсения на Коневце и в знак духовной дружбы подарил свой клобук. – Залив, где встречали и провожали владыку, назван Владычной лахтой. Это залив, давно занесённый песком и камнями, ныне уже порос травой, но сохраняет своё историческое название. По летописи святитель посещал Заволочье в 1446 г..

Созревший в духовной жизни основатель обители и просветитель чудесной страны скончался на руках любящей братии 12 июня 1447 г.. Тело его положено было в паперти храма, где скоро построен был придел во имя святого Онуфрия.

Старец Моисей с рыбаками в осеннее время застигнут был бурей на озере; погибавшие обратились с молитвой к Господу, призывая на помощь и блаженного Арсения; явившийся чудный старец осенил их мантией и лодка благополучно пришла к берегу. В другое время Арсений явился во сне слепцу и велел идти ему на поклонение Коневской иконе Богоматери; послушный слепец прозрел у иконы. Коневский инок Леонтий, расслабленный всеми членами, получил исцеление при гробе преподобного. – В 1573 году обитель неожиданно спаслась от Шведов, разорявших Карелию; попавшемуся в плен Афанасию голос сказал: «если хочешь уйти, возьми с собой образ Спасителя, найденный здесь»; когда пленник вместе с другим подобным был уже на море в ладье, оба заснули от утомления и оба увидели преподобного Арсения, который говорил: встаньте, по морю плывёт змий. Пробудившиеся увидели Немецкое судно, шедшее на них, и вовремя принявшись за вёсла, успели скрыться от опасности.

Примечания
1* Слава Богоматери 3. 2, стр. 70. 71. По Новгор. ркп., «6901 (1393) старец Арсений пришел на остров Коневец». Опис. Румянц. мув., стр. 43. Надпись на икове, начертанная 1699 г.: «Божиею милостию – некогда бывшу преп. отцу Арсению на св. горе Афонстей, потрудися тамо неколико время и прият благословение от игум. Иоанна св. горы Афонские и честную сию икону Пречистые Богородицы в лето 6901 и оттуду его благословлением со св. иконою прииде в великий Нов-град преп. Арсений ко архиеп. Иоанну Новгород., благословление от него прият и отъиде на Нево озеро в Коневский остров и вселися ту и с св. иконою, юже прият во святой горе. И созда церковь во имя Рождества Пресв. Богородицы и обитель» пр. Ист. иер. IV, 624.
2* Ист. иер. 4, 626–628. Истор. изображение начала Коневской обители. СПб. 1817 г.
3* Собр. л. I, 191.
4* Собр. л. VI, 73.
5* Собр. л. III, 238. IV, 624. Грамота 1717 г. в ист. иер. IV, 618.
6* Собр. л. III, 109.
7* Собр. л. IV, 125. О св. Евфпмии мар. 11.
8* Ркп. святцы: «пр. Арсений игумен Коневский преставися в л. 6900 (1392) мес. сент. в 9 д.» Сент. 6 день обретения мощей его; 1392 г. – год прибытия его на Коневец. В словаре святых 1836 г. и у пресс. Макария годом кончины показан 1444 г. Это претив летописи. См. пр. 90. По ист. иер. 4, 616. 618, преставился в 1447 г. июня 12 д. В Отенских святцах 1718 г. память июня 12 д., писано в летописце соборном, «бе в лето 6955 при архиепископе Новгородском Евфимие»
9* Истор. изображ. начала Конев. об. СПб. 1817 г., стр. 9–11. В 1610 г. Коневские иноки, по завоевании Карелии Шведами, переселились в Деревяницкий монастырь и возвратились на Коневец в 1718 г., а Ковевская икона Богоматери только в 1798 г. возвращена на Коневец. Ист. иер. IV. 619–626. Макария древн. 2, 91.