Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление преп. Стефана Озерского

 Преставление преп. Стефана Озерского

Отец блаженного Стефана служил при дворе князей Бородатых – отрасли князей Ярославских; в доме благочестивого родителя сын получил приличное воспитание. Начало иночеству полагал он в Глушицкой обители, где провёл несколько лет. Потом странствовал по северным пустыням, жил несколько времени в Тихвине и, увлекаемый любовью к безмолвию, возвратился в родные Вологодские пределы: на восточном берегу Комельского озера, при истоке реки Комелы, в 35 верстах к югу от Вологды, поставил себе келью и потом часовню, а в ней иконы Божией Матери и св. Николая, и стал подвизаться, незнаемый людьми и знаемый единым Богом. – Много вытерпел он нужд и огорчений в своей пустыне: грубый рыболов, опасаясь, что преподобный овладеет ловлей рыбы в озере, то осыпал его жестокой бранью, то возмущал неприличными песнями. – Запас хлеба принесён был Стефаном небольшой – и ему грозил совершенный недостаток пищи. – Спустя более двух лет, нечаянно нашли его два зверолова и разделили с ним дорожный запас свой. От них узнал он тропу, ведшую к Белозерской дороге и деревням: иначе не мог он, и заставляемый крайностью, добраться до жилых мест. После того звероловы стали посещать Стефана, а от них узнали его и другие. Спустя три года одинокого пребывания в пустыне, пришли к Стефану два брата делить труды пустыни, потом явилось ещё несколько с подобными желаниями. Ещё прежде того, в летнюю ночь, жарко молился он в часовне, дабы Матерь Божия благословила место его для обители молитв; тогда в видении извещён он, что обитель должна устроиться в честь св. Николая. Ревнители пустынной жизни просили старца устроить храм молитвы. С одним из них отправился он в Москву испросить благословение у митрополита на построение храма и обители. М. Даниил с любовью принял старца, о котором прежде слышал, поместил его в своей келье и потом представил его великому князю Василию Иоанновичу. Посвящённый в сан священства и игумена Стефан получил от митрополита вместе с грамотой книги, сосуды и одежды для храма, а от великого князя грамоту на угодья. Храм и обитель устроены руками пустынников. – Это было в 1534 г. Так истинные рабы Божии считали нужным совершение бескровной жертвы в пустыне и приобщение Св. Таин. – Не так рассуждали о том они, как толкуют тёмные суеверы. Преп. Кассиян пишет: «мы не должны воздерживаться от приобщения Таин Господних потому, что признаём себя грешными; напротив того чаще и чаще должны прибегать к ним с жаждой для утверждения и очищения духа. – Гораздо справедливее с тем смирением сердца, по которому веруем и ясно сознаём, что достойно прикасаться к Св. Тайнам никогда не можем, – приобщаться их каждый воскресный день, нежели вознёсшись суетным самоубеждением думать, что мы через год бываем достойны приобщения их». – Преподобный Стефан во время уединённого пребывания в пустыне следовал древним пустынникам. – «Вси, иже в пустынях иночествующе, говорит Василий Великий (у Никона Чёрной горы в слове 53), идеже несть священника, причащение своё о себе держаще причащаются». В глубокой старости, накануне своей кончины преподобный Стефан оделся в приготовленное погребальное одеяние и приведённый в церковь приобщился Св. Таин от руки литургисавшего пресвитера, потом возвратился на одр свой и тихо скончался. По подлиннику, «Стефан святой, иже на озере строитель Николы чудотворца, надсед, брада с малою сединою». Он блаженно почил 12 июня 1542 г.

«Сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление; а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную», учит Апостол (Гал. 6:8). – Жизнь духовная, сильно развившаяся в душе, не боится смерти, – она даёт о себе знать делами чудными и за гробом. Вологодский купец Гавриил, знавший преп. Стефана при его жизни и благотворивший обители его, плыл водой по торговым делам своим; поднялась страшная буря и волны грозили поглотить лодку. Гавриил стал призывать помощь угодников Божиих и между ними блаженного Стефана. И внезапно увидел у себя в лодке святолепного старца, который говорил ему: «не бойся, сын смирения, – Господь послал меня избавить тебя от потопления». «Кто ты?» спросил Гавриил, бывший в ужасе и от видения, и от явной смерти. – «Ты много милостыни подавал в обитель св. Николая, что на озере Комедьском, и мне смиренному строителю её Стефану», отвечал явившийся и исчез, а вслед затем утихла буря. В тот же 1542 г., как скончался блаженный Стефан, обитель его разорена была Татарами и при возобновлении её построили над гробом основателя обители деревянный храм, заменённый потом каменным. Тогда же, при построении деревянного храма, написана была икона преп. Стефана и поставлена над гробом его, – а другая поставлена в храме. Обитель закрыта в 1764 г. На память преп. Стефана, 12 июня, ежегодно бывает здесь большое стечение народа. Недавно храм приписан к Вологодскому девичьему монастырю, который тем поставлен в состояние открыть общую трапезу для всех сестёр. Так преп. Стефан стал питать немощных и бедных молитвенниц.

Примечания
1* Ркп. житие преп. Стефана.
2* Бесед. 23, гл. 21.
3* Буслаева Словесн. и искус. 2, 352.
4* В ркп. святцах показан день кончины «пр. Стефана игумена Комельского Николаевского мон.» – 12 д. июня, но не показан год. – В записке о Вологодских святцах † июн. 12-го 1542 г.
5* Ист. иер. 5, 362. 364. Опис. мон., стр. 75.
6* Вологод. епар. вед. 1864 г., стр. 1. 8. 13. 73.